«Фонетическая ритмика как средство развития речевых навыков у неговорящих детей»
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Цыганкова Жанна Валерьевна

Доклад выступления на методическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foneticheskaya_ritmika.docx21.94 КБ
Файл fonet.ritm_.pptx592.93 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «КАШИРСКИЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «СЕМЬЯ»

                                                                         

Доклад выступления на методическом объединении

на тему:

«Фонетическая ритмика как средство развития речевых навыков у неговорящих детей»

Подготовила:
Цыганкова Жанна Валерьевна
логопед ОРНОУФВ


Кашира, 2019 г.

СЛАЙД 1.

В настоящее время возросло число обращений в наше учреждение, родителей, с жалобами на позднее начало речи у ребенка. К трем годам у многих детей речь не является полноценным средством коммуникации. У таких детей отмечается:

1. отсутствие речи, либо наличие лепетных слов, звукокомплексов,

2. использование невербальных средств коммуникации.

В своей работе мы часто наблюдаем, что многие дети, имеют низкую потребность в речевом общении, равнодушие, а иногда и негативное отношение к занятиям. У детей с речевой патологией не формируются или часто нарушаются кинестетические ощущения, страдает слуховое восприятие. В связи с этим, специалисту для вызывания звуков у ребенка необходимо выбрать другую опору.

Хотелось бы представить технологию, которая эффективно применяется в работе с неговорящими детьми.

СЛАЙД 2.

Фонетическая ритмика используется как средство опоры на зрительный и двигательный образы звука речи для укрепления межанализаторного взаимодействия.

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала.

СЛАЙД 3.

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса, которые создают психофизиологические предпосылки для формирования звуковой стороны речи. (Мухина А. Я.)

1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Другими словами — это этап вызывания звука, который предусматривает введение упражнений фонетической ритмики с целью развития мимики, орального праксиса, общей моторики, слухового и зрительного внимания, подражательности.

Упражнения способствуют появлению звука, являясь при этом дополнительной зрительной опорой и дополнительными двигательными кинестезиями помимо зрительного артикуляционного обозначения звука.

Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. На этапе автоматизации звука упражнения фонетической ритмики  развивают у детей артикуляционную моторику (речевые и мимические движения, улучшают четкость произношения звуков).

Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов).

Тем самым третий уровень обеспечивает интеграцию языкового и моторного компонентов в процессе порождения высказывания.

СЛАЙД 4.

Этот метод применим в системе логопедической работы с неговорящими детьми. Эта методика стимулирует у детей появление собственной речи, повышается их речевая активность.

Включение фонетической ритмики в логопедические занятия, с одной стороны, учитывает коммуникативные возможности и психологические особенности неговорящих детей.

С другой стороны, происходит взаимодействие логопеда с ребенком через подражание. Под подражанием мы понимаем воспроизведение образца (звук и движение) с большей или меньшей степенью активности, сознательности, творческой самостоятельности. Подражание образцу, выразительной интонации логопеда стимулирует появление вокализаций и коммуникативной активности у неговорящих детей.

Проведение занятий в игровой форме благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развивает его коммуникативные способности.

СЛАЙД 5.

Использование фонетической ритмики в логопедической работе позволяет решить следующие задачи:

• активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового);

• увеличить объем памяти;

• развивать зрительное, слуховое восприятие;

• развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка;

• помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений;

• способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций;

• способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение как со взрослым, так и друг с другом: желание внимательно слушать и выполнять просьбы, подражать речевым образцам;

• формировать предпосылки к диалогической речи;

• способствовать творческому проявлению детей.

СЛАЙД 6.

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми, помимо стимуляции речевой активности, приводит к следующим положительным результатам:

- активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений;

- нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха;

- формируется умение изменять силу и высоту голоса;

- уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис;

- вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков;

- создается база для появления лепетной речи.

Вместе с этим происходит развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры; развитие произвольного внимания.

СЛАЙД 7.

Таким образом, использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Простота и доступность упражнений фонетической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания и обучения людей с различными аномалиями развития и нарушениями речи. 

СЛАЙД 8.

Тематические ритмико-фонетические упражнения могут быть использованы логопедами в контексте отработки какой-либо лексической темы.

Упражнение «Одевание»

  1. Надеваем колготки – В-В-В.
  2. Надеваем штаны – С-С-С.
  3. Надеваем свитер – И-И-И.
  4. Надеваем сапоги – Ж-Ж-Ж.
  5. Застегиваем молнию на куртке – З-З-З.
  6. Надеваем шапку – Ш-Ш-Ш.
  7. Обматываемся шарфом – Ф-Ф-Ф.
  8. Пошли гулять – А-А-А-А-А.

Упражнение «Распорядок дня»

  1. Встали, потянулись – А-А-А.
  2. Делаем зарядку – И-И-И-И.
  3. Убираем постель – С-С-С.
  4. Умываемся БР-БР-БР-БР.
  5. Чистим зубы – Ч-Ч-Ч-Ч.
  6. Причесываемся – Щ-Щ-Щ-Щ.
  7. Завтракаем – Ам-Ам-Ам-Ам.
  8. Бежим гулять – Э-Э-Э-Э.
  9. Устали после прогулки – Ф-Ф-Ф-Ф.

Упражнение для отработки звука «Ш»

  1. Море шумит – Ш-Ш-Ш-Ш.
  2. Поймаем тишину - Ш-Ш-Ш-Ш.
  3. Дождик идет - Ш-Ш-Ш-Ш.
  4. Машина едет - Ш-Ш-Ш-Ш.
  5. ША – перекрест руками.
  6. ШО – наклон.
  7. ШУ -  присесть, руки на поясе.
  8. ШИ – руки вверх.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

- Все звуки и движения должны совпадать по времени.

- Все звуки произносятся четко, утрированно.

- Гласные звуки заменяем голосом.

- Если звук отсутствует в речи ребенка, то заменяем его другим.

Показанные упражнения будут полезны детям не только с речевой патологией, но и детям с речевым развитием.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетическая ритмика как средство развития речевых навыков у неговорящих детей

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ У детей с речевой патологией имеются трудности формирования речевой коммуникации

Слайд 3

Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Метод «фонетическая ритмика» был впервые предложен в 1989 году для развития произношения у слабослышащих детей (Т. Власова, А. Пфафенродт) .

Слайд 4

Технология фонетической ритмики направлена на развитие трех уровней праксиса: 1 Уровень расширяет возможность произвольной регуляции артикуляционных движений, оптимизации их пространственной организации для достижения нормативного звукового эффекта. Уровень 2 обеспечивает динамическую организацию артикуляционных операций. Уровень 3 является высшим, и его роль заключается в праксическом обеспечении языковых единиц, соответствующих слову или синтагме (группе слов).

Слайд 5

Занятия по фонетической ритмике проводит логопед, который должен сам правильно и красиво выполнять различные движения тела, рук, ног, головы: ритмично и красиво двигаться как под музыку, так и без нее; уметь сочетать систему движений с музыкой в различном темпе; видеть и уметь исправлять характер движений у учащихся; стремиться к максимальной естественности и раскованности движений, как своих собственных, так и учащихся; слышать недостатки в произношении учащихся и уметь их исправлять; пользоваться голосом нормальной высоты и силы, как в инструкциях, так и при передаче речевого материала.

Слайд 6

ЗАДАЧИ: активизировать высшую психическую деятельность через развитие всех видов внимания (зрительного, слухового) ; увеличить объем памяти; развивать зрительное, слуховое восприятие; развивать тактильно-кинестетическое и костно-мышечное чувства собственного тела у ребенка; помочь формированию у ребенка двигательных навыков, самостоятельного и коллективного выполнения движений; способствовать развитию чувства ритма и слухо-моторных координаций; способствовать созданию у детей положительного, эмоционально окрашенного настроя на общение; формировать предпосылки к диалогической речи; способствовать творческому проявлению детей.

Слайд 7

Регулярное включение фонетической ритмики в систему логопедических занятий с неговорящими детьми приводит к следующим положительным результатам: активнее развивается моторная сфера ребенка и координация движений; нормализуется речевое дыхание, увеличивается продолжительность выдоха; формируется умение изменять силу и высоту голоса; уточняется артикуляция имеющихся звуков, развивается оральный праксис; вызываются по подражанию некоторые из отсутствующих звуков; создается база для появления лепетной речи.

Слайд 8

ВЫВОД: использование фонетической ритмики в системе логопедической работы по развитию коммуникативной активности детей с нарушением речи предоставляет многообразные возможности для речевого развития каждого ребенка. Дети усваивают новые артикуляции, развивают просодические компоненты (сила голоса, высота голоса, учатся воспринимать и воспроизводить звуки и слоги. Все это является базой для дальнейшего формирования собственной речи ребенка.

Слайд 9

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Упражнение «Одевание» Надеваем колготки – В-В-В. Надеваем штаны – С-С-С. Надеваем свитер – И-И-И. Надеваем сапоги – Ж-Ж-Ж. Застегиваем молнию на куртке – З-З-З. Надеваем шапку – Ш-Ш-Ш. Обматываемся шарфом – Ф-Ф-Ф. Пошли гулять – А-А-А-А-А.

Слайд 10

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Упражнение «Распорядок дня» Встали, потянулись – А-А-А. Делаем зарядку – И-И-И-И. Убираем постель – С-С-С. Умываемся БР-БР-БР-БР. Чистим зубы – Ч-Ч-Ч-Ч. Причесываемся – Щ-Щ-Щ-Щ. Завтракаем – Ам-Ам-Ам-Ам. Бежим гулять – Э-Э-Э-Э. Устали после прогулки – Ф-Ф-Ф-Ф.

Слайд 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Упражнение для отработки звука «Ш» Море шумит – Ш-Ш-Ш-Ш. Поймаем тишину - Ш-Ш-Ш-Ш. Дождик идет - Ш-Ш-Ш-Ш. Машина едет - Ш-Ш-Ш-Ш. ША - перекрест руками. ШО - наклон. ШУ - присесть, руки на поясе. ШИ - руки вверх.

Слайд 12

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Все звуки и движения должны совпадать по времени. Все звуки произносятся четко, утрированно. Гласные звуки заменяем голосом. Если звук отсутствует в речи ребенка, то заменяем его другим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительных навыков

        В дошкольный период особое место занимает использование фонетической  ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он ос...

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Фонетическая ритмика как средство развития речи детей с ОНР

Методический материал по использованию фонетической ритмики служит дополнением к системе коррекционного воздействия, направленного на формирование активного словаря детей, имеющих недоразвитие речи....

Билингвальная среда как средство развития речевых навыков детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается влияние  изучения английского языка на речевые навыки детей дошкольного возраста....

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи.

Цели, которые определяют основные направления  в занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:Соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики...

Фонетическая ритмика как средство развития произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Фонетическая ритмика способствует развитию сложных точных движений артикуляционного аппарата, согласованности движений разных частей тела, слухомоторной и зрительно-моторной координации, ориентации в ...