Синонимы
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Обогащение и активизация словарного запаса детей, точный подбор слова для выражения мысли, привитие любви к богатству и возможностям родного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy._otkrytoe_zanyatie..doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Синонимы
Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;
Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;
учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.
Закрепление правильного произношения.
Ход занятия:
- Орг. момент. Игра « Скажи иначе». Дети называют слова и садятся: грустный - …, уродливый - …, мизер - …, приятный - …, шоссе - …, автомобиль - …, ходики - …, колун - …, месяц - …, кобылка - …, бестолковый - ….
- Логопед объявляет детям, что в гости к ним опять пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение: Мы с приятелем вдвоём
Дружно, весело живём...
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
Логопед предлагает найти в стихотворении слова – « приятелей».
3. Игра «Скажи по-другому».
У детей на столах предметные картинки (дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).
Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
* * *
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это... (дом, жилище)
* * *
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то…(еда)
* * *
С подстриженной гривой
Скачет ретиво
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
* * *
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
* * *
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас …(мороз, холод)
* * *
В прошлый раз был педагогом,
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(артист, актёр).
* * *
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, верчу
Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)
* * *
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Побежит…(автомобиль, машина)
* * *
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
- «Подбери точное слово».
Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?
Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.
Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.
Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.
Незнайка: Девочка бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане) бежит. Кошка бежит.
Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.
Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.
Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.
- Логопед предлагает посмотреть на сюжетную картинку «Угадай настроение».
- Кого видим на картинке? (Детей, малышей, ребят.)
- Где они находятся? (Во дворе, на площадке, в песочнице).
- Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)
Расскажите о настроении детей. Подберите по 2 разных слова – « приятеля».
Мальчик смеётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)
Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)
Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)
Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)
Даётся нравственная оценка действиям детей.
5. Физкультминутка.
А теперь мы разомнёмся,
Улыбнёмся, посмеёмся.
Наклоняйтесь ниже, ниже.
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь,
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите.
Потянитесь, потянитесь.
Вы, ребята, не устали?
Сели-встали! Сели-встали!
Все руками помахали
И на место побежали.
6. Игра « Что мы делаем - не скажем, а что делаем – покажем»
Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.
Действия:
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
бросает (кидает)
опасается (боится, остерегается)
скачет (прыгает)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
спешит (торопится).
7. «Опиши предмет»
Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…
8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.
Жил-был один маленький (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)
.Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).
9. «Расскажи и покажи». Речь с движениями.
Вролшебник-маг,
Знамя-флаг,
Щум-грохот,
Смех-хохот.
Хвала-одобренье,
Удача-везенье.
Силач-отлет.
Тайна-секрет.
Идти-шагать,
Плясать-танцевать.
Внезапно – вдруг
Товарищ-друг.
Здесь-тут.
Работа-труд.
10 Итог занятия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Составление предложений по 2 -3 опорным предметным картинкам.
Картинки: турист – автомобиль – страна; школьник – доктор;
малыш – штаны – дыра; метель – дорожка – дом и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение словаря дошкольников синонимами
Сообщение для логопедов, воспитателей ДОУ...
презентация по теме - СИНОНИМЫ
презентация-занятия для детей подготовительной группы знакомит дошкольников с синонимами- весело и доступно!!!...
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами
Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами. Речевое развитие является приоритетным основанием обеспечения п...
«Формирование умения понимать и употреблять синонимы, антонимы и многозначные слова у детей с нарушениями речи»
Данное пособие может быть использовано в коррекционной работе по развитию речи детей, имеющих нарушения речи, в доступной игровой ситуации. Пособие может быть рекомендовано педагогам дошкол...
Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии у дошкольников среднего и старшего возраста
Работа над обобщением и активизацией словаря с помощью: раскрытия многозначности слова; расширения запаса синонимов и антонимов; формирование умения правильно употреблять слова....
Дидактические игры и задания для обогащения словаря антонимами и синонимами дошкольников среднего и старшего возраста
Дидактические игры, задания и упражнения...
СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ – слова-друзья и слова-неприятели
Будет интересно и познавательно родителям для проведения занятий в домашних условиях....