«Фонетическая ритмика как средство развития речевых навыков у неговорящих детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Доклад выступления на методическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskaya_ritmika.docx | 21.94 КБ |
fonet.ritm_.pptx | 592.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»
Доклад выступления на методическом объединении
на тему:
«Фонетическая ритмика как средство развития речевых навыков у неговорящих детей»
Подготовила:
Цыганкова Жанна Валерьевна
логопед ОРНОУФВ
Кашира, 2019 г.
СЛАЙД 1.
В настоящее время возросло число обращений в наше учреждение, родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации. У таких детей отмечается:
1. отсутствие речи, либо наличие лепетных слов, звукокомплексов,
2. использование невербальных средств коммуникации.
В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, имеют низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.
Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.
СЛАЙД 2.
Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.
Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
СЛАЙД 3.
Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)
1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности.
Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.
Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков).
Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов).
Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.
СЛАЙД 4.
Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.
Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.
С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.
Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.
СЛАЙД 5.
Использование фонетической ритмики в логопедической работе позволяет решить следующие задачи:
• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);
• увеличить объем памяти;
• развивать зрительное, слуховое восприятие;
• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;
• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;
• способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций;
• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;
• формировать предпосылки к диалогической речи;
• способствовать творческому проявлению детей.
СЛАЙД 6.
Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам:
- активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;
- нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;
- вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;
- создается база для появления лепетной речи.
Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.
СЛАЙД 7.
Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.
Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи.
СЛАЙД 8.
Тематические ритмико-фонетические упражнения могут быть использованы логопедами в контексте отработки какой-либо лексической темы.
Упражнение «Одевание»
- Надеваем колготки – В-В-В.
- Надеваем штаны – С-С-С.
- Надеваем свитер – И-И-И.
- Надеваем сапоги – Ж-Ж-Ж.
- Застегиваем молнию на куртке – З-З-З.
- Надеваем шапку – Ш-Ш-Ш.
- Обматываемся шарфом – Ф-Ф-Ф.
- Пошли гулять – А-А-А-А-А.
Упражнение «Распорядок дня»
- Встали, потянулись – А-А-А.
- Делаем зарядку – И-И-И-И.
- Убираем постель – С-С-С.
- Умываемся БР-БР-БР-БР.
- Чистим зубы – Ч-Ч-Ч-Ч.
- Причесываемся – Щ-Щ-Щ-Щ.
- Завтракаем – Ам-Ам-Ам-Ам.
- Бежим гулять – Э-Э-Э-Э.
- Устали после прогулки – Ф-Ф-Ф-Ф.
Упражнение для отработки звука «Ш»
- Море шумит – Ш-Ш-Ш-Ш.
- Поймаем тишину - Ш-Ш-Ш-Ш.
- Дождик идет - Ш-Ш-Ш-Ш.
- Машина едет - Ш-Ш-Ш-Ш.
- ША – перекрест руками.
- ШО – наклон.
- ШУ - присесть, руки на поясе.
- ШИ – руки вверх.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Все звуки и движения должны совпадать по времени.
- Все звуки произносятся четко, утрированно.
- Гласные звуки заменяем голосом.
- Если звук отсутствует в речи ребенка, то заменяем его другим.
Показанные упражнения будут полезны детям не только с речевой патологией, но и детям с речевым развитием.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ У детей с речевой патологией имеются трудности формирования речевой коммуникации
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт) .
Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса: 1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов).
Занятия по фонетической ритмике проводит логопед, который должен сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы: ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся; слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.
ЗАДАЧИ: активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового) ; увеличить объем памяти; развивать зрительное, слуховое восприятие; развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка; помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений; способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций; способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение; формировать предпосылки к диалогической речи; способствовать творческому проявлению детей.
Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми приводит к следующим положительным результатам: активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений; нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха; формируется умение изменять силу и высоту голоса; уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис; вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков; создается база для появления лепетной речи.
ВЫВОД: использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Упражнение «Одевание» Надеваем колготки – В-В-В. Надеваем штаны – С-С-С. Надеваем свитер – И-И-И. Надеваем сапоги – Ж-Ж-Ж. Застегиваем молнию на куртке – З-З-З. Надеваем шапку – Ш-Ш-Ш. Обматываемся шарфом – Ф-Ф-Ф. Пошли гулять – А-А-А-А-А.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Упражнение «Распорядок дня» Встали, потянулись – А-А-А. Делаем зарядку – И-И-И-И. Убираем постель – С-С-С. Умываемся БР-БР-БР-БР. Чистим зубы – Ч-Ч-Ч-Ч. Причесываемся – Щ-Щ-Щ-Щ. Завтракаем – Ам-Ам-Ам-Ам. Бежим гулять – Э-Э-Э-Э. Устали после прогулки – Ф-Ф-Ф-Ф.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Упражнение для отработки звука «Ш» Море шумит – Ш-Ш-Ш-Ш. Поймаем тишину - Ш-Ш-Ш-Ш. Дождик идет - Ш-Ш-Ш-Ш. Машина едет - Ш-Ш-Ш-Ш. ША - перекрест руками. ШО - наклон. ШУ - присесть, руки на поясе. ШИ - руки вверх.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Все звуки и движения должны совпадать по времени. Все звуки произносятся четко, утрированно. Гласные звуки заменяем голосом. Если звук отсутствует в речи ребенка, то заменяем его другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Фонетическая ритмика как средство развития произносительных навыков
В дошкольный период особое место занимает использование фонетической ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он ос...
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР
Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи....
Билингвальная среда как средство развития речевых навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается влияние изучения английского языка на речевые навыки детей дошкольного возраста....
Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи.
Цели, которые определяют основные направления в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики...
Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Фонетическая ритмика способствует развитию сложных точных движений артикуляционного аппарата, согласованности движений разных частей тела, слухомоторной и зрительно-моторной координации, ориентации в ...