О работе воспитателя в группе для детей с ОНР.
методическая разработка по логопедии по теме

Трескова Алла  Викторовна

Воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова и вводить их в самостоятельную речь детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_rabote_vospitatelya_v_gruppe_dlya_detey_s_onr.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

 О работе воспитателя в группе детей с ОНР.

Одной из задач коррекционно – воспитательного воздействия является пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Возложение на педагога этой задачи, которой, казалось бы, должен заниматься логопед, связано со спецификой воспитательной деятельности. Воспитатель присутствует с детьми в самой разнообразной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровой…, где имеет наглядную базу, так необходимую для формирования словаря у детей с ОНР.

Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда), воспитатель имеет возможность многократно активизировать, закреплять новые слова, без чего невозможно введение их в самостоятельную речь.

Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки называние предметов или их признаков может оказаться напрасным трудом.

Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого.

Главное, чтобы они занимались добровольно и всегда с интересом.

Следующая задача – систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильной речи детей.

Воспитатель внимательно следит за речью детей и исправляет ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Важно, чтобы исправления делались доброжелательно, корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать, высмеивать ребенка. Это может спровоцировать снижение речевой активности ребенка, вызвать замкнутость, отрицательное отношение к воспитателю, к обучению в целом.

Манера исправления ошибок детей вне занятий несколько отличается от таковой во время занятий. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание к ошибкам .Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный вариант .

Об исправлении ошибок на занятии:

1.Здесь ограничено время и долгие, пространственные выяснения, как лучше сказать, - неуместны.

2.Внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправлять его ошибки невозможно, да и не нужно.

3.Занятие, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенком общения, должно проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего с установкой на правильную, грамотную, четкую речь.

Таким образом, ошибки в ходе занятия фиксируются моментальной реакцией воспитателя: Неверно…, другие дети привлекаются к исправлению грамматических неточностей. Сам же воспитатель исправляет ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли правильно ответить.

Процесс «перевоспитания» речи и угасания патологического рефлекса возможен только при повышенном внимании ребенка к речи окружающих и своей собственной.

Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью.

Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.

Игры и упражнения, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Следующая коррекционно – воспитательная задача – совершенствование словесно – логического мышления (использование суждений, умозаключений). Наглядно – действенное и наглядно – образное мышление осуществляется посредством действий и образов. Т. е. речь и мышление тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, развивая друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмыслять события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

- Что будет, если из башни вынуть нижний кубик?...

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игр, прогулки, умывания…Важно приучать их задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из кино, рассказов взрослых. Воспитателю не следует торопиться объяснять детям. Сначала нужно задать наводящий вопрос, дать толчок мысли; затем опросить других детей, выяснить, кто из отвечающих прав и только после этого самому объяснить.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном.

- Чем отличаются птица и самолет?...

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок.

Еще одним разделом коррекционной работы воспитателя является развитие артикуляционной моторики и моторики пальцев рук. Достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным сном, обедом, ужином. Такая артикуляционная гимнастика улучшает произношение детей.

Вне занятий воспитатель предлагает детям, у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собрать мозаику из мелких деталей, поработать с конструктором, застегнуть и расстегнуть пуговицы…

Помимо коррекционного, следующим направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное. Оно включает в себя задачи, поставленные программой массовых детских садов, т. к.. подавляющее большинство детей с ОНР выпускается из специальных групп в общеобразовательные школы.

Общеобразовательное направление включает:

- Обучение по всем разделам программы массового д/с

- Воспитание в соответствии с программой массового д/с

- Работу с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование речевых игр в работе воспитателя логопедической группы для детей с ОНР

Данный материал поможет воспитателям в подборе дидактических речевых игр и упражнений для развития лексики, грамматического строя (словоизменения, словообразования) у детей старшего дошкольного ...

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития

Данный материал предназначен для воспитателей групп компенсирующей направленности, поможет им скоординировать коррекционную работу в группе  для детей с трудностями в обучении....

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР консультация для воспитателей...

Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью ...

Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...