Рекомендации родителям
консультация по логопедии (старшая группа)

Компексы артикуляционной гинастики на все группы звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_artikulyauionnoy_gimanastiki_po_gruppam_zvukov.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы артикуляторной гимнастики

на все группы звуков

Содержание:

  • Общая артикуляторная гимнастика (упражнения для губ, языка, дыхательные упражнения)
  • Артикуляторная гимнастика для постановки свистящих (С, С, З, ЗЬ, Ц)
  • Артикуляторная гимнастика для постановки шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч)
  • Артикуляторная гимнастика для постановки звуков Р, РЬ
  • Артикуляторная гимнастика для постановки звуков Л, ЛЬ

Рекомендации при проведении артикуляционной гимнастики:

        Мы правильно произносим различные звуки, благодаря хорошей подвижности

органов артикуляции, к  которым  относятся  язык,  губы,  нижняя

челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и  дифференцированность  движений  этих

органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

      Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата

проводится  в  форме  артикуляционной   гимнастики.   Цель   артикуляционной

гимнастики  -  выработка  полноценных  движений  и  определенных   положений

органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного  произношения

звуков.

      Проводить   артикуляционную   гимнастику   нужно   ежедневно,    чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в  день

по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

      При отборе упражнений для артикуляционной  гимнастики  надо  соблюдать

определенную  последовательность,  идти  от  простых  упражнений   к   более

сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

      Из выполняемых двух-трех упражнений  новым  может  быть  только  одно,

второе и третье  даются  для  повторения  и  закрепления.  Если  же  ребенок

выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить  новых

упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для  его  закрепления  можно

придумать новые игровые приемы.

      Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении  у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся  в  спокойном

положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также  свое  лицо,

чтобы  самостоятельно  контролировать  правильность  выполнения  упражнений.

Поэтому ребенок и взрослый во время  проведения  артикуляционной  гимнастики

должны  находиться   перед   настенным   зеркалом.   Также   ребенок   может

воспользоваться небольшим ручным  зеркалом  (примерно  9х12  см),  но  тогда

взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

   - Взрослый  рассказывает  о  предстоящем  упражнении,  используя  игровые

   приемы.

   - Показывает его выполнение.

   - Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Инструкции к упражнениям надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Также поэтапно следует проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение..
Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).

  1. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, надо про себя произносить звук И.) Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти - десяти.

Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы.  Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.

Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. Если ребёнок не умеет вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 - 2 см от губ, и взять её губами.

      Взрослый, проводящий артикуляционную  гимнастику,  должен  следить  за

качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность,  темп

выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также  важно

следить, чтобы движения каждого органа артикуляции  выполнялись  симметрично

по  отношению  к  правой  и  левой  стороне   лица.   В   противном   случае

артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы свистящих звуков:

З, С, Ц

Трубочка

Выработка воздушной струи.

Свернуть язык трубочкой, высунуть его,  а затем подуть на кончик языка (задувание горящей спички при высунутом языке, сдувание с кончика языка кусочка ваты узкой бумажной полоски и т. п.).

Загнать мяч в ворота

Выработать длительную, направленную воздушную струю

Вытянуть губы вперед трубочкой. Длительно дуть на ватный шарик, загоняя      его между двумя кубиками

Наказать непослушный язык

Выработать умение расслабить мышцы языка, удерживать его широким, распластанным

 Улыбнуться. Немного приоткрыть рот. Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…». Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

Блинчик

Удерживать язык в спокойном, расслабленном положении

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу спокойно. Удерживать под счет от 5 до 10.

Кто дальше загонит мяч?

 Улыбнуться. Положить широкий язык на нижнюю губу. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край  стола.

Чистим зубки

Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубы.

Мостик

Рот приоткрыт. Широко улыбнуться, видны нижние, верхние зубы, спрятать широкий язык за  нижние зубы, выгнуть его горкой в полости рта. Удерживать в таком положении.

Комплекс артикуляционной гимнастики для группы

Шипящих звуков (ш, ж, ч, щ)

Вкусное варенье

 Слегка приоткрыть рот. Улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

Месим тесто

Улыбнуться. Немного приоткрыть рот. Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя…». Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5.

Блинчик

 Улыбнуться. Приоткрыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать от 5 до 10.

Грибочек

Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот. Поцокать языком, будто едешь на лошадке. Присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Кто дальше загонит мяч?

Улыбнуться. Положить широкий язык на нижнюю губу. Произнести звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Гармошка

Улыбнуться, приоткрыть рот. Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к небу всей поверхностью). Не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

 

Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот. На кончик носа положить маленький кусочек кальки или другую тонкую бумагу. Широким языком в форме «чашечки», высунутым из ротика, подуть на носик, сдуть кальку с носа вверх. Нижняя губа не помогает.

Здравствуй, носик!

 Высунуть широкий язык, загнуть слегка его края в виде чашечки, подуть язычком на носик. До носа доставать не надо.

Поцелуй верхнюю губку

Широкий язык (в виде чашечки) прикасается к верхней губе, чмок (цоканье). Нижняя губа не должна помогать.

Ступеньки

Широкий язык  поднимается к верхней губе, облизываем губку.

Широкий язык спрятать под верхнюю губку

Широкий язык спрятать за верхние зубки. Движения чередуем.

Чашечка

Высунуть широкий язык изо рта. Положить расслабленный язык на нижнюю губу, затем постепенно язык поднимается с губы, принимая форму «чашечки» - края языка слегка загнуты вверх. «Чашечка» в ротике, «Чашечка» на улице (чередование). Полученную «Чашечку» удерживать на счет 1 – 5. Для лучшего удержания, можно в «чашечку» капнуть капельку водички.

 

 Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Л

Месим тесто

 Улыбнуться. Немного приоткрыть рот. Пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя-пя-пя… Удерживать в спокойном положении под счет от 1 до 5

Вкусное варенье

 Слегка приоткрыть рот. Улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

Пароход гудит

Губы в улыбке. Рот приоткрыт. Кончик языка зажат между передними зубками. Длительно произнести звук «ы-ы-ы», потом резко открыть рот, получится звук, похожий на звук Л.

Индюки болтают

 Приоткрыть рот. Положить язык на верхнюю губу. Языком быстро двигать по верхней губе – «бл-бл-бл».

Качели

Улыбнуться. Приоткрыть рот, показать зубы. Кончик языка упереть за верхние зубы (удерживать под счет). Кончик языка упереть за нижние зубы (удерживать под счет). Поочередно менять положение.

 Комплекс артикуляционной гимнастики для звука Р

Чистим зубки

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Кончиком языка с внутренней, внешней стороны «почистить» поочередно верхние зубки.

Маляр

Губы в улыбке. Приоткрыть рот. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая движения языком вперед-назад

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот. Улыбнуться. Широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).

Барабанщик

 Улыбнуться. Открыть рот. Кончиком языка постучать за верхними зубами, произнося  звук Д: д-д-д (сначала медленно, постепенно убыстрять темп). Нижняя челюсть неподвижна.

Лошадка

Открыть широко рот, губы в улыбке, Широкий кончик языка прилепляется к небу, присасывается на секунду, затем отлепляется. Упражнение выполняется медленно.

Грибок

Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот. Поцокать языком, будто едешь на лошадке. Затем присосать широкий язык к небу, широко открыть рот (язык будет напоминать шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку).

Гармошка

То же самое, как и при «Грибке», но при этом положении языка (прилепленный к небу) рот открывается/закрывается, язык остается прилепленным.

Фокус

Улыбнуться, приоткрыть рот. На кончик носа положить маленький кусочек кальки или другую тонкую бумагу. Широким языком в форме «чашечки», высунутым из ротика, подуть на носик, сдуть кальку с носа вверх. Нижняя губа не помогает.

Здравствуй, носик!

 Высунуть широкий язык, загнуть слегка его края в виде чашечки, подуть язычком на носик. До носа доставать не надо.

Поцелуй верхнюю губку

Широкий язык (в виде чашечки) прикасается к верхней губе, чмок (цоканье). Нижняя губа не должна помогать.

Ступеньки

Широкий язык  поднимается к верхней губе, облизываем губку.

Широкий язык спрятать под верхнюю губку

Широкий язык спрятать за верхние зубки. Движения чередуем.

Чашечка

Высунуть широкий язык изо рта. Положить расслабленный язык на нижнюю губу, затем постепенно язык поднимается с губы, принимая форму «чашечки» - края языка слегка загнуты вверх. «Чашечка» в ротике, «Чашечка» на улице (чередование). Полученную «Чашечку» удерживать на счет 1 – 5. Для лучшего удержания, можно в «чашечку» капнуть капельку водички.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям будущих первоклассников""

Советы логопеда родителям: на что обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника....

Рекомендации учителя-дефектолога «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации специалиста по взаимодействию, пониманию и принятию ребенка родителям, имеющим детей- инвалидов...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Рекомендации родителям: "10 рекомендаций родителям детей младшего и среднего возраста"

Материал консультации для родителей по особенностям развития и воспитания ребенка....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...