Синонимы
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей и педагогов
«Знакомимся с синонимами!»
Одним из важнейших показателей великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Что такое синонимы? Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяют друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy_2020.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и педагогов
«Знакомимся с синонимами!»
Одним из важнейших показателей великого русского языка является многообразие синонимов в нашем языке. Что такое синонимы? Это слова, различные по своему звучанию, но близкие, даже часто одинаковые по своему значению. Синонимы отражают сущность одного и того же явления, но отражают многообразно, с разными оттенками. Не подменяют друг друга, они уточняют, расширяют, обогащают значение, смысл слова.
Необходимо выделить ряд условий, влияющих на эффективность работы, направленной на обогащение речи воспитанников синонимами:
- Учителем-логопедом на занятиях по изучению лексических тем ведется целенаправленная работа по обогащению у детей словаря синонимов.
- В процессе работы над активизацией словаря синонимов принимают активное участие воспитатели групп.
- Родители воспитанников, выполняя рекомендации учителя-логопеда, воспитателей закрепляют изученный словарь с помощью рекомендованных дидактических игр.
Эти игры используют воспитатели массовых групп детского сада на занятиях по развитию речи старших дошкольников, а так же в свободной деятельности детей. Дети, с которыми проводится целенаправленная работа по обогащению речи синонимами, справляются с предложенными заданиями успешнее, чем их сверстники, с которыми подобная работа не осуществляется.
Предлагаю вашему вниманию заглянуть в «Словарь синонимов русского языка», автор Александрова З. Е, где вы найдете много интересного и полезного для самообразования.
Русский язык очень богат синонимами. Так, в «Словаре синонимов русского языка» З. Е. Александровой, к прилагательному «глупый» дано 37 синонимов, к глаголу «сказать» - 30, к существительному «лицо» - 16, к наречию «всегда» - 35 синонимов. Синонимы позволяют подобрать наиболее удачное и точное слово для выражения мысли, передать самые тонкие оттенки смысла высказывания. Степень выразительности и эмоциональной окраски каждого слова из группы синонимов бывает различной.
Например:
а) рассердиться, разозлиться, разгневаться, рассвирепеть, разъяриться, взбеситься…;
б) надеть (что-нибудь), натянуть, набросить, накинуть, напялить, нахлобучить…;
В зависимости от контекста значения одного и того же слова могут быть различными и относиться к разным группам синонимов.
Например:
а) пышный хлеб – хлеб свежий, мягкий;
б) пышная природа – торжественная, парадная, роскошная…;
Слова синонимы объединяются в одну смысловую группу (ряд) по принадлежности к одной части речи. В каждой группе выделяется главное, стержневое, опорное слово, носитель основного смысла.
Например:
а) прилагательные (признаки) – робкий, пугливый, трусливый, боязливый, несмелый….;
б) существительные (предметы) – робость, пугливость, боязливость, несмелость, трусость
в) глаголы (действия) – робеет, трусит, пугается, боится, дрожит от страха….
Употребление в речи синонимов делает речь человека богаче, ярче, разнообразнее, выразительнее, точнее, осмысленнее, глубже и содержательнее. Главным источником обогащения словарного запаса ребенка синонимами является приобщение его к языку подлинной художественной литературы и устного народного творчества народа, к языку А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф. И. Тютчева, С. А. Есенина…
Предлагаю вашему вниманию лексические игры. Они помогут вам упражнять детей в подборе синонимов. Эти игры полностью базируются на доступной детям, понятной лексике, они позволят вам помочь обогатить словарный запас ваших детей, развить их внимание, память, логику, мыслительные процессы.
«Назови «слова-приятели» («слова-друзья»)
Бросаете ребенку мяч и называете слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, близкое по значению, например:
Друг… (товарищ, приятель);
Дом… (здание, жилище);
Дорога… (путь, шоссе);
Солдат… (боец, воин);
Неправда… (ложь);
Лежебока… (лентяй);
Смельчак… (храбрец);
Тоскливо… (грустно, печально);
Плясать… (танцевать);
Торопиться… (спешить, бежать, мчаться, нестись);
Размышлять… (думать, мыслить);
Печалиться… (грустить);
Шалить… (баловаться);
Бестолковый кот… (глупый кот);
Боязливый заяц… (трусливый, пугливый);
Смелый боец… (храбрый, отважный).
«Четвертый лишний»
Назовите ряд из четырех слов и попросите ребенка назвать лишнее слово, объяснив свой выбор, например:
Грустный, печальный, унылый, глубокий;
Храбрый, звонкий, смелый, отважный;
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;
Крепкий, далекий, прочный, надежный;
Понять, разобраться, запомнить, уразуметь;
Думать, ехать, размышлять, соображать.
«Назови похожие слова»
Назовите ребенку ряд слов и попросите определить, какие два из них похожи и почему, например:
Приятель-друг-враг;
Грусть-радость-печаль;
Еда-очистки-пища;
Труд-завод-работа;
Танец-пляска-песня;
Бежать-мчаться-идти;
Петь-плясать-танцевать;
Думать-хотеть-размышляь;
Шагать-сидеть-ступать;
Слушать-глядеть-смотреть;
Трусливый-тихий-пугливый;
Старый-мудрый-умный;
Бестолковый-маленький-глупый;
Смешной-большой-огромный;
Тоскливый-серый-печальный.
«Подбери пару»
Произнесите слово и попросите ребенка подобрать ему пару, назвав слово, близкое по значению, например:
Хворостина… (прут);
Месяц… (луна);
Врач… (доктор);
Твердый… (жесткий);
Раньше… (прежде);
Льется… (течет);
«Назови по порядку»
Предложите ребенку расположить слова, названные вами, по мере возрастания или убывания признаков, например:
Большой-большущий-огромный-громадный;
Маленький-очень маленький-малюсенький-крохотный;
Активно используйте следующие упражнения:
1) Поищите «слова-друзья» в стихотворениях;
2) Найдите «слова-друзья» в сказке, в рассказе;
3) Отыщите «слова-друзья» в пословицах и поговорках, объясните их смысл.
Учитель-логопед: Серкунова К.Р.
Декабрь 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Синонимы
Обогащение и активизация словарного запаса детей, точный подбор слова для выражения мысли, привитие любви к богатству и возможностям родного языка....
Обогащение словаря дошкольников синонимами
Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...
презентация по теме - СИНОНИМЫ
презентация-занятия для детей подготовительной группы знакомит дошкольников с синонимами- весело и доступно!!!...
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами. Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...
«Формирование умения понимать и употреблять синонимы, антонимы и многозначные слова у детей с нарушениями речи»
Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации. Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкол...
Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии у дошкольников среднего и старшего возраста
Работа над обобщением и активизацией словаря с помощью: раскрытия многозначности слова; расширения запаса синонимов и антонимов; формирование умения правильно употреблять слова....
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры, задания и упражнения...