Консультация для воспитателей "Дидактический синквейн"
консультация по логопедии (старшая группа)
Данный материал раскрывает понятие "Дидактичесеий синквейн" ,его значение, этапы обучения синквейну детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sinkveyn_1.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дидактический синквейн- как эффективное средство коррекции словаря у детей с Общим недоразвитием речи».
«Изучая родной язык, ребенок усваивает не
только слова, но и множество понятий,
мыслей, чувств, художественных образов…»
К. Д. Ушинский
Актуальность
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Именно в дошкольном возрасте уделяется особое внимание речевому развитию, так как речь – это важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов, в ходе её развития происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи.
Известно, что объем словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно отличается от объема словаря нормально развивающихся сверстников, как в количественном, так и в качественном плане. Словарь беден. Дети используют в активной речи общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания, это проявляется в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.
В своей работе я использую различные современные методы и технологии, и одним из эффективных инновационных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро получить результат, является технология дидактического синквейна.
Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Эта технология способствует совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию словарного запаса, мышления, созданию условий для самовыражения детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Позволяет находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества.
Задания на составление синквейна для детей могут быть различными:
- к одному слову-предмету по лексической теме;
- к разным словам-предметам, связанным между собой лексической темой;
- составление короткого рассказа по составленному дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна;
- коррекция и совершенствование готовогосинквейна;
-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить). «Составь загадку», «Отгадай загадку».
В своей работе я используюзадание на составления синквейна к одному слову-предмету по лексической теме и составление короткого рассказа по составленному дидактическому синквейну.
При составлении синквейна с детьми нужно выбирать только те темы, которые хорошо известны детям, и обязательно показывать образец.
Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает «ёлочку».
Первая строка синквейна – одно слово (обычно существительное), отражающее тему синквейна.
Вторая строка – два слова (прилагательные), описывающие признаки предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета. Четвёртая строка – это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к теме.
Пятая строка – одно слово (существительное), связанное с первым, отражающее сущность темы (ассоциации). Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.
Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Процесс по обучению составления синквейну дошкольников состоит из трех этапов:
I этап – подготовительный
На первом этапе уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», накапливается материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание, так и в виде устных сочинений с опорой на схему. Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников —является игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактическогосинквейна — это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений, например дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.
II этап – основной
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.
III этап -практический
Направлен на формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна на разные темы: о природе, о картине, о маме и папе, о настроении и многое другое.
ВЫВОД: дидактический синквейн гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной, позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для пополнения словарного запаса ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».
Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...
Консультация " Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками " Уразбаева Г.З. учитель-логопед МДОБУ ЦРР - детский сад " Аленушка"
Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка.Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.Родной язык - это средство общения,выражения и формирования мыслей "активн...
Консультация для родителей Синквейн
Хорошее владение словом –это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиона...
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деятельность....
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г...
Консультация «Использование технологии «синквейн» в развитии речи детей старшего дошкольного возраста».
Хорошо сформированная речь – это искусство, которому следует учиться не один год. От правильной связной речи зависит будущее каждого ребенка – его дальнейшая жизнь и профессиональная деяте...
консультация для родителей " Синквейн! Что это?"
Данная консультация раскрывает суть метода синквейна....