Речевое развитие детей 2 - 3 лет Памятка
консультация по логопедии

Бригоцкая Юлия Андреевна

Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_ranniy_vozrast.docx285.57 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Комментирование действий - это обогащение словарного запаса ребенка; накопление пассивного словаря малыша (словаря понимаемых слов); ребенок приучается прислушиваться к речи и выделять из ее потока знакомые и новые слова.

Используем всегда:

-во время купания (какое полотенце - мягкое, пушистое, большое, мыло - душистое, ароматное, белое, действия - намылим, смоем, вытрем, включим, части тела)

-во время одевания (называем одежду, ее части, признаки)

-во время прогулки (какое время года, какая погода, каких животных и птиц видите, какие машины встречаются)

-во время еды, сервировки стола (сравниваем чайные и столовые ложки, блюдце и тарелку, стакан и чашку)

-во время уборки (называем части мебели, их назначение, форму, цвет, размер)

-не кухне (комментируем, что делаем)

-в поездке (что видим за окном машины, автобуса)

  1. Точное называние всех предметов и их частей в речи взрослых, обращенных к ребенку - это развитие мышления и словаря (ребенок учится сравнивать предметы, выделять существенные признаки от несущественных). Используем в ходе обычного общения с детьми в повседневном общении.

Например:«Сейчас будем пить чай. Поставь на стол чашки».

Если ребенок ошибается и ставит стаканы или чашку и стакан, спросить «Разве это чашка? Есть у нее ручка? Что это? Да, это стакан. Удобно из стакана пить чай? Почему?»

  1. Непонимание речи малыша - это стимулирование активной речи ребенка. Мы его используем когда малыш обращается к Вам с просьбой, или  в специально созданных ситуациях.

  1. Употребление в повседневной речи обобщающих слов - это уточнение словаря, умение точно и уместно употребить слово-понятие (овощи, фрукты, игрушки, транспорт, мебель, посуда).

Используем:

-во время просьб к ребенку («Сложи, пожалуйста, игрушки в коробку, а книжки на полочку»);

-во время совместной уборки («Я вытру пыль с мебели, а ты убери игрушки»);

-во время бытовых процессов («Давай вместе польем цветы: розы, тюльпаны, фиалки», «Помоги мне подготовить овощи для салата: капусту, лук, огурцы, редис»)

  1. Сравнение предметов друг с другом по ходу обычных дел - это уточнение словаря и его активизация; развитие умения анализировать, сравнивать, выделять общее и отличное; развивать умение делать выводы; обобщать и развивать точность мышления и речи.

Мы используем во время одевания, на прогулке (сравниваем комбинезон и брюки, кофту и свитер, платье и сарафан)

-во время накрывания на стол (сравниваем тарелку и блюдце и т. д.)

-во время игр (сравниваем двух кукол, двух медвежати т. д.)

-во время специально организованного рассматривания двух предметов (двери, ручки, стулья, столы)

  1. Развитие мелкой моторики рук.

Можно использовать шнуровки, пуговицы, бусы, крупы, прищепки, мозаика и др.

- Игры с пальчиками. Хорошо известные «Ладушки – ладушки»«Сорока – белобока», и др.

- Массаж и самомассаж пальцев и ладоней (руками, массажными мячиками и тренажерами).

  1. Упражнения на развитие дыхания. Необходимо научить малыша правильному дыханию для того, чтобы ребёнок мог легко говорить длинными сложными предложениями. Учить малыша делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно с помощью игрушек: дудочек, свистулек, а также при выдувании мыльных пузырей. Чтобы выдох через рот был сильным и целенаправленным, предложите малышу дуть на вертушки, бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик. Дуя на игрушки, ребенок должен совершать вдох, не поднимая плеч (то есть надувать при этом животик, а выдыхать непрерывно.

Например: Речевая игра «Насос» Предлагаем ребёнку взять насос и накачать велосипедные шины. Ребёнок, подражая действию насоса произносит звук «С-С-С…».

  1. Гимнастика для язычка – нашим детям очень необходима. У детей не сформирован ещё полностью артикуляционный аппарат. Гимнастика помогает выработать правильные полноценные движения и определенные положения артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

- «Как едет лошадка» Предложите ребёнку пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам. Для имитации звука придумайте игру, например: «Вот идёт лошадка, цокает копытцами: цок – цок-цок. Слышишь, она побежала. А теперь она бежит быстро – быстро!» Ребёнок щёлкает язычком, ускоряя темп.

Можно сделать массаж язычку: «покусываем язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются удержать», расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

  1. Рисование. Занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

  1. Лепка. Самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:

• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематически правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное – говорить медленно, ясно и громко.

• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).

• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите«Кто к нам приехал?» и, ребёнок даёт полный ответ«К нам в гости приехала кукла».

• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги.

• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы. (Что это? (Кто это); Какого цвета?;  Что есть у зайки? (Что это у зайки);  Как можно назвать зайку?; Что можно с ним делать?)

Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику. Удачи вам!

МКДОУ «Детский сад № 1 г. Пудожа» РК

Корпус 2 «Журавушка»

Способы развития речи

Младший дошкольный возраст

Памятка для родителей

F:\работа 18 - 19\картинки для памяток\depositphotos_45431175-stock-illustration-mother-and-daughter-reading.jpg

Пудож, 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Речевое развитие детей"

В помощь родителям учителем-логопедом составлена памятка, что необходимо знать в речевом развитии детей дошкольного возраста, чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблю...

Памятка для воспитателей «Физиологические особенности в речевом развитии детей»

В своей работе воспитатели должны строить свою работу в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом, при этом выполняя рекомендации специалиста в организации и проведении артикуляционной гимнастики, уч...

Памятка для родителей: «Как активизировать речевое развитие детей 2-3 лет, имеющих нарушения речи»

В возрасте 2-3 лет некоторые дети произносят первый слог от слова, некоторые последний слог, а иные ничего не произносят. К 2-3 годам активный словарь ребёнка насчитывает 250-300 слов. В это же в...

Памятки для родителей о речевом развитии детей "ЛОГОПЕДиЯ"

Разработка памяток о речевом развитии ребенка, формировании звукопроизношения, артикуляционная гимнастика.......

Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"

Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...

Памятка для родителей "Речевое развитие детей от рождения до 7 лет"

Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов...