Консультация "Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация «Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Уразбаева Г.З.,
учитель-логопед МДОБУ « ЦРР - детский сад «Алёнушка »
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую жизнь.
Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка»(А.И.Сорокина).Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.
Что значит развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь - это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, понимать речь окружающих, слушать их. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Мы считаем , что ребенок плохо говорит ,когда у него плохая дикция или когда он не может ответить на простой вопрос, когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать словом многие предметы и действия и т.п..
В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой паталогии, поэтому устранение нарушений речи небходимо начинать как можно раньше . Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Невмешательство в процессе формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитие. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознать все : логопеды, родители, воспитатели, учителя. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятие с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями, воспитателями группы детского сада. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей небходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, данных логопедом .Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом. А также должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и другого речевого материала.В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков,отработанных грамматических форм и т.п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Речь самого воспитателя должен служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонационной, выразительной. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по- разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Воспитателю важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому,понимая важность и небходимость проведения общеобразовательной и коррекционно - развиващей работы, необходимо оказывать помощь каждому ребенку.
Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:
- учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
- обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
- включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
- формирование связной речи.
- заучивание стихотворений, потешек, текстов.
- знакомство с художественной литературой.
- работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель – логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.
Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
- непосредственно - организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;
- коррекционная работа во время режимных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.dlya_vosp.log_.gr_.docx | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Функции воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи».
Уразбаева Г.З.,
учитель-логопед МДОБУ « ЦРР - детский сад «Алёнушка »
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую жизнь.
Родной язык – это средство общения, выражения и формирования мыслей «активное могучее средство всестороннего развития личности ребенка»(А.И.Сорокина).Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем содержательнее его общение со сверстниками, взрослыми.
Что значит развивать речь ребенка? Конечно же, развивать у ребенка речь - это учить его разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, понимать речь окружающих, слушать их. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Мы считаем , что ребенок плохо говорит ,когда у него плохая дикция или когда он не может ответить на простой вопрос, когда не в состоянии рассказать о том, что с ним только что произошло, когда мало и неохотно разговаривает с окружающими, когда затрудняется назвать словом многие предметы и действия и т.п..
В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой паталогии, поэтому устранение нарушений речи небходимо начинать как можно раньше . Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Невмешательство в процессе формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитие. Воспитание чистой речи у детей – задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознать все : логопеды, родители, воспитатели, учителя. Ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятие с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями, воспитателями группы детского сада. Занятия воспитателя строятся с учетом очередной темы, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия. Основную словарную работу проводит логопед, воспитатель же формирует у детей небходимый уровень знаний по словарной теме во время прогулок, на уроках рисования, лепки и конструирования. Воспитатель должен проводить занятия по уточнению движений органов артикуляционного аппарата ежедневно при помощи комплекса артикуляционных упражнений, данных логопедом .Воспитатель должен оказывать помощь логопеду во введении поставленных логопедом звуков в речь ребенка. Эта работа осуществляется с помощью потешек, скороговорок, подготовленных логопедом. А также должен закреплять навыки по связной речи с помощью стихотворений и другого речевого материала.В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков,отработанных грамматических форм и т.п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка. Воспитателям следует слышать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом её оформлении и знать, что ошибки детей - не случайность, а симптом их речевого неблагополучия.
Речь самого воспитателя должен служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонационной, выразительной. В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по- разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения. Воспитателю важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому,понимая важность и небходимость проведения общеобразовательной и коррекционно - развиващей работы, необходимо оказывать помощь каждому ребенку.
Функциями воспитателя логопедической группы таким образом, являются:
- учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течении недели.
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
- закрепление навыков правильного произношения на индивидуальных занятиях по указанию логопеда.
- обязательное слежение за грамматическими формами речи детей.
- включение отработанных грамотных конструкций в ситуациях естественного общения детей.
- формирование связной речи.
- заучивание стихотворений, потешек, текстов.
- знакомство с художественной литературой.
- работа над пересказом и составлением различных видов рассказа.
Важным моментом в работе воспитателя являются вечерние занятия (30 мин после полдника) по заданию учителя - логопеда. На вечерние занятия учитель – логопед может оставить от трех до шести человек, в зависимости от того, насколько успешно усвоен детьми материал.
Все задания должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю. Наглядный и речевой материал отбирает сам логопед. Логопед осуществляет контроль и оказывает воспитателю необходимую помощь. Дети, не имеющие задания логопеда, могут быть заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, конструкторы и т. п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент непосредственного участия или присутствия воспитателя. Рекомендуется выделить в группе место для логопедических занятий, так называемый логопедический уголок, в котором должны находиться настольно-печатные игры для формирования правильной воздушной струи, для развития неречевых процессов и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала.
Подводя итог своей консультации хочу сказать, что основными направлениями коррекционной работы воспитателя является:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- вечерние индивидуальные мероприятия воспитателя;
- непосредственно - организованная деятельность взрослого с детьми по программе ДОУ;
- коррекционная работа во время режимных моментов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О работе воспитателя в группе для детей с ОНР.
Воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова и вводить их в самостоятельную речь детей....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...
Функции воспитателя в группах для детей с ОНР
Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей учителя- логопеда и воспитателя. Многие из коррекционных задач решаются учит...
Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР
Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...
Требования к речи воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье перечислены основные речевые ошибки педагогов ДОУ, работающих в логопедических группах, и способы их преодоления....
Цели, задачи, содержание деятельности воспитателя логопедической группы для детей с ОНР
Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя (исходя из структуры дефекта) включает в себя:-Коррекцию недоразвития всех компонентов речи;-Коррекцию недоразвития неречевых психических ф...
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей...