КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
материал по логопедии (старшая группа)

Картотека дидактических игр направлена на развитие лексико-грамматического строя речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Суффиксальный способ образования

  1. «Покажи, что я назову». 

Перед детьми размещают картинки с изображением пар предметов обычного и маленького размера. Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ИК-(например, дом—домик), объясняя, что «волшебная часть» с -ИК- превращает предмет в маленький. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, где изображены маленькие предметы, а где — обычные. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -ЧИК-, -ОНОК-, -ЕНОК-, -ОЧК-, -ЕЧК-, -Ц-.

нос—носик; куст—кустик; сад—садик; стол—столик; корабль — кораблик; мяч—мячик; комар — комарик; шкаф—шкафчик; стул—стульчик; чемодан—чемоданчик; диван—диванчик; помидор—помидорчик; портфель—портфельчик; карман—карманчик; мышь—мышонок; кот—котенок; тигр—тигренок; волк—волчонок; медведь—медвежонок; заяц—зайчонок: лев—львенок; лента—ленточка; тетрадь — тетрадочка; юбка — юбочка; сумка — сумочка; вилка — вилочка; чашки — чашечка; тарелка — тарелочка; ложка — ложечка; кружка — кружечка; подушка — подушечка; книга — книжечка; зеркало — зеркальце; дерево — деревце; окно — оконце.

2. «Угадай».

Логопед раздает детям картинки-символы с изображением кругов большого и маленького размера одного цвета, называет в случайном порядке слова и предлагает определить, о каком предмете (животном) он говорит: о большом или маленьком. Дети выбирают соответствующую картинку-символ.

3. «Услышь ласковое слово».

Логопед произносит слова, четко выделяя голосом суффикс -ОК- (например, лес — лесок) и объясняя, что «волшебная часть» с -ОК- превращает обычные слова в ласковые. Затем логопед произносит в случайном порядке пары слов и предлагает детям хлопать в ладоши, если они услышат «ласковое» слово. Аналогичное задание проводится на материале слов с суффиксами -К-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ИЧК-, -УШК-, -ЫШК-, -ИЦ-, -ЕЦ-.

лес — лесок; голос — голосок; петух — петушок; старик — старичок; друг — дружок; снег — снежок; бок — бочок; круг — кружок; береза — березка; шуба — шубка; лошадь — лошадка; корова — коровка; капля — капелька; рука — ручка; нога — ножка; береза — березонька; ночь — ноченька; дочь — доченька; Оля — Оленька; рука — рученька; нога — ноженька; подруга — подруженька; лиса — лисичка; вода — водичка; сестра — сестричка; голова — головушка; зима — зимушка; зерно — зернышко; перо — перышко; крыло — крылышко; гнездо — гнездышко; бревно — бревнышко; солнце — солнышко; вода — водица; каша — кашица; кожа — кожица; масло — маслице; кресло — креслице; платье — платьице; письмо — письмецо; пальто — пальтецо.

4. «Ласково — неласково».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и без них, и предлагает определить, как звучит слово: ласково или нет.

5. «Волшебник».

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в маленький, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, то ему демонстрируется картинка с изображением маленького предмета.

Картинки: нос, куст, сад, стол, корабль, мяч, комар, шкаф, стул, чемодан, диван, помидор, портфель, карман, тигр, волк, медведь, заяц, лев, лента, тетрадь, юбка, сумка, вилка, чашка, тарелка, ложка, кружка, подушка, книга, дерево, зеркало.

6. «В зоопарке».

На наборном полотне расположены картинки с изображением животных и их детенышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какие животные (детеныши) живут в зоопарке.

Образец ответа: Здесь живут слон и слоненок.

Картинки: слон — слоненок; тигр - тигренок; кот — котенок; волк — волчонок; медведь — медвежонок; заяц — зайчонок; лев — львенок.

7. «Дюймовочка».

На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые ее окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка — маленькая девочка, все ее вещи тоже очень маленькие.

столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.

8. «Два медведя».

Детям демонстрируются два медведя — большой и маленький — и набор предметных картинок с изображением больших и маленьких чашки, блюдца, ложки, шапки, шарфа, корзины, дома, гриба, пирога. Логопед рассказывает о двух медведях и предлагает детям найти и назвать то, что нужно каждому медведю, закончив начатое им предложение.

Образец ответа: Большой медведь живет в доме. Маленький медведь живет в домике.

Примерный речевой материал:

У большого медведя... У маленького медведя...

Большой медведь надел... Маленький медведь надел...

Большой медведь взял... Маленький медведь взял...

Большой медведь собрал... Маленький медведь собрал...

Большой медведь испек... Маленький медведь испек...

9. «Доскажи слово».

Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом.

Образец ответа: Заяц белый, и зайчонок беленький. Примерный речевой материал:

Платок синий, и шарфик... Дом низкий, и избушка... Пояс короткий, и ленточка...

Береза тонкая, и березка... Кот пушистый, и котенок... Девочка красивая, и куколка...

10. «Назови ласково».

Логопед называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок, возвращая мяч, образует слово с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Образец ответа: умный — умненький.

белый — ... рыжий — ... пушистый — ... красивый — ... сладкий — ... вкусный — ...

хороший — ... синий — ... старый — ... добрый — ... теплый — ... холодный — ...

11. «Покажи, что я назову».

Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ИЩ- (например, дом—домище) и объясняя детям, что «волшебная часть» с -ИЩ- превращает обычный предмет в большой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, на какой из них изображены большие предметы, а на какой — обычные (например: «Покажи, где дом, а где домище»). Аналогичное задание выполняется на материале слов с суффиксом -ИН-.

Картинки: дом — домище; нос —носище; кот - котище; усы — усищи; комар — комарище; куст — кустище; помидор — помидорище; волк — волчище; дом — домина; нос — носина.

12. «Узнай, о чем я говорю».

Логопед бросает ребенку мяч, называя в случайном порядке слова, обозначающие «очень большой» и обычный, и предлагает определить, о каком предмете (животном) он говорил — о большом или нет.

13. «Волшебник». 

Логопед предлагает ребенку стать волшебником и, дотронувшись «волшебной палочкой» до предметной картинки с изображением предмета обычного размера, «превратить» его в очень большой с помощью «волшебной части» -ИЩ- или -ИН-, назвав правильно слово. Если ребенок выполняет задание безошибочно, ему демонстрируется картинка с изображением соответствующего предмета.

Картинки: дом, нос, кот, комар, куст, помидор, волк, глаз, рука.

14. «Комарик и слон».

Логопед предлагает детям картинки с изображением слона и комара. Он называет в случайном порядке слова (существительные, образованные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой») и предлагает детям поднять соответствующую картинку, определив, о каком предмете говорится: о большом или маленьком.

домик, садик, домище, мячик, диванчик, носина, портфельчик, тетрадочка, ротище, чашечка, ложечка, усищи, книжечка, зеркальце, ручищи, деревце, ножищи, домина.

На наборном полотне расположены картинки с изображением двух братьев — Ика и Ища. Логопед рассказывает детям историю о двух братьях (Ике и Ище): «Жили-были два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилище. ИК имел маленький домик, а ИЩ — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище». Логопед предлагает детям подобрать слова, которые бы соответствовали облику одного братца и другого.

15. «Поймай мяч».

Логопед произносит словосочетания, бросая мяч детям, и предлагает им отвечать одним словом, используя суффиксы -ИК- или -ИЩ-.

Образец ответа: маленький дом — домик; большой дом — домище.

маленький комар; маленький куст; большие усы; большой куст; маленький ковер; большая лапа; маленький винт; большой помидор; маленький глаз; большой лоб; большая нога; маленькая рука.

16. «Большой — маленький».

Логопед в случайном порядке называет слова «большой» или «маленький» и предлагает детям подобрать к ним как можно больше слов.

Образец ответа: большой — носище, домина, усищи...; маленький — мячик, стульчик, домик...

17. «Цепочка».

Логопед предлагает детям продолжить цепочку слов, образуя новые слова по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

кулак — ... — ... нога — ... — ... волос — ... — ... плечи — ... — ...

нос — ... — ... рука — ... — ... клюв — ... — ... усы — ... — ....

голос — ... — ... сапог — ... — ... хвост — ... — ... глаза — ... — ...

18. «Лишнее слово».

Логопед называет детям ряд слов и предлагает определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

избушка — садик — крылечко — деревце окно — дворик — скамеечка —дверца;

ручищи — глазищи — носище — ножищи - дом волчище — усищи;

ручка — ножка — глазик — щечки ножищи лобик — садик;

волчище — домище — глазищи — ротик ручищи — носище.

19. «Ждем гостей».

Логопед предлагает детям накрыть стол к приходу гостей. Он демонстрирует предметные картинки с изображением посуды и просит ответить, как эта посуда называется.

Образец ответа: посуда для салата — салатница.

посуда для супа — ... посуда для хлеба — ... посуда для соуса — ... посуда для сливок — ...

посуда для масла — ... посуда для конфет — ... посуда для молока — ... посуда для сухарей — ...

Образование прилагательных от существительных

20. «Подумай и назови».

Логопед предлагает детям дать словами правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная.

При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

21. «Назови правильно».

Логопед предлагает детям дать словам правильные определения, ответив на его вопрос.

Образец ответа: Как назвать ученика за ум? Умный.

Как назвать борца за силу? ...

Как назвать «волшебное царство» за сон? ...

Как назвать песню, если она вызывает тоску? ...

Как назвать ворону за крик? ...

Как назвать клоуна, если он вызывает смех? ...

Как назвать фильм, если он вызывает скуку? ...

Как назвать мальчика за драку? ...

Как сказать про носок, если он с дыркой? ...

Как назвать девочку, если у нее кудри? ...

Как назвать человека, если он делает людям добро? ...

Как назвать человека, если он делает людям зло? ...

Как назвать лежебоку за лень? ...

Как назвать книгу, если она вызывает печаль? ...

22. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес предложение, содержащее неправильное слово.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке предложения с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат предложение, содержащее неправильное слово, назвав правильный вариант.

По лесу бродит голоденный волк. За окном очень шумная улица.

На улице льет силовой дождь. Сегодня чудесный морозновый день. Мальчик не хочет есть холодный суп. Малыш вернулся с прогулки весь грязенный. Мама готовит полезновую пищу. Я услышал очень тоскливую песню. Наступила сырая дожденная осень. На опушку выскочил трусостный заяц. Во дворе жил очень драчливый мальчик.

3-й вариант. Логопед произносит предложение, где прилагательное заменено существительным, от которого оно должно быть образовано. Детям необходимо исправить ошибку, дав правильный вариант ответа.

Образец ответа: На улице льет осень дождь — на улице льет осенний дождь.

Папа купил сыну футбол мяч.

Наступил первый лето день. На улице стоит солнце погода.

Над домом летит воздух шар. В вазе стоят поле цветы.

Повар сварил яблоки компот. Дети слепили снег бабу.

Мама приготовила овощи салат.

23. «Угадай, кто хозяин».

На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»).

Образец ответа: сумка мамы — чья это сумка? — мамина сумка.

платок тети; костюм дяди; газета папы; очки бабушки; книга дедушки; дом кошки; галстук отца; хвост крокодила.

24. «Доктор Айболит».

Логопед рассказывает детям историю о том, что на дне рождения у зайца звери объелись сладким и у них разболелись зубы. Пришли звери к Доктору Айболиту лечить больные зубы. Логопед демонстрирует картинки с изображением Доктора Айболита и животных и предлагает детям назвать, чей зуб вылечил Доктор Айболит.

Образец ответа: Доктор Айболит вылечил волчий зуб.

лисий зуб; медвежий зуб; олений зуб; беличий зуб; заячий зуб.

25. «Прятки».

Логопед сообщает детям, что животные решили поиграть в прятки, но не смогли спрятаться полностью, и поэтому их можно увидеть. На наборном полотне размещаются картинки с изображением частей туловища спрятавшихся животных и предлагается угадать, кто играет в прятки.

Образец ответа: Это лисья голова — лиса играет в прятки.

голова — рыбья, оленья, лисья, коровья, птичья, медвежья, заячья, беличья, волчья;

хвост — рыбий, олений, лисий, коровий, птичий, медвежий, заячий, беличий, волчий.

26. «Рассеянный ученик».

Логопед рассказывает детям историю о рассеянном ученике, который, выполняя домашнее задание, все перепутал. Он нарисовал животных, перепутав их головы, хвосты и т. д. Детям демонстрируются картинки-нелепицы с изображением животных с чужими частями туловища. Логопед предлагает детям исправить ошибки.

Образец ответа: Это волк, но у него хвост заячий, а должен быть волчий.

хвост — козий, рыбий, бараний, олений, коровий, павлиний, птичий, медвежий, собачий, заячий, волчий, беличий; голова — козья, рыбья, баранья, оленья, коровья, павлинья, птичья, медвежья, собачья, заячья, волчья, беличья; туловище — козье, рыбье, баранье, оленье, коровье, павлинье, птичье, медвежье, собачье, заячье, волчье, беличье.

27. «Чей дом?»

Логопед демонстрирует детям картинки с изображением жилища животных и предлагает определить, чье это жилище, ответив на вопрос «чей дом?»

Картинки: берлога, логово, нора, конура, хлев, дупло, птицеферма.

28. «У кого какая шуба?»

Логопед демонстрирует картинки с изображением животных и предлагает детям ответить на вопрос: у кого какая шуба?

Образец ответа: у волка волчья шуба.

лисья шуба, заячья шуба, медвежья шуба, беличья шуба, оленья шуба, волчья шуба.

29. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Детям предлагается помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес словосочетание, звучащее неправильно.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, назвав верный вариант.

папиновая газета, мамино платье, тетин плащ, дядиновая ручка, лисина лапа, коровье молоко, павлинье перо, баранино сало, собакина будка, волчье логово, медвединое ухо, птичин клюв, беличье дупло.

30. «Чья голова?»

На наборном полотне располагаются картинки с изображением животных (птиц) и их голов. Логопед, указывая на картинки, предлагает детям определить и назвать одним словом, чья это голова.

лошадиная, куриная, мышиная, лебединая, воробьиная, ястребиная.

31. «Назови правильно листья».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением деревьев и листьев. Логопед предлагает детям одним словом назвать лист каждого дерева.

Образец ответа: лист дуба — дубовый.

ольховый, кленовый, дубовый, сосновый, еловый, березовый, липовый, осиновый, смородиновый, яблоневый, рябиновый.

32. «Мастера-умельцы».

Логопед предлагает детям побыть мастерами-умельцами и изготовить предметы из разного материала. Детям раздаются картинки с изображением различных предметов. Логопед называет материал, из которого они сделаны, а дети сообщают, что они будут изготовлять.

Образец ответа: косынка из шелка — шелковая косынка.

платок из пуха — пуховый платок; шкаф из дуба — дубовый шкаф; стол из березы — березовый стол; шуба из меха — меховая шуба; суп из гороха — гороховый суп; ваза из фарфора — фарфоровая ваза; сапоги из резины — резиновые сапоги; игрушка из пластмассы — пластмассовая игрушка; варенье из вишни — вишневое варенье; платье из ситца — ситцевое платье; приправа из перца — перцовая приправа; одеяло из ваты — ватное одеяло; сковорода из чугуна — чугунная сковорода; коробка из картона — картонная коробка; печь из кирпича — кирпичная печь; бокал из хрусталя — хрустальный бокал; папка из бумаги — бумажная папка; хлеб из пшеницы — пшеничный хлеб; ком из снега — снежный ком; повидло из яблок — яблочное повидло; сумка из кожи — кожаная сумка; свитер из шерсти — шерстяной свитер; костюм из льна — льняной костюм; кольцо из серебра — серебряное кольцо; дом из дерева — деревянный дом; стакан из стекла — стеклянный стакан; солдатик из олова — оловянный солдатик; крыша из соломы — соломенная крыша.

33. «Повар».

Логопед предлагает детям стать поварами и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые назовет логопед.

Образец ответа: грибы — грибной суп.

лимон, картофель, морковь, рыба, мясо, яблоко, земляника, брусника, молоко, овсяные хлопья.

34. «Подумай и составь сочетание из слов». 

Логопед предлагает детям составить словосочетания

из двух слов, предложенных в начальной форме. Образец ответа: зима и месяц — зимний месяц.

осень и дождь... лето и отдых...       утро и ветерок... май и праздник... море и берег... зима и лес... ночь и патруль... библиотека и книга... больница и халат... день и сон... берег и охрана...       март и капель...

35. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Он предлагает помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с правильными и неправильными прилагательными и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, назвав верный вариант.

пухная подушка, капустовый лист, зимний день, снеговой ком, дубовый лист, мехная шуба, бумажный змей, черниковое варенье, соломная крыша, морская рыба.

36. «Сравни».

а. Логопед просит детей, сравнивая различные предметы и явления, образовать сравнительную степень прилагательных.

Образец ответа: Бегемот сильный, а слон сильнее.

Кофта теплая, а шуба...       Пирог вкусный, а торт... Ручей широкий, а река...        Конфета сладкая, а мед... Клюква кислая, а лимон...      Червяк длинный, а змея... Кусты высокие, а деревья...    Ветка тонкая, а прутик... Осенью ночи темные, а зимой...   Машина едет быстро, а поезд...

б. Логопед просит детей сравнить предметы по высоте: что ниже, что выше; по длине: что длиннее, что короче;   по толщине: что толще, что тоньше.

Префиксальный способ образования

37. «Выполни инструкцию».

Логопед предлагает детям выполнить действия по его инструкции.

войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул, догнать Катю.

38. «Покажи картинку».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением предметов и людей. Логопед произносит предложение и предлагает детям показать соответствующую картинку.

Мальчик входит в дом. Птица влетает в клетку. Бабушка подходит к внуку. Мальчик приходит в магазин. Машина съезжает с камня. Утка подплывает к берегу.

Мальчик выходит из дома. Птица вылетает из клетки. Бабушка отходит от внука. Мальчик уходит из магазина. Машина наезжает на камень. Утка отплывает от берега.

39. «Лото».

Детям раздаются картинки с изображением действий людей и предметов. Логопед произносит предложения и предлагает детям закрыть соответствующую картинку фишкой.

40. «Что общего?»

Логопед произносит ряд слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям назвать общую часть слова.

влететь, вбежать, впрыгнуть; выйти, выбежать, вылететь; прилететь, прибежать, принести; улететь, уйти, убежать; побежать, пойти, полететь; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; отбежать, отпрыгнуть, отскочить; перейти, перебежать, перепрыгнуть; зайти, забежать, залететь; добежать, догнать, долететь.

41. «Чем отличаются слова?»

Логопед произносит ряд однокоренных слов, выделяя голосом приставку, и предлагает детям определить, чем отличаются слова.

влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь, полететь;

побежать, подбежать, отбежать, перебежать, убежать; дойти, зайти, выйти, уйти, перейти, сойти; въехать, наехать, подъехать, заехать, отъехать, съехать, переехать.

42. «Составь предложения».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением действий предметов и людей. Логопед называет словосочетания и предлагает детям составить предложения с ними.

переходить через улицу; влетать в клетку; выбегать из дома; отъезжать от гаража; заходить за угол; подъезжать к гаражу.

43. «Закончи слово».

Логопед произносит часть слова (приставку) и предлагает детям закончить слово, назвав его остальную часть. При затруднении дается образец.

Образец ответа: при — принести, пере — перейти.

 в, вы, при, на, с, у, по, под, от, пере, за, до.

44. «Найди начало слова».

Логопед произносит бесприставочный глагол и предлагает подобрать к этому слову начало (приставку), используя образец логопеда.

Образец ответа: бежать — прибежать, убежать, забежать.

45. «Закончи предложение».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением действий предметов и людей. Логопед произносит предикативные сочетания и предлагает детям закончить предложение.

Мальчик перебегает... Птица влетает... Лодка отплывает... Машина наезжает...

Машина отъезжает... Бабушка выходит... Ребенок слезает... Девочка подбегает...

46. «Добавь слово».

На наборном полотне располагаются картинки с изображением действий предметов и людей. Логопед произносит слово с предлогом и предлагает детям добавить другое, подходящее по смыслу. При затруднении дается образец.

Образец ответа: в клетку влетать.

через дорогу... к дому... в стакан... со стула...

от дерева... от гаража... из чашки... из коробки...

47. «Помоги Незнайке».

Логопед сообщает детям, что к ним в гости пришел Незнайка, который часто говорит неправильно, путает слова. Он предлагает детям помочь Незнайке, научив его произносить слова правильно, без ошибок.

1-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с глаголом, не соответствующие норме, и нормативные и предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат, что логопед произнес словосочетание, звучащее неправильно.

2-й вариант. Логопед произносит в случайном порядке словосочетания с глаголом, не соответствующие норме, и нормативные и предлагает детям исправить его, если они услышат словосочетание, звучащее неправильно, назвав верный вариант.

улететь к клетке, подносить через дорогу, переходить через улицу, войти в дом, переходить из дома, отходить из дома, влететь из клетки, подлететь от клетки, подбежать к столу, зайти за угол, прилететь через реку, наехать с моста, съехать с горы, залезть под стол, забежать от машины, подбежать от стола.

48. «Цирк».

Логопед предлагает детям представить, что они пошли в цирк на представление с дрессированными львами. Демонстрируется макет арены цирка, на которой стоит тумба. Логопед производит действия с игрушечным львом, каждый раз задавая вопрос: что сделал лев? Дети отвечают.

Алле! Что сделал лев? — запрыгнул на тумбу;

спрыгнул с тумбы; перепрыгнул через тумбу; подпрыгнул; впрыгнул в обруч; выпрыгнул из обруча.

49. «Сказочники».

Логопед предлагает детям придумать продолжение сказки про медведя, который жил в лесу. Логопед начинает сказку: «Жил-был медведь в лесу. Звали его Миша...» Дети продолжают сказку, договаривая предложения и демонстрируя действия.

Миша по лесу... (шел). Миша на полянку леса... (пришел). На полянке леса он избушку... (нашел). Миша лесную полянку... (перешел). Сначала он к избушке... (подошел), за избушку... (зашел), а потом вокруг избушки... (обошел). Миша в избушку... (зашел) и горшочек с медом... (нашел). Он съел мед и из избушки... (вышел). С крылечка... (сошел). От избушки... (отошел) и в лесную чащу... (ушел).

50. «Скажи наоборот».

Логопед бросает поочередно детям мяч, называя слова, обозначающие действие. Ребенок, возвращая мяч,

называет слово, обозначающее действие, с противоположным значением.

наливает... закрывает... входит... приплывает... влетает... запирает... вносит... сгибает... приклеивает— собирает...

51. «Скажи правильно».

Логопед произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

Лодка (подплыла, отплыла) от берега. Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки. Собака (залезла, вылезла) из конуры. Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус. Мяч (перескочил, отскочил) от пола. Девочка (запила, выпила) молока. Машина (съехала, заехала) на мост.

Образование сложных слов

52. «Сложное слово».

Логопед читает стихотворение и предлагает детям назвать встретившееся в нем сложное слово.

Жил да был на свете пар.
С виду был он сед и стар,
но с кипящею водой
он плясал, как молодой.
Жило-было слово ход.
В слове выход, в слове вход,
в слове ходики стучало
и в походе вдаль шагало.
Так и жили пар и ход.

Пар из чайников струился,
над кастрюлями клубился,
никаких полезных дел
делать вовсе не умел.
Жили врозь они, но вот
вместе их соединили —
по воде они поплыли.
Паром ходит пароход.
В паре ходят пар и ход.

(Е. Измайлов)

Назвав сложное слово, дети объясняют, из каких слов оно получилось.

53. «Найди сложные слова».

Логопед читает стихотворение и предлагает детям найти в нем и назвать сложные слова, объяснив, из каких слов они получились и что означают.

Семеро в отделе — все они при деле!

Пустовед поправил берет.

Пустодел горделиво глядел.

Пустолей

призывал: «Быстрей»!

Пустотес заострил вопрос.

Пустомол наполнял котел.

Пустовар нагонял жар.

Пустосчет вел всему счет...

К небу дым густой, а котел — пустой!

(В. Иванов)

54. «Создай новое слово».

а. Логопед называет существительное и прилагательное и предлагает детям по образцу «создать» новое слово.

Образец ответа: черные глаза — черноглазый.

голубые глаза — голубоглазый; зеленые глаза — зеленоглазый; длинный нос — длинноносый; широкий лоб — широколобый; острый ум — остроумный; большие глаза — большеглазый; карие глаза — кареглазый; тонкие брови — тонкобровый; белые зубы — белозубый; короткий хвост — короткохвостый.

б. Логопед называет существительное и глагол и предлагает детям по образцу «создать» новое слово.

Образец ответа: снег падает — снегопад.

звезды падают — звездопад; листья падают — листопад; лед колет — ледокол; рыбу ловит — рыболов; пчел разводит — пчеловод; лес рубит — лесоруб; книги любит — книголюб; сам летает — самолет; пешком ходит — пешеход; сок выжимает — соковыжималка; пыль сосет — пылесос; трубу чистит — трубочист; сам сваливает — самосвал; везде ходит — вездеход; мышей ловит — мышеловка; сам катит — самокат.

Родственные слова и общая морфема

55. «Похожие слова».

Логопед демонстрирует детям несколько картинок, на которых изображены: сад, маленький садик, садовник, который поливает садовые цветы. Он объясняет детям значение каждого слова, интонационно выделяя общую часть слова, говорит, что все эти слова связаны со ловом сад (садик — маленький сад, садовник — человек, который ухаживает за садом, садовые цветы — те, которые растут только в саду). Затем логопед читает стихотворение.

Как растут слова

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот еще посадки рядом.

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

(Е. Измайлов)

После прочтения стихотворения детям дается задание составить словосочетания или предложения с этими словами. При затруднении демонстрируются сюжетные картинки.

Колхозники посадили сад. Садовник ухаживает за садом, поливает садовые цветы и другие посадки. Садовник посыпает садовые дорожки песком. Колхозники посадили большой сад, а около нашего дома есть маленький садик. В нем мы тоже посадили садовые цветы. Мы ухаживаем за садовыми цветами.

56. «Назови лишнее слово».

Логопед произносит группу из трех слов, два из которых являются однокоренными, а третье содержит омонимичный корень, и предлагает детям назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

нос — носовой носить; вода водить водный; белка белый — белить; ножной ножевой — ножик: вина — виноватый виноград; измученный мучной замучить; распарывать распарить — парилка; пылинка — запылать — запылить; растоптать — топот — растопить.

57. «Подбери слова-родственники».

Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:

Что нарисовано на картинке? (лес). Как можно назвать маленький лес? (лесок). Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные).

Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник).

Как называется сказочный персонаж, живущий в лесу? (старик-лесовик).

Затем логопед называет слова лес, лесок, лесные, лесник, лесовик и предлагает детям определить, что общего в этих словах. Аналогичная работа может проводиться на материале других слов.

игра — игрушка, игрушечный, игровой, игрушечка, играть;

ночь — ночка, ночной, ноченька, ночевка, ночник, ночевать;

печь — печка, печурка, печеный, испечь, запечь, печник; город — городок, городской, городовой, пригород; ягода — ягодка — ягодный — ягодник; лед — ледяной — ледовый — ледышка — ледник — заледенеть.

58. «Назови общую часть».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (корень), и предлагает детям определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

дуб — дубок — дубовый; голос — голосистый — голосить; дом — домик — домашний; лежбище — лежебока — лежать; белить — белый — побелка; пляска — плясовая — плясать; сор — сорный — сорить; дымить — дымка — задымление; ходить — поход — ходок; пылинка — пыльный — запылить.

59. «Назови родственные слова».

Логопед, называя слово, бросает мяч детям. Ребенок, возвращая мяч, называет родственное слово.

кот... котик, котенок, котище, кошка, кошачий, кошечка, коток;

лиса... лис, лисенок, лисий, лисонька;

сад... садик, садовый, посадки, посадить, садовник;

соль... соленый, посолить, соленья;

лес... лесок, лесной, лесник, перелесок;

гора... горка, пригорок, горный, горняк;

воз... возить, повозка, перевозка, возчик, возница;

горе... горюшко, горевать, горести, пригорюниться;

вода... водный, подводный, водовоз, водяной, подводник;

поле... полюшко, полевой, полевка;

пол... половая, напольная, половик, половица;

рисунок... рисовать, зарисовка, рисование, разрисовать;

рис... рисинка, рисовый;

крепость... крепкий, укрепление, крепить, подкрепление.

60. «Договори похожие слова».

Логопед начинает предложение и предлагает детям продолжить его, используя похожие слова.

Скоро сказка... (сказывается), да не скоро дело... (делается). Хватит тебе, молодцу, горе... (горевать). Не впервой волку зиму... (зимовать). Молодое растет, а старое... (старится). Все живое хочет... (жить).

61. «Найди общую часть в словах».

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать общую часть слова, объяснив свой выбор.

выбежать, выйти, выпрыгнуть; прийти, прибежать, приплыть; уйти, улететь, убежать; отбежать, отъехать, отплыть; влететь, вбежать, въехать;

зайти, залететь, забежать; подбежать, подпрыгнуть, подлететь; перейти, перелезть, перешагнуть.

62. «Найди лишнее слово». 

Логопед произносит слова, голосом выделяя общую морфему (приставку), и предлагает детям определить и назвать лишнее слово, объяснив свой выбор.

унести, прийти, приподнять; прибежать, зайти, принести; выкинуть, войти, выпрыгнуть; прийти, подскочить, прибежать; выйти, вбежать, вылететь; отползти, отработать, забежать; переплыть, отойти, перепрыгнуть; зайти, занести, вылезти.

63. «Помоги Незнайке». 

Логопед произносит слова и предлагает детям помочь Незнайке определить, чем различаются слова, объяснив свой ответ.

влететь — подлететь; подъехать — уехать; наехать — отъехать;

переплыть — заплыть; прибежать — убежать; отпрыгнуть — запрыгнуть.

64. «Назови слова».

Логопед предлагает детям назвать как можно больше слов, у которых в начале находится общая часть (приставка): пере- , вы- , под- , в- , за-, при- , от- , с- .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и заданий по конструированию

Дидактические игры и задания по плоскостному и объемному конструированию...

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.

Картотека дидактических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи выполнена по пособию Р.И. Лалаевой, Н.В.Серебряковой "Коррекция общего недоразвития речи у д...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Дидактические игры и упражнения по формированию словообразования у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями

Дидактические игры по развитию словарного запаса, лексико-грамматических средств языка и связного высказывания...

«Использование системы дидактических игр и заданий при формировании пространственной ориентировки на плоскости у детей с нарушением зрения»

Предлагается система игр и дидактических заданий, направленных на развитие ориентировки на плоскости....

Картотека дидактических игр и упражнений по формированию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста

Овладение способами словообразования – один из главных показателей речевого развития. Словообразование рассматривается как основной путь и средство пополнения словарного состава языка, механизм ...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека подвижных, дидактических игр, загадок, стихов, пословиц и поговорок о пожарной безопасностиРебёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Так должно быть, но, к сожалению, ...