Картотека игр, способствующих развитию фонематического восприятия
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Картотека игр для детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_sposobstvuyushchih_razvitiyu_fonematicheskogo_vospriyatiya.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1. "Что звучит?"
Цель: формировать умение на слух называть звучащий предмет
Материал: колокольчик, бубен.
Ход игры:
Ребенок сидит на стуле, воспитатель сзади него стоит так, чтобы он не видел предмет, находящий в руках (колокольчик, бубен). Ребенок должен отгадать , что за предмет звучит.
2. "Похлопаем- потопаем"
Цель: Развитие слухового внимания, развитие наблюдательности, внимательности, координации движений.
Ход игры:
На столе несколько звучащих игрушек. в ответ на определенное звучание ребенок должен производить определенные действия, например, когда играет гармошка- хлопать в ладоши, при звуках бубна топать, колокольчик- хлопать, барабан- топать.
3." Громко, тихо посвисти "
Материал: большой и маленький слоник.
Цель: формирование слуха, развитие тембра голоса.
Ход игры:
В гости пришли два слоника: один маленький, другой большой. Воспитатель рассказывает, что слоник большой свистит громко, а слоник маленький- тихо, потому что сил у него меньше. Показывает и ребенок отгадывает, который из слоников издает звуки. Затем предлагает сделать ребенку.
4. "Звучащая посудка"
Цель: определить звучание посуды, развивать слуховой аппарат.
Ход игры:
Воспитатель демонстрирует различные звуки: стук чайной ложечки по стеклянному стакану, палочкой по фарфоровой кружке, по пластмассовой кружке, по деревянной плошке. Затем те же звуки повторяет, но в другой последовательности (ребенок не должен видеть действия). Потом ребенок определяет, по какому предмету ударяет воспитатель.
5. "Повтори"
Цель: формирование слухового внимания.
Ход игры:
Воспитатель предлагает сначала хлопнуть в ладоши один раз, затем два, затем три.
6." Послушай и скажи"
Цель: формировать умение слышать и называть звуки окружающего мира.
Ход игры.
Материал: аудиозапись со звуками окружающего мира.
Ход игры:
Дети сидят полукругом. Звучит аудиозапись. Воспитатель задает вопрос.
Что звенит? (звонок).
Что грохочет (гром)
Что гудит? (сирена).
Что шуршит? (листья).
Что скрипит? (дверь).
Кто стрекочет? (кузнечик).
Кто каркает (ворона).
Кто кричит?( девочка)
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ
1. "Я потерялся"
Цель: различение на слух длительности звучания, громкости и высоты голоса.
Ход игры:
Воспитатель встает с подгруппой детей в разных углах группы, подальше друг от друга и просит представить, что они потерялись в лесу. Надо аукаться так, чтобы другой услышал. затем постепенно сближаясь, аукаясь все тише.
2. " Маленький цыпленок"
Цель: формировать умение пользоваться громкостью и высотой голоса.
Материал: цыпленок, котик, мама- курица , маски-цыплят.
Ход игры:
На полянке гуляет цыпленок. Предложить детям продемонстрировать, как он пищит, когда он гуляет с другими цыплятами. (дети изображают цыплят). Выбегает котик, цыпленок испуганно пищит. Выходит мама- курица- радостно.
3."Мы котятки, поросятки, курочки и лягушатки.."
Цель: формировать умение имитировать голоса различных животных и птиц.
Ход игры: Воспитатель читает отрывок из стихотворения К. Чуковского " Путаница".Дети повторяют звуки животных и птиц.
Замяукали котята:
Надоело нам мяукать! Дети повторяют звуки:( мяу, мяу).
Мы хотим как поросята,
Хрюкать! (хрю, хрю).
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!(кря, кря)
Мы хотим , как лягушата, Квакать (ква, ква).
Свинки замяукали:(мяу, мяу).
Кошечки захрюкали: (хрю, хрю).
Уточки заквакали: (ква, ва).
Курочки закрякали: (кря, кря).
4."Чей голос".
Цель: формировать умение различать и имитировать голоса животных, развивать внимание и память.
Материал: карточки с изображением животных и птиц.
Ход игры:
Показать детям картинки с изображением зверей и птиц (волк, корова, коза, осел, петух, лягушка, петух и т .д.)Предложить детям имитировать их голоса. Затем воспитатель сам имитирует голоса зверей и птиц, а ребенок показывает нужную картинку и вызывает обладателя голоса.
5. "Угадай, кто меня позвал?"
Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств.
Ход игры: Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. дети движутся по кругу и поют. "Вот построили мы круг, повернемся рядом вдруг, а как скажем: "скок"," скок"! Угадай, чей голосок"?".
Слова "Скок", Скок". произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнес слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали ,если нет- продолжает водить.
УЗНАВАНИЕ И РАЗЛИЧЕНИЕ СЛОВ, БЛИЗКИХ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ
1."Выбери картинку"
Цель: формировать умение различать звук.
Материал:картинки с изображением предметов.
Ход игры
Воспитатель называет слов, а дети поднимают карточку с изображением предмета, который назвала воспитатель и произносят слово.
Сом, том, дом.
Суп, сук, жук
Зубы, губы,шубы.
2. "Придумай свое слово"
Цель: формировать умение детей придумывать слова, похожие по звучанию и называть причину изменения слова.
Ход игры:
Воспитатель предлагает придумать свое слово, похожее по звучанию.
Каска..маска, ласка..
Кошка..мошка, ложка..
Мушка..сушка..
Лайка..гайка, зайка..
3. "Найди ошибку"
Цель: формировать умение узнавать правильный звук в слове.
Ход игры"
Воспитатель сознательно называет слово с изменением одного звука, а ребенок должен исправить воспитателя.
Мамолет- самолет
Шумка- сумка
Нишка- мишка.
Воспитатель также предлагает детям назвать свое слово,а другие называют правильное слово, при этом называют причину изменения слова.(изменение звука в начале слова).
УЗНАВАНИЕ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
1. "Рассмотри и расскажи".
Цель: формировать умение произносить гласные звуки.
Материал: Медиа доска с изображением картинок.
Воспитатель спрашивает, что изображено на доске.
Мальчик плачет. Как он плачет? (а-а-а).
Волк воет. Как он воет? (у-у-у).
Больной кричит. как он кричит (о-о-о).
2."Очень нужные слова- для тебя и для меня!"
Цель: формировать умение называть слова на первый гласный звук.
Ход игры: воспитатель предлагает назвать слова на гласный звук.
А- арбуз, автобус, автомобиль..
О- ослик, окно...
У- улица. ушко...
3." Найди картинку"
Цель: формировать умение узнавать в слове гласные звуки.
Материал: карточки с изображением предметов.
Ход игры
Воспитатель называет слова и если ребенок слышит слово, начинающееся на звук (и), (а), (у),(о) поднимает карточку.
4."Здравствуй, Петрушка"
Цель: Формировать умения повторять предложения, выделяя повторяющиеся звуки.
Материал: костюм Петрушки.
Воспитатель в костюме Петрушки.
Я петрушка озорной
Буду я играть с тобой!
Ты , дружок, не зевай!
А за мной повторяй.
"Бей, барабан! Барабан, барабань!"
"Тише, тише, тише
Шелестят на крыше мыши!
"Са-са-са - прилетела к нам оса!
Ша-ша-ша -моет мама малыша.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
За-за-за - уходи домой коза.
«Ушки - слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Логопед показывает деревянные, металлические ложки, хрустальные рюмки. Дети называют эти предметы. Педагог предлагает послушать, как звучат эти предметы. Установив ширму, воспроизводит звучание этих предметов по очереди. Дети узнают звуки и называют предметы их издающие.
«Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды транспорта.
Материал: магнитофон и аудиозапись с шумами улицы.
Логопед включает аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину, грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).
«Кто сказал «Мяу?»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних животных.
Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Логопед включает аудиозапись со звуками голосов домашних животных. Дети должны услышать и назвать, кому из домашних животных принадлежит голос.
Игра «Кто как голос подаёт» проводится аналогично. Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.
Послушай и назови нужное слово.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке – Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
«Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Дети стоят с закрытыми глазами. Логопед с колокольчиком бесшумно передвигается по группе и звенит. Дети, не открывая глаз, указывают рукой в направлении источника звука.
Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
Шутки-минутки
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора
Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, Принеси нам хлеба.
Тихо – громко говори.
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Тихо – громко говори.
Цель: развитие голосового аппарата и фонематического слуха. Упражняться в произношении слов и фраз с различной скоростью и громкостью.
Дети заучивают чистоговорку (с учётом отрабатываемого звука).
Например, при отработке звука л можно использовать такую фразу: «Мила в лодке плыла, кока-колу пила».
Предложить произнести чистоговорку сначала шепотом, затем тихим голосом, а потом громко.
Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове.
Логопед показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.
(Аналогично проводится игра «Назови последний звук в слове».)
Послушай и назови нужное слово.
Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте.
Логопед читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, дети должны назвать слова, в которых есть заданный звук.
Ж Жук жужжит в железной банке – Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
Шутки-минутки
Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора
Логопед читает детям строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку и исправляют её.
Хвост с узорами, Сапоги со шторами. Кот плывёт по океану, Кит из блюдца ест сметану. Божья коробка, полети на небо, Принеси нам хлеба.
Исправь Незнайкины ошибки.
Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения.
Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор. Колова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. Кочка ловит мышку. Собаха сторожит дом.
Паучок.
Цель: закрепить умение делить слова на слоги, развивать фонематический слух.
На невидимой тропинке Ой, смотрите, паутинки. Это хитрый паучок Свой развесил гамачок. И позвал наш паучок Всех друзей на гамачок Приходили к паучку Мотыльки, кузнечики, Пчёлки и шмели, Бабочки-красавицы, Мухи и жуки. Наигрались, насмеялись, А потом все разбежались. 1, 2, 3, 4, 5 – приглашаю всех опять.
Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком.
Логопед произносит три-четыре слова, с заданным звуком: санки, кость, нос – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
Поймай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-Ч-К-А – бабочка…
Разбросай слово.
Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза.
Логопед предлагает детям самим разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – Д-О-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А…
«Дует ветер»
Цель: изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Дует лёгки летний ветерок: у-у-у (тихо-тихо)
Подул сильный ветер: У-У-У (громко) Можно использовать картинки.
Отвечай – не торопясь.
Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком.
- Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас.
- Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …)
- Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …)
- Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…)
Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …)
"Правильно-неправильно".
1 вариант. Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши.
2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
«Угадай, на чём играю»
Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.
Логопед выкладывает на стол музыкальные игрушки, называет их, извлекает звуки. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послушать, узнать, какие звуки они услышали.
«Где позвонили? »
Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука.
Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза, Вы встаете в стороне от него и тихо звоните (гремите, шуршите). Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звенит? – слева, спереди, сверху, справа, снизу. Более сложный и веселый вариант – «жмурки».
«Узнай по звуку»
Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: (деревянная ложка, металлическая ложка, карандаш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник)
«Метель»
Цель: учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому.
-Замели метели и затянули свои песни: то тихие, то громкие.
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Логопед называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
«Какое слово отличается? »
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка
«Три медведя»
Цель: развитие умения менять высоту голоса
Меняя высоту голоса, попросить ребёнка отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).
Произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Цель: формирование речевого дыхания.
(каждое упражнение выполняется не более 2-3 раза).
-надуть щеки и удерживать набранный воздух.
-втянуть щеки и расслабить их.
-надуть щеки и резко надавить на них пальцами(воздух пропустить сквозь зубы).
-легко дуть на перо, лежащее на столе.
-дуть на ватку, лежащую на гладкой поверхности.
-дуть на легкие пластиковые или бумажные игрушки, плавающие на воде.
-пускать мыльные пузыри.
-сдувать с кончика языка бумажку, кусочек бинта или ваты.
- на выдохе произносить медленно гласные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр на развитие фонематического восприятия
развитие фонематического восприятия...
Картотека игр по развитию фонематического восприятия
Подборка игр для коррекционной работы с детьми с ОНР...
Игры, способствующие развитию фонематического восприятия
Представлены примеры дидактических игр и упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия...
Игры, способствующие развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста
В данном материале представлены этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. А также предложены игры для каждого из данных этапов работы....
Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР
Картотека игр для каждого этапа по формированию фонематического восприятия у детей с ФФНР....
Картотека игр для развития фонематического восприятия.
Картотека игр для развития фонематического слуха....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...