Развитие дыхания
консультация по логопедии
В данном материале представлены игры и упражнения на развитие дыхания, которые можно выполнять дома с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya.doc | 658.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по развитию речевого дыхания
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
• Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического, является произвольным.
• При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.
• Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен.
• При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза.
• При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится
нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются следующие:
1. Вырабатывать свободный плавный удлинённый выдох, используя
специальные игровые упражнения.
2. Путём подражания речи взрослого воспитывать умение произносить
небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Уважаемые родители!
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребёнку выработать правильное речевое дыхание. Рекомендуем начать с
непроизвольных и таких забавных для ребёнка игровых упражнений:
•Дуть через соломинку в стакан с водой.
• Надувание воздушных шаров.
• Дуть на разноцветные вертушки, ватные шарики, ленточки…
• Игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дуть на одуванчики весной.
При всех этих забавах ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот.
А как интересно сделать своими руками игры для развития выдоха!
Сезонные игрушки: зимой снежинки, прикреплённые ниточками к игрушечным рукавичкам; осенние ласточки, падающие на корзинки с грибами. Хороши и бумажные бабочки, и стрекозы, порхающие на тесёмочках над вырезанными из бумаги цветами; лёгкие птички, летающие над облачками из ваты, для мальчиков вертолётики и самолётики. А для девочек улетающие по воле ветра от кукол шляпки. Лыжники, убегающие от соперников; мальчики на быстрых самокатах. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь сделана она руками домашних.
Работая над развитием непроизвольного выдоха, вы постепенно подведёте ребёнка к осознанию акта дыхания, дайте ему маленькое зеркальце и предложите, дыша на него, сделать:
• вдох и выдох через нос;
• вдох и выдох через рот;
• вдох через нос, выдох через рот;
• вдох через рот, вы дох через нос.
Такую игру мы называем «Осенний туман». А ещё интересно «тянуть» гласные звуки на выдохе: кто дольше? Можно петь и сочетания из гласных: АО, УЫ, ИЗ, ЭАУ, УОА и другие. Только не забывайте напомнить ребёнку: сделать вдох носом и начинать «пение» на выдохе. Следите, чтобы ребёнок не раздувал крыльев носа на вдохе и не поднимал слишком высоко плечи. Хорошо?
УДАЧИ!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детского дошкольного возраста по развитию дыхания, по выбору игрушек, способствующих укреплению дыхательных мышц, а так же по изготовлению приспособлений ,развивающих дыхание.
Рекомендуется родителям для развития дыхания детей дошкольного возраста и логопедам для формирования речевого дыхания....
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"
РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯКАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ...
Буклет " Развитие дыхания как средство развития речи"
ПРЕДСТАВЛЕНЫ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ, ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ .
Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности...
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...