«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения».
учебно-методический материал по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением условий жизни, социального окружения. У детей раннего возраста при поступлении в детский сад наступает переломный момент в жизни. Как всякий переломный момент он имеет позитивные, так и негативные стороны. Трудности адаптации у детей раннего и младшего возраста чаще всего вызваны не столько попаданием в незнакомую обстановку, сколько разлукой с родителями. Острота и болезненность переживаний зависит от сложившейся системы привязанности между ребенком и матерью. У детей среднего и старшего возраста так же наблюдаются трудности в адаптации при переходе в новый детский сад, переходе в новую группу в саду, который он посещает. Дети этого возраста обеспокоены в первую очередь не разлукой с родителями, а сменой привычной обстановки на незнакомую. Стоит отметить, что не зависимо от возраста, одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо использовать личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей должен предусматривать потребности ребенка, и максимально интегрировать семью в жизнь детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_v_det.sadu_.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям
дошкольного образовательного учреждения».
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети проходят через адаптационный период, который является кардинальным изменением условий жизни, социального окружения. У детей раннего возраста при поступлении в детский сад наступает переломный момент в жизни. Как всякий переломный момент он имеет позитивные, так и негативные стороны. Это событие, серьезно меняющее (а иногда и ломающее) жизненный уклад ребенка. Трудности адаптации у детей раннего и младшего возраста чаще всего вызваны не столько попаданием в незнакомую обстановку, сколько разлукой с родителями. Острота и болезненность переживаний зависит от сложившейся системы привязанности между ребенком и матерью. У детей среднего и старшего возраста так же наблюдаются трудности в адаптации при переходе в новый детский сад, переходе в новую группу в саду, который он посещает. Дети этого возраста обеспокоены в первую очередь не разлукой с родителями, а сменой привычной обстановки на незнакомую. Такие изменения вызывают стресс и напряжение. Стоит отметить, что не зависимо от возраста, одни дети достаточно легко приспосабливаются к новым условиям, другие испытывают более длительное стрессовое напряжение. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо использовать личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении детей должен предусматривать потребности ребенка, и максимально интегрировать семью в жизнь детского сада. Необходимо формировать у родителей мотивацию психологического сближения с детским садом, а значит и большей включенности в жизнь ребенка.
Целью работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям ДОУ является развитие педагогической компетентности родителей, помощь семье, поиск ответов на интересующие вопросы в воспитании детей, привлечение их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачи:
1. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2. Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- принцип партнерства, диалога;
- дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- доброжелательность, открытость.
Принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей это в первую очередь - общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это повышение интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшение детско–родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу, индивидуальные консультации со специалистами; возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество детского сада с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Первой ступенью к адаптации ребенка к ДОУ – является создание у родителей позитивного отношения, доверия к персоналу детского сада. Необходимо помочь родителям психологически грамотно подготовить своих детей к поступлению в детский сад или к переходу в новую группу.
Как известно, первое впечатление может сильно повлиять на то, как сложатся отношения родителей с персоналом ДОУ. Поэтому, первое родительское собрание должно быть основательно подготовлено. На нем обязательно должны присутствовать все специалисты. Первое родительское собрание необходимо провести в апреле, мае перед поступлением ребенка в детский сад. Собрание лучше провести в форме круглого стола, представить специалистов родителям, познакомить родителей с образовательной программой ДОУ, с организацией режима дня ребенка в детском саду. Выступление психолога о адаптации ребенка в детском саду должно нацелить родителей на оказание помощи ребенку в этот сложный период. Задачей педагогов является сбор информации о семье воспитанников, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
На втором родительском собрании, которое проводится в сентябре, родителям дается более расширенная информация о работе ДОУ, группы. Родители знакомятся с расписанием занятий воспитателей и специалистов. На собрании в моей группе особое внимание уделяется мотивации родителей для участия в проекте . Этот проект представляет собой систему совместных занятий детей, родителей с воспитателем и логопедом.
Основной целью таких занятий является формирование способов взаимодействия родителей и детей, привлечения внимания родителей к образовательному процессу. Приход родителя в группу на совместное занятие - это приятный сюрприз для ребенка, возможность поиграть вместе с ним и его новыми друзьями, доказательство того, что жизнь ребенка в ДОУ интересна родителям. Реакция родителей на происходящее повлияет и на отношение ребенка к группе. А для детей, испытывающих трудности адаптации - возможность получить дополнительную психологическую поддержку.
Такие занятия способствуют развитию навыков игрового взаимодействия с ребенком, речевого общения, диалога, создают условия для заинтересованности родителя в жизни ребенка и его внутреннем мире.Предварительно анализируются сведения о возможности и готовности родителей.
В течение года используются следующие формы работы с семьей: индивидуальные беседы и консультации, тематическое анкетирование, мастер-классы, выставки совместных детско-родительских работ, фотоотчеты о мероприятиях группы, папки -передвижки.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
К взаимодействию с родителями необходимо подходить дифференцировано с учетом многоаспектной специфики каждой семьи, необходимо учитывать и возрастной характер взаимодействия с родителями при этом соблюдая доброжелательность и открытость.
Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для того чтобы прошла успешная адаптация детей необходимо следовать следующим рекомендациям для сотрудников ДОУ и родителей:
Рекомендации для сотрудников ДОУ:
1. Любите детей и относитесь к ним как своим;
2. Помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
3. Приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
4. Необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
5. Проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
Рекомендации для родителей:
1. Любите своего ребенка таким, какой он есть;
2. Радуйтесь своему ребенку;
3. Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;
4. Слушайте ребенка, не перебивая его;
5. Установите четкие и определенные требования к ребенку;
6. Не устраивайте для ребенка множество правил;
7. Будьте терпеливы;
8. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;
9. Чаще хвалите ребенка;
10. Поощряйте игры с другими детьми;
11. Интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;
12. Не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;
13. Помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;
14. Прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Статья "Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения"....
«Особенности работы с семьей в период адаптации ребенка к детскому саду».
На сегодняшний день актуальна тема взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации детей любого возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Статья об особенностях работы с семьёй в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Статья даёт представление об условиях, методиках эффективного педагогического сопровождения в период социальной адаптации современного ребёнка в раннем дошкольном возрасте.Адаптация - это приспо...
Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Рекомендации для родителей по облегчению периода адаптации ребенка в дошкольном образовательном учрежденииПочему детям бывает сложно привыкнуть к детскому саду и как родители могут им помочь?Вопрос ...
Взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.
К вопросу о взаимодействии педагогов с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению....
"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста: сопровождение семьи в период адаптации ребенка в дошкольном учреждении"
quot;От того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний м...
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...