Советы логопеда по развитию речи детей 1 – 2 лет Памятка
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
4. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.
5. Дыхательная гимнастика
(примерно с 1,5 лет)
Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.
Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».
6. Чтение книг
Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.
Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.
МКДОУ «Детский сад № 1 комбинированного вида г. Пудожа» РК
(структурное подразделение «Журавушка»)
Советы логопеда
по развитию речи детей 1 – 2 лет
(памятка для родителей)
Пудож, 2020
Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.
Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.
Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко».
Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.
- Сюжетная игра и речь. Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.
И в этом ему поможет простейшая сюжетная игра – покормить куклу, уложить ее спать, спеть ей колыбельную песенку, погулять с ней по дорожке. С помощью реальных, простых действий малыш в игре прорабатывает свой опыт, а в речи этот опыт закрепляется. Если раньше ребенок как бы не замечал, что он делает, то теперь он обращает на действия особое внимание. И поэтому сюжетные игры, повторяющие действия самого малыша, нужно обязательно комментировать: «Зайка гуляет, прыгает, копает лопаткой». Покажите ребенку, как можно играть с той или иной игрушкой, и вскоре он начнет повторять ваши игровые сюжеты.
Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.
Те же потешки и прибаутки можно разыгрывать и с игрушками.
2. Пальчиковые и жестовые игры
Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры
Котик выпил молока, (высовываем язык и изображаем, как котик лакает молоко)
Откусил он пирога, (подносим руки ко рту, как будто держим что-то, и «кушаем»)
Лапки вытер, (обтираем руки)
Нос помыл, (моем нос)
«Мяу! Мяу!» — говорил. (говорим «мяу, мяу»)
3. Артикуляционные упражнения
Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья: Задувать свечку; Дуть в дудочку; Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала; Надувать мыльные пузыри; Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела; Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.
Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):
«Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
«Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
«Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
«Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
«Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
«Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
«Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы по развитию речи детей для родителей
Словарная работа с детьми...
Советы педагогам " Развитие речи детей с ОНР при ознакомлении с художественной литературой"
Формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг осуществляется через решение следующих задач:- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений...
буклет для родителей "Практические советы по развитию речи детей
В буклете представлены игры и упражнения для развития артикуляционной, мелкой и общей моторики ребёнка, а так же игры на развитие речи....
Консультация для родителей: "Простые советы по развитию речи детей раннего возраста"
Консультация для родителей: "Простые советы по развитию речи детей раннего возраста"...
Простые советы по развитию речи детей.
Работа по развитию речи детей должна быть комплексной и решать задачи, связанные со всеми сторонами речевого развития - фонетической, лексической, грамматической. Предлагаемые игры, лексические задани...
Простые советы по развитию речи детей 3–4 лет. Консультация для родителей
Часто родителям внушают, что для развития ребёнка надо обязательно тратить деньги на множество развивающих игр и «учебников», водить его в студии раннего развития. На самом деле речь ...
Буклет для родителей "Советы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста"
В буклете содержатся советы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста...