Памятки для родителей о речевом развитии детей "ЛОГОПЕДиЯ"
консультация на тему

Малкина Юлия Викторовна

Разработка памяток о речевом развитии ребенка, формировании звукопроизношения, артикуляционная гимнастика....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_2-4_goda.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

ДЛЯ

РОДИТЕЛЕЙ

от

ЛОГОПЕДА

д/с № 137

Организуем домашние занятия по развитию речи

Многие слышали поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Для наших задач эта мысль подходит как нельзя лучше. Чтобы предупредить любое нарушение речи, мама может сделать очень многое. Систематические занятия дома помогут нам в этом. Итак, для того, чтобы развить речь своего малыша как можно лучше и подготовить его к школе, заниматься нужно не меньше трёх раз в неделю, а лучше — ежедневно по 15-20 мин. Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, полочку с книжками и рабочими тетрадями, зеркало. Занятия должны нравиться ребёнку — это обязательное условие. Добиться этого не так сложно. Во-первых, выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует. Во-вторых, вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз. В-третьих, чувствуйте настрой малыша. Если игра кажется ему скучной — найдите ей замену, такую, чтобы поставленная цель всё-таки достигалась. Не стоит заставлять маленького ученика заниматься насильно. Такие занятия неэффективны.

Как заниматься развитием речи малыша 2-4 лет

Не секрет, что двух-трёхлетки — самый шустрый и любопытный народ. Маленьких непосед трудно усадить за занятия, уговорить заниматься тем, что им не нравится. Вот почему этот возраст особый: бурное развитие трудно поддается организации и дисциплине. А заниматься нужно, ведь у многих малышей речь малопонятна для окружающих, развивается с задержкой. Давайте попробуем предложить малышу такие игры для развития речи, от которых просто невозможно оторваться.

Вся работа по развитию речи малышей 2-3 лет состоит из 4 блоков:

  • расширение словаря и развитие связной речи;
  • развитие слухового внимания;
  • выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения;
  • пальчиковые игры (см. приложение в этой книге).

Развитие слухового внимания

Игры, направленные на развитие слухового внимания, помогают подготовить малыша к играм на развитие фонематического слуха. Фонематический слух — это способность различать звуки речи на слух. Например, если вас попросят подсчитать количество звуков в слове СТОЛ, вы без труда скажете — 4. Вот за эту способность человека и отвечает фонематический слух. Считается, что благодаря фонематическому слуху ребёнок не только учится чисто произносить звуки речи, но и овладевает чтением и письмом.

Игра «Что звучало?» с музыкальными игрушками. Положите перед малышом 4-5 музыкальных игрушек: металлофон, погремушку, барабан, дудочку, колокольчик. Пусть поиграет с ними. Потом попросите его отвернуться и поиграйте сами на одном из этих инструментов. Малыш должен повернуться и показать (сказать), что прозвучало.

Игра «Что не прозвучало?» Если предыдущая игра хорошо, получается, усложните задание. Малыш отворачивается, слушает, как вы играете на всех инструментах, кроме одного. Затем поворачивается и определяет, на чём вы не поиграли.

Выработка речевого выдоха и артикуляционные упражнения

Развивая речь малыша, не забудем подготовить органы артикуляции к чистому произнесению звуков. Все звуки речи должны быть сформированы и произноситься без дефектов к 4-5 годам. Если у малыша 4-5 лет есть нарушения звукопроизношения, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно. Такую работу должен делать только специалист — логопед. Тут очень много тонкостей и нюансов, без знания которых можно навредить крохе и закрепить неправильное произношение. Все подготовительные упражнения надо выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю минут по 5-7. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, доставляли удовольствие. Особую осторожность следует проявлять в играх на дыхание. Чтобы не закружилась головка, предлагайте малышу только одну игру на занятии, контролируйте время игры.

Игры с губками «Трубочка»: покажите малышу, как нужно вытягивать губки трубочкой. Задача крохи — не только повторить за вами это упражнение, но и удержать «трубочку» 5-6 сек. «Улыбка»: учимся улыбаться и удерживать улыбку 5-7 сек. Затем чередуем упражнения «Трубочка» и «Улыбка».

Игры со щёчками «Надуй шарик»: учите малыша надувать щёки и удерживать их в таком положении.

Самомассажик Попросите малыша покусать зубками язычок, а потом и губки.

Дыхательные игры Игра «Снежинки»: положите на свою ладошку кусочки белой ваты. С помощью длительного плавного выдоха подуйте на них. «Снежинки» должны плавно спланировать на пол. То же самое делает и малыш со своей ладошки. Можете сдуть ватки одновременно — так получится целый снегопад! Игра «Кораблики»: налейте в тазик воду и набросайте туда шарики от настольного тенниса. Задача: так подуть на «кораблики» - шарики, чтобы они плыли, куда вам нужно.

Расширение словаря и развитие связной речи

Нет ничего важнее для малыша 2-3 лет, чем обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Чем больше вы уделите времени таким играм, тем легче ему будет учиться дальше, в том числе в школе. Занимаясь расширением словарного запаса, мы всегда идём двумя параллельными путями: расширяем пассивный словарь и активный словарь. Пассивный словарь всегда больше активного, даже у взрослого. Это связано с тем, что большинством знакомых нам понятий мы не пользуемся в повседневной жизни. Услышав однажды слово «синхрофазотрон», мы, конечно, запомним его, но вряд ли когда-нибудь используем в активном словаре. Однако пассивный словарь помогает нам понимать речь окружающих. И чем богаче он станет, тем выше культурный уровень станет у ребёнка или взрослого.

Игрушки в миске с Фасолью — замечательный развивающий материал. Закопайте разные мелкие предметы в большую миску р фасолью или чечевицей. Малыш достаёт их и называет, кладёт рядом. Затем разложенные игрушки показывает по вашей просьбе и выполняет с ними задания: «Поставь лису около мишки», «Спрячь бусинку в мешочек», «Возьми сначала машинку, а потом мячик», «Положи мячик в грузовик, а куколку посади на стульчик».

Игры с мелкими предметами. Не спешите убирать игрушечки! Следующая игра помогает развить умение удерживать последовательность действий, прислушиваться к речи другого человека. Попросите малыша: «Дай мне игрушки по порядку, как я скажу: дай машинку, мячик и ёлку».

Обобщения и классификации— прекрасный способ расширить словарь. Положите перед малышом много разных фруктов (или картинки с их изображениями). Попросите найти и отложить в сторону только яблоки (разные по цвету, размеру, сорту). Малышам постарше задание усложним: «Разложи картинки на 2 кучки. Фрукты — в одну кучку, а овощи — в другую». Или: «Найди среди всех картинок только предметы мебели (животных, птиц, цветы, инструменты и т.д.)».

Формируем фразовую речь. Бывает так, что малыш и в 2, и в 3 года упорно не желает говорить предложениями. Для таких существует очень хороший игровой приём. Займитесь вместе с крохой изготовлением альбомчика с фотографиями самого ребёнка: как он ест, гуляет, спит и т.д. Разглядывая свои собственные фотографии (и, тем более, принимая участие в их изготовлении), малыш с большим удовольствием будет учиться говорить двусловные фразы, чем по обычным картинкам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы и сами же на них отвечайте: «Смотри-ка, что делает Ваня? Ваня спит. А тут Ваня кушает. Можно сделать альбомчик о маме и о папе («Папа сидит», «Папа читает»). Вот и двусловная фраза готова!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Анкета для родителей "Значение речевого развития в полноценном развитии ребенка"

Выявление у родителей познаний о речевом развитии в ДОУ по программе, наглядной информации в группах....

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...