"Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий"
консультация по логопедии

Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения.В консультации приведены комплексы игровых упражнений Н.В. Нищевой и Н.Ю. Григоренко, которые направлены на развитие мимических поз, выражающих определенное эмоциональное состояние.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий

Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.).

Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

Мимическая гимнастика направлена на активизацию непроизвольной мимики и формирование произвольных движений мышц лица детей.

Необходимость выполнения упражнений из комплекса мимической гимнастики обусловлена тем, что у детей, посещающих логопедическую  группу,  наблюдаются слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, что приводит к нечеткости и смазанности речи.

Важно учитывать тот факт, лицевые мышцы активно участвуют в процессе речи. Мимическая гимнастика снимает напряжение мышц речевого аппарата, служат развитию памяти и внимания, и конечно развивает в целом артикуляционный аппарат. Во время мимической гимнастики у детей развивается способность произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль.

Игровые упражнения, направленные на развитие мимических поз, выражающих определенное эмоциональное состояние:

Комплекс  Н.В.Нищевой

Капризуля

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

Учимся надувать губы. Выражение лица капризное. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Вновь повторяем упражнение 3-5 раз.

Коала

По дорожке шла коала

Эвкалипта лист жевала

Замечталась и упала

Часто-часто заморгала

Учимся быстро-быстро моргать/ Лицо при этом спокойное? Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха. И расслабления. Вновь повторяем упражнение 3-5 раз.

Лягушки

Состязались две лягушки как то раз в вокале

Две лягушки на опушке цеки раздували:

Ква ква ква! Ква ква ква!

Вот такие вот слова

Учимся раздувать щеки, повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха и расслаюления. Снова повторяем 3-5 раз.

Мишка

Мишка очень любит мед

В улей он залез, и вот

Словно флюс щека у мишки,

И испачканы штанишки

Учимся надувать то одну, то другую щеку. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Одуванчик

Одуванчик кот сорвал

От пыльцы весь желтым стал

Даже в нос пыльца попала

И в носу защекотало

Учимся двигать кончиком носа. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Магазин

Шла мартышка вдоль витрины,

Видела прохожих спины

И еще смешную рожу

Ты такую сделать сможешь?

Учимся делать смешную рожицу. Закладываем язык за нижнюю губу и оттягиваем руками ушные раковины. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Повторяем 3-5 раз.

Бульдог

Вот бульдог – забавный пес

У него курносый нос

Он подачек не берет

Чулюсть выставил вперед

Учимся выдвигать нижнюю челюсть вперед. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Мартышка

На ветвях висит мартышка

Не мартышка, а худышка

Не хватает ей продуктов

Сладких спелых сочных фруктов

Учимся втягивать щеки – воображать худышку. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Мама сердится

Не хотела Маша каши

Рассердилась мама наша

Брови хмурила вот так

Каша – это не пустяк

Учимся хмурить брови. Выражение лица сердитое. Если упражнение не получается, сдвигаем брови к переносице указательными пальцами. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Крокодил

В зоопарке побывали

Крокодила увидали

Он зубастый! Так и знай!

Брови выше поднимай!

Учимся приподнимать и опускать брови. Когда поднимаем брови выражение лица удивленное. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Рыжий кот

Как хитрющий рыжий кот

Поморгаем мы. Вот! Вот!

Левый глаз! Правый глаз!

Получается у нас!

Учимся спокойно прикрывать то один, то другой глаз. Выражение лица при этом хитрое. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Пион

Мы увидели пион,

Как чудесно пахнет он!

Воздух носом втянем дружно,

Нам цветок понюхать нужно!

Учимся втягивать ноздри, делая глубокий вдох носом. Плечи при этом не поднимаются, выражение лица довольное. Если не получается, можно поднести к носу приятно пахнущий цветок или фрукт. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Закрываем глазки

Мы закрое крепко глазки

И во сне увидим сказки

Побываем на луне

И поедем на слоне.

Учимся спокойно закрывать и открывать глаза. Лицо при этом неподвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет до 5, потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Комплекс по Григоренко:

«Спокойный»: мышцы лица в спокойном состоянии, расслаблены.

«Грустный»: брови сведены к переносице и немного приподняты; углы губ опущены; мышцы крыльев носа слегка напряжены (состояние, как перед плачем).

«Радостный»: широкая улыбка, глаза слегка прищурены.

«Сердитый»: брови сведены к переносице и немного опущены; углы губ опущены, губы приоткрыты, видны зубы; зубы сжаты; мышцы нижней челюсти напряжены.

«Испуганный»: мышцы лба напряжены; брови сведены к переносице и немного приподняты; глаза широко раскрыты; рот приоткрыт, мышцы нижней части лица и подчелюстной области напряжены.

«Удивленный»: лицо вытянуто; брови высоко подняты; глаза широко открыты; рот открыт, губы округлены как при произнесении звука [О].

«Хитрый гном»: глаза прищурены; губы сомкнуты, углы губ напряжены и слегка растянуты в стороны – «хитрая» улыбка.

2. Игровые упражнения, направленные на развитие  способности произвольно напрягать и расслаблять отдельные мышцы лица. (Напряжение – в течение 2-3 секунд, затем – полное расслабление).

«Лягушка»: губы сомкнуты и максимально растянуты в стороны – широкая улыбка; мышцы нижней части лица сильно напряжены.

«Слон»: губы с напряжением сомкнуты, максимально вытянуты вперед – «хоботок».

«Хомяк»: губы с напряжением сомкнуты; щеки очень сильно надуты.

«Тигр»: зубы сомкнуты с напряжением; губы раскрыты, напряже-ны, углы губ растянуты в стороны – «оскал»; мышцы нижней части лица сильно напряжены.

«Свинка»: нос сморщен, крылья носа напряжены – «пятачок».

«Сова»: брови высоко подняты; глаза очень широко открыты – «выпучены». «Кот»: глаза сильно зажмурены – «кот жмурится на солнышке».

«Суслик»: щеки сильно втянуты в ротовую полость.

3. Упражнения, направленные на развитие способности совершать произвольные дифференцированные движения симметричными мимическими мышцами.

Одновременно закрывать глаза – попеременно закрывать то правый, то левый глаз.

Одновременно зажмуривать глаза – попеременно зажмуривать то правый, то левый глаз.

Растягивать углы сомкнутых губ в улыбку – попеременно поднимать углы рта.

Одновременно поднимать верхнюю и опускать нижнюю губы – попеременно опускать нижнюю и поднимать верхнюю губы.

Одновременно надуть обе щеки – попеременно, с паузами, надувать то правую, то левую щеку.

Одновременно втянуть обе щеки – попеременно втягивать то правую, то левую щеки.

Одновременно сначала надувать, затем втягивать обе щеки – попеременно сначала надувать, затем втягивать то правую, то левую щеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Представлен материал из опыта работы "Использование игровой мотивации для проведения логопедических игр у детей с ОНР старшего дошкольного возраста"...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»

Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно прои...

Использование игровых технологий при проведении логопедической коррекции

laquo;У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»....

Сценарий фольклорного праздника с использованием ритмической гимнастики для детей логопедической группы "Веселая ярмарка"

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста с использование фольклера, ритмической гимнастики, русских народных игр...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Использование здоровьесберегающих технологий  в системе логопедических занятий в условиях ДОУпо теме «Использование элементовлогопедического массажа и самомассажа в коррекции речи дете...