Причины безречия у детей
статья по логопедии

Ольга Николаевна Шикина

Описываются этапы развития импрессивной речи и причины появления безречия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichiny_bezrechiya_u_detey.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Причины безречия у детей

Проблема безречия у детей, в том числе и импрессивного, с давних пор обсуждаются в литературе.

Ранние очаговые поражения мозга не являются причиной неразвития речи. Прежние представления об аналогии мозговых механизмов развития афазии оказались окончательно устаревшими,а сменяющие их новые остаются пока дискутабельными.

 Основную роль в речевом развитии детей должны играть межзональные проводящие пути: а) ассоциационные, связывающие отдельные участки коры в пределах одного только полушария и б) комиссуральные, соединяющие полушария. Конкретно речь идет о сроках их миелинизации.

       Этапы развития импрессивной стороны речи

На этапе I речевого развития главенствующая роль принадлежит физическому слуху.

На этапе II доминантную роль играют мозговые механизмы приобретения неречевого слуха.Этот вид слухового восприятия необходим для приобретения собственно речевого слухового гнозиса, актуального на этапе III, так как именно из неречевых шумов извлекаются полезные акустические признаки, служащие основой для овладения звуками речи.

Способность различения звуков речи требует осуществления процессов левополушарной латерализации, а это возможно лишь при условии нормативных связей между полушариями. Несоблюдение этого условия ведет к отсутствию в экспрессивной речи звукоподражаний.

 На IV этапе вырабатывается способность  воспринимать звуковой состав слова. При незрелости межзональных связей этого уровня ребенок не понимает слов из-за неспособности их расслышать. Регистрируется наличие условно речевой слуховой агнозии. Не преодоленная своевременно, такая агнозия также ведет к безречию. Конечная ступень слухового восприятия речи (этап V) манифестирует наиболее высокий уровень обеспечения речи, а именно фонематический (языковой). На нем формируется способность понимать осмысленные слова, обозначающие объекты окружающего мира. Функции мозговых областей, воспринимающих и обрабатывающих объекты внешнего мира, интегрируются (вписываются) в речевой механизм понимания слова.

В результате межзональных взаимодействий и интеграций их функциональных ролей на каждом из этапов речевого развития специализируются переходные области мозга, предназначенные для оперирования интегративными по структуре и одновременно экономными по способу мозговой реализации речевыми навыками. Благодаря им становится возможной беглая разговорная речь (как импрессивная, так и экспрессивная).


Безречие на этапе I выступает как прямое следствие глухоты или тяжелой тугоухости.

 На этапе II может иметь место неречевая слуховая агнозия . На этапе III вероятны проявления речевой слуховой агнозии, то есть неспособности к звукоразличению

.На этапе IV вероятны осложнения по типу речевой слуховой агнозии, обусловливающей неспособность полноценно воспринимать на слух звуковой состав слова. На этапе V может обнаружиться нарушение функции восприятия речи, условно обозначенное здесь как афонемия , состоящее в неспособности перекодировать звуки речи в фонемы и соответственно в непонимании слов. Данный вид нарушения слухового восприятия речи известен под обозначением сенсорная алалия.

Коррекционное обучение начинается с того этапа, на котором обнаруживаются неблагополучия. Используются прямые и обходные методы работы. Они включают широкий круг внешних опор, охватывающий разные модальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Причины плохой адаптации детей к детскому саду"

В данном материале раскрываются причины, которые способствуют возникновению трудностей у детей в период адаптации к ДОУ....

Причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети не редкость в современной семье. Каковы же причины гиперактивности? Попробуем в этом разобраться....

Причины агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Родители во многом определяют своеобразие развития и поведения ребенка. Существуют  факторы, которые влияют на поведенческие особенности детей, в частности на проявление агрессии. В статье упомин...

Памятка для воспитателя "Основные причины эмоционального неблагополучия детей"

Памятка для воспитателя, в которой говорится о причинах эмоционального неблагополучия детей...

Неожиданные причины простуд у детей.

Слабый иммунитет и адаптация к вирусам и бактериям не единственная причина детских болезней. Часто болеющие дети – это лучшие психологи в мире. Если мама во время болезни остается дома, становится лас...

Консультация для родителей. Причины плохого поведения ребенка Статья по детской возрастной психологии "Ребенок-катастрофа, или 5 причин плохого поведения детей"

Статья предназначена для родителей, которые не могут справиться со своими детьми и ищут ответы на вопрос «Почему мой ребенок себя плохо ведет?». То, о чем пойдет речь ниже, является ч...