Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР
картотека по логопедии (старшая группа)

Тюпцова Анастасия Анатольевна

Картотека игр для каждого 

этапа по формированию фонематического восприятия у детей с ФФНР. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

Обзор игр, способствующих развитию фонематического восприятия у детей с ФФНР

I этап работы

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.

На данном этапе можно использовать следующие игры:

1.Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, гитара, ширма. Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название

II этап работы

1. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

2. Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!»), а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант усложнения этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится. Затем каждый ребенок по очереди произносит «Ау!» то громко, то тихо — в зависимости от того, что скажет логопед («Далеко ушел в лес». Или: «Близко зовет, от самой опушки»).

1. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

2. Игра «Три медведя» Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

 3. Игра «Животные и их детёныши» Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей – коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

 III этап работы

На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом» и т.д. Затем логопед показывает следующую картинку или просто чистый листок бумаги и называет: «Бумага — пумага — тумага — пумака — бумака». И т.д. Услышав неверно сказанное логопедом слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

1. Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …). Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.

2. Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша. Затем первое отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша, Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.

3. Игра «Найди пару» Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по звучанию.

IV этап работы

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. 1.Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПА-ТА-МА-ПА-ТАМА……..,ТО-ПУ-АХ….. 2.Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки: СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ. 3.«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других. V этап работы На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

1.Игра «Покажи картинку» Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки. Затем эта игра должна усложняться следующим образом:

1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.

2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

2. Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук: сова, косы, нос — С

3. Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук. VI этап работы Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с обучения детей определять количество слогов в слове, уметь изобразить хлопками двух- и трехсложные слова. Далее дети учатся анализировать гласные звуки, выполняя упражнения. Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова: ууулица – У. Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т Игра «Назови по порядку» Полный звукослоговой анализ слова: РАК – Р, А, К.

4. Игра «Синий — красный» Обучающий называет звук, а ребёнок в ответ показывает фишку: Б – синюю, И – красную и др.

5. Игра «Найди синий домик» Дети закрывают синими фишками все согласные звуки: дом – Д, М; только заданный согласный, например М в словах: ум, мы, дом, мох.

6. Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК. 7. Игра «Составь слово»

Ход игры: 1 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и рисует под картинкой значок, обозначающий гласный или согласный (мягкий или твердый) звук.

2 вариант: Ребенок называет первый звук каждого слова и пишет под картинкой букву, обозначающую данный звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программма учителя - логопеда по формированию произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР и НВОНР ( по ФГОС) на 2016-2017 учебный год.

Планирование индивидуальной работы. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недопразвитием....

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В данном материале представлены этапы работы по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. А также предложены игры для каждого из данных этапов работы....

Рабочая программма учителя - логопеда по формированию произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР и НВОНР ( по ФГОС) на 2016-2017 учебный год.

Планирование индивидуальной работы. Перспективное планирование работы с детьми, страдающими фонетико-фонематическим недопразвитием....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ФФНР и ОНР на этапе узнавания и различения неречевых звуков

Слуховое восприятие активно развивается с младенчества, и важнейшая задача родителей проследить, чтобы все шло своим чередом. В случае отклонений от нормы ребенку следует помочь развить неречевой слух...

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье описываются авторские технологии по развитию фонематического восприятия....