Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР
статья по логопедии (подготовительная группа)

Новикова Екатерина Валерьевна

Система работы по развитию фонематических функций строится поэтапно  и содержит следующие направления:

I.         Развитие фонематического восприятия

1. Узнавание неречевых знаков.

2.  Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.             

3. Различение слов, близких по звуково¬му составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

  

 II. Развитие фонематического анализа.

   

III. Развитие фонематического синтеза.

 

IV. Развитие фонематических представлений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_foneticheskie_f_2019.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

       Проблема нарушения фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи, в том числе со стертой формой дизартрии, является очень актуальной. Поскольку смазанная, невнятная речь таких детей не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля, то оказываются недоразвитыми и фонематические функции. Дети затрудняются в выполнении таких заданий, как повторение серии слогов с оппозиционными звуками, различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, выделение начального согласного звука (называют слог), определение позиции звука в слове, последовательности звуков (анализ).  Достижение хороших результатов в коррекции нарушений звукопроизношения возможно благодаря формированию для этого базы, т.е. развитию фонематических функций. В практике часто можно столкнуться с тем, что поставленный звук не автоматизируется в речи ребенка. Это свидетельствует  о  том, что ребенок не понимает (не слышит) где в слове  применить правильный образ звука. Так же недоразвитие фонематических функций негативно влияет на формирование процессов письма и чтения. Как только ребенок овладевает навыками звукового анализа, синтеза, слышит последовательность звуков, он без особых трудностей начинает читать. Сформированность фонематических функций является основой для овладения и процессом письма. Если у ребенка данные функции не сформированы, то в письменной речи это перерастет в артикуляторно-акустическую дисграфию.

       Таким образом, можно отметить большое значение развития у детей дошкольного возраста функций фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений.

Цель самообразования: повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми;
  3. Провести диагностику на начало и конец учебного года;
  4. Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;
  5. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;
  6. Участвовать в семинарах, конференциях; 
  7.  Повысить педагогическую грамотность родителей по данной теме.

План самообразования.

Профессионально-педагогическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Изучение методической литературы.

В теч. года

  1.  

Сбор анамнеза детей с нарушениями речи, заполнение речевых карт, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

Начало учебного года

3. 

Организация образовательного процесса.


 

В теч. года

4. 

Создание доступной,  вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

В течение года

5. 

Консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на индивидуальных консультациях.

В течение года

6. 

Консультации для родителей: «Причины нарушений фонематического слуха», «Проявления нарушений фонематического слуха», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции недоразвития фонематического слуха»

В течение года

7. 

Изготовление  дидактических игр, пособий для формирования фонематического восприятия

В течение года

8. 

Изготовление  дидактических игр, пособий для формирования фонематического анализа

В течение года

9. 

Изготовление  дидактических игр, пособий для формирования фонематического синтеза

В течение года

10. 

Обобщение опыта работы по методической теме: отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации  на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах.

В течение года

Методическая работа.

Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

Содержание работы

Сроки

1.

Изучение новых программ и методических пособий по теме и смежным наукам и дисциплинам.

Постоянно

2.

Изучение нормативно-правовой документации по вопросам дошкольного воспитания: Закон РФ от 01.09.2013г. «Об образовании»; ПриказМинобразования РФ от 17.10 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования»; Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Примерная основная образовательная программа ДОУ

Начало года, регулярно

3. 

Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя—логопеда на 2016 – 2017 учебный год

Сентябрь

 4.

Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

В течение всего периода

 5.

Разработка программы коррекции на учебный год.

Начало года

6. 

Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами

В течение года

7. 

Подготовка консультационного материала для родителей на темы: Консультации для родителей: «Причины нарушений фонематического слуха», «Проявления нарушений фонематического слуха», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции недоразвития фонематического слуха»

В течение года

 8.

Изготовление  дидактических игр, пособий для формирования фонематического восприятия

В течение года

 9.

Изготовление  дидактических игр, пособий для формирования фонематического анализа

В течение года

 10.

Изготовление  дидактических игр, пособий для формирования фонематического синтеза

В течение года

 11.

Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет.

Май

12. 

Обобщение опыта работы по методической теме:отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах.

В течение года

 13.

Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, самообразование по проблеме «Развитие  фонематических функций».

Постоянно

 14.

Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

Постоянно

 15.

Участие в методическом активе РМО учителей – логопедов

По плану ст. логопеда

Изучение специальной литературы.

1.        Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. С-Пб. 2004.

2.        Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. С-Пб 1999.

3.        Галкина Г.Г. Звуки, буквы я учу. М., 2002.

4.        Ершова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Я учу гласные буквы. Для детей 5-6 лет. С-Пб., М., 2001.

5.         Ершова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Я учу согласные буквы. Для детей 5-6 лет. С-Пб., М., 2001.

6.        Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. М., 1999

7.        Крупенчук О.И. Учим буквы. С-Пб., 2003.

8.        Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., изд-во «Просвещение», 1968.

9.        Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. М., 2008.

10.         Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. М., 2008.

11.        Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» С-Пб 1999.

12.        Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. С-Пб 2000.

Перспективное планирование работы по развитию фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи.

Месяц

Цель работы

Содержание работы

4-ая неделя сентября октябрь

  1. Развивать фонематическое восприятие

А) Узнавание и выделение неречевых звуков

Б) Выделение речевых звуков

– гласных звуков [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э];

- согласных звуков [П], [П’], [Б], [Б’].

Дать понятия о гласных и согласных звуках, о твердости – мягкости согласных звуков.

В) Различение слов, близких по звуковому составу.

Г) Дифференциация слогов.

  1. Развивать фонематический анализ.

А) определение позиции заданного звука в слове.

Б) Упражнять в анализе обратных и прямых слогов.

3. Развивать фонематические представления.

  1. «Угадай, что звучит?» (игры с бутылочками и баночками, заполненными различными сыпучими материалами; бытовыми предметами из разных материалов).
  2. Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка.

  1. «Поймай звук» (изолированно, в слогах, словах).
  2. «Назови лишнюю картинку»
  3. «Подари картинки» (с заданным звуком).

«Красный и зеленый» (из нескольких вариантов одного слова выбрать верный).

  1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.
  2. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

  1. «Где живет звук?» (с использованием звуковых линеек).
  2. Анализ звукокомплексов: АУО, ОУА, ОАУ, УАО.
  3. «Звуковой кубик».
  4. «Подбери картинку к схеме».
  5. Определить,  какой звук (И или Ы) в конце, середине слова.

Анализ слогов: АП, ПА, УП, ПУ с использованием фишек.

Подбор слов на заданный звук.

ноябрь

1. Продолжать развивать фонематическое восприятие

А) Выделение неречевых знаков.

Б) Дать понятие о глухости – звонкости согласных звуков (дифференциация звуков [П]- [Б], [П’]- [Б’].

      Выделение согласных звуков [М], [М'], [Н], [Н'], [Т], [Т'], и их дифференциация.

 

В) Продолжать различать слова, близкие по звуковому составу.

Г) Продолжить дифференциацию слогов.

2.Продолжать развивать фонематический анализ

А) определение позиции заданного звука в слове.

Б) Упражнять в анализе обратных и прямых слогов.

3. Продолжать развивать фонематические представления.

Воспроизведение ритмического рисунка.

  1. «Поймай звук» (изолированно, в слогах, словах).
  2.  «Назови лишнюю картинку»
  3.  «Подари картинки» (с заданным звуком).
  4. «Скажи наоборот»

Повторить серию похожих слов (сначала серию из 2 слов, потом из 3 слов: мак-бак-так).

  1. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.
  2. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

  1. «Поезд».
  2. «Назови лишнее слово в ряду» (по позиции звука в слове).
  3. «Сколько гласных звуков в слове?»
  4. «Назвать первый и последний звук в слове».
  5. «Назвать гласные звуки в слове»

Подбор слов на заданный звук.

декабрь

  1. Продолжать развивать фонематическое восприятие

А) Узнавание неречевых звуков. Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка

Б) Выделение согласных звуков [Д], [Д'], [К], [К'], [Г], [Г'] и их   дифференциация.

В) Продолжать различать слова, близкие по звуковому составу.

Г) Продолжить дифференциацию слогов.

2.Продолжать развивать фонематический анализ

А) определение позиции заданного звука в слове.

Б) Упражнять в анализе слогов.

В) Развивать навык звукового анализа трехзвуковых слов.

3. Продолжать развивать фонематические представления.

Игра «Дятел»

  1. «Поймай звук» (изолированно, в слогах, словах).
  2. «Назови лишнюю картинку»
  3.  «Украсим елочку».
  4. «Загадки на елке»

Из 4-х слов, произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от других.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающиеся по звонкости-глухости по 2 слога.

  1. «Кораблики».
  2. «Назвать первый звук».
  3. «Назови лишнее слово в ряду» (по позиции звука в слове).

Звуковой анализ слов (дом, Том, Тим, ком, гам) с использованием звуковых линеек.

Подбор слов на заданный звук.

январь

  1. Продолжать развивать фонематическое восприятие

А) Узнавание неречевых звуков. Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка

Б) Выделение согласных звуков [Х], [Х'], [Ф], [Ф'], [В], [В']    дифференциация звуков[К]- [Г], [К']- [Г'], [Х]- [Х'], [Ф]- [Ф'], [В]- [В'].  

В) Продолжать различение слов, близких по звуковому составу.

Г) Продолжать работу над различением слогов.

2.Продолжать развивать фонематический анализ

А) определение позиции заданного звука в слове.

Б) Упражнение в анализе слогов.

В) Упражнение в звуковом анализе слов из 4-х звуков.

3. Продолжать развивать фонематические представления.

Игра «Дятел»

  1. «Поймай звук» (изолированно, в слогах, словах).
  2.  «Назови лишнюю картинку»
  3. «Подари картинки».

Из каждых 4-х названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три.

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости – твердости.

  1. «Скажи наоборот».
  2. «Где живет звук?» («Поезд»).
  3. «Договори последний звук».
  4. «Назови лишнее слово».

Звуковой анализ слов: кепи, Гена, ухо, муха, мухи, мох, Фома, Фима, Пиф, Вова, вата, Витя, Вика, Ваня с использованием звуковых линеек.

  1. Подбор слов на заданный звук.
  2. «Замени звук в слове».

февраль

  1. Продолжать развивать фонематическое восприятие

      А) Узнавание неречевых звуков. Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка.

            Б) Выделение согласных звуков [С], [С'], [З], [З'].

дифференциация звуков [Ф]- [В'], [Ф']- [В'], [С]- [С'], [З]- [З'], [С]- [З], [С']- [З'].

  1. Продолжать развивать фонематический анализ.

А) определение позиции заданного звука в слове.

 

Б) Упражнение в звуковом анализе слов.

  1. Развивать навыки фонематического синтеза.

  1. Продолжать развивать фонематические представления.

Игра «Дятел».

  1. «Поймай звук» (изолированно, в слогах, словах).
  2.  «Назови лишнюю картинку»
  3. «Подари картинки».
  1. «Найди домик для зверей».
  2. «Волшебное домино».

  1. «Назвать номер звука в сочетании» (АУ, УАИ, АУИ, ИАУ).
  2. «Скажи наоборот».
  3. «Измени слово».
  4. «Цепочка».
  5. «Закончи слово, заданным звуком».
  6. «Замени звук».

  1. Звуковой анализ слов: сом, Сима, Соня, сено, суп, зуб, коза, Зина, зима с использованием звуковых линеек. Назвать гласные и согласные звуки, подсчитать количество звуков в слове.
  2. «Назови звуки по порядку».

«Собери слово».

  1. «Учим тигренка Тима».
  2. «Кто больше?»

март

  1. Продолжать развивать фонематическое восприятие

      А) Узнавание неречевых звуков. Упражнять в воспроизведении ритмического рисунка.

            Б) Выделение согласных звуков [Ц], [Ш], [Ж].

дифференциация звуков [С]- [Ц].

  1. Продолжать развивать фонематический анализ.

А) определение позиции заданного звука в слове.

Б) Упражнение в звуковом анализе слов.

  1. Продолжать развивать навыки фонематического синтеза.

      4.Продолжать развивать фонематические представления.

  1. «Вратари» («Поймай звук»).
  2.  «Назови лишнюю картинку»
  3. «Подари картинки».
  4. «Закончи слово заданным звуком».
  5. «Во что положим?»
  6. «Большой – маленький).
  7. «Назвать гласные звуки в слове»

  1. «Назови последний звук».
  2. «Цепочка».
  3. «Назови лишнюю картинку» (по позиции звука в слове).
  4. «Договори последний звук в слове».
  5. «Замени первый звук на заданный звук».

  1. Звуковой анализ слов: цыпа, шуба, душ, Миша, жук, жуки, жаба, кожа.
  2. «Разбери словечко».
  3. «Загадай любимую игрушку».

«Собери слово».

  1. «Подари Аленке».
  2. «Загрузи кораблик».

апрель

  1. Продолжать развивать фонематическое восприятие

      А) Дифференциация согласных звуков [Ш]-[Ж], [С]-[Ш], [З-[Ж].

Б) Выделениесогласных звуков [Щ], [Ч].

Дифференциация звуков [Щ]- [Ч].

  1. Продолжать развивать фонематический анализ.

А) определение позиции заданного звука в слове.

Б) Упражнение в звуковом анализе слов.

  1. Продолжать развивать навыки фонематического синтеза.

      4.Продолжать развивать фонематические представления.

 

  1. «Поймай звук» (изолированно, в слогах, словах).
  2. «В стране Звуковичков».
  3.  «Назови лишнюю картинку».
  4.  «Посели животных в домик».
  5. «Подари картинку».
  6. «Скажи наоборот».

  1. «Где живет звук?»
  2. «Замени первый звук на заданный».
  3. «Закончи слово заданным звуком».
  4. «Звуковое домино».
  5. «Отними звук».
  6. «Цифровой ряд»

  1. Звуковой анализ слов: сок-шок, коза-кожа, щука, чек, чаша.

2.   Назови звуки по порядку».

«Сломанное слово».

  1. «Загадки Петрушки».
  2. «Загрузи грузовик».

май

  1. Продолжать развивать фонематическое восприятие.

 Выделение согласных звуков [Л], [Л'], [Р], [Р'].

дифференциация звуков [Л]- [Л'], [Р]- [Р'], [Л]- [Р], [Л']- [Р'].

  1. Продолжать развивать фонематический анализ.

А) определение позиции заданного звука в слове.

Б) Упражнение в звуковом анализе слов.

  1. Продолжать развивать навыки фонематического синтеза.

      4.Продолжать развивать фонематические представления.

«Цепочка»

  1. «Поймай звук» (изолированно, в слогах, словах).

2. «Назови лишнюю картинку»

  1. «Подари картинки».
  2. «Звуковая клумба».
  3. «В стране Звуковичков».
  4. «Скажи наоборот».

  1. «Поезд» («Где живет звук?»).
  2. «После первого звука вставь звук [Р']».
  3. «Закончи слово заданным звуком».
  4. «Звуковое домино».
  5. «Горлышко болит».

  1. Звуковой анализ слов: лук, луна, лапа, Лена, лень, рак, рот, рука, руки, роза, кора, нора, река, репа, рис.
  2. «Разложи слово по звукам»

  1. «Собери словечко».
  2. «Прочитай слово» (по первым звукам слов).

  1. «Кто больше?»
  2. «Учим негритенка Тома».

Система работы по развитию фонематических функций строится поэтапно  и содержит следующие направления:

I.        Развитие фонематического восприятия

1. Узнавание неречевых знаков.

2.  Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.                         3. Различение слов, близких по звуково¬му составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

   

 II. Развитие фонематического анализа.

   

III. Развитие фонематического синтеза.

IV. Развитие фонематических представлений.

 

Развитие фонематического восприятия

1. Узнавание неречевых знаков.

1. На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, погремушка и т. п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить зву¬чание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

2. Перед ребенком выставляется 4—5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т.п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

 

3. Перед ребенком выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу ножницами, рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможностей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражнение проводится до стойкой дифференциации звучаний.

4. В одинаковые  баночки (из-под «Киндер-сюрприза», бутылочки) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

5. Упражнение направлено на воспроизведение ритмического рисунка (ритма) при отхлопывании, отстукивании. Обозначим знаком + короткий, взрывной звук, который нельзя продлить (удар в бубен, барабан, хлопок в ладоши). Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

 

'+

+

++

+

++

+

++ + ++

+

+ ++

и т.д.

 

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.                        

1. Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей позвал его. Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

 

2. Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михаил Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме? И т. п.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

3. Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

4. Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О— удивилась мама

О— стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

5. Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:

громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:

ИГОГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

1. Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

 

 

                   

БАМАН        ВАВАН            АЛЬБОМ          АЛЬПОМ

ПАМАН       ДАВАН            АЙБОМ            АЛЬМОМ

БАНАН        БАВАН             АНЬБОМ         АЛЬНОМ

БАНАМ       ВАНАН            АВЬБОМ          АБЛЁМ

ВИТАМИН       ВИТАНИН          КЛЕТКА        КЬЕКТА

МИТАНИН       МИТАВИН         КЪЕТКА        КВЕКТА

ФИТАМИН      ФИТАВИН          КЛЕТТА        ТЛЕКТА

ВИТАЛИМ       ВИТАНИМ         ТЛЕТКА         КВЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружочек.

2. Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак—бак—так                   моток—каток—поток

ток—тук—так                    батон—бутон—бетон

бык—бак—бок                  будка—дудка—утка

дам—дом—дым                нитка—ватка—ветка

ком—дом—гном               клетка—плётка—плёнка

                                            тыква—буква—будка

При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

3. Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава

ком—ком—кот—ком

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

минута—монета—минута—минута

буфет—букет—буфет—буфет

билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

4. Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан

сом—ком—индюк—дом

лимон—вагон—кот—бутон

мак—бак—веник—рак

совок—гном—венок—каток

пятка—ватка—лимон—кадка

ветка—диван—клетка—сетка

каток—дом—моток—поток

5. Взрослый не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребенка определить, на какое из названных трех слов больше похоже 4-е:

мак—дом—ветка (Слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)

совок—вагон—гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

калитка—дом—каток (улитка, гном, платок, листок, ком)

При трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.

6. Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные... (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь —

От меня сбежала... (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня...» (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то... (спички, щетку, ножик)

Опустела мостовая,

И уехали... (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

— До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс,

У него в чернилах... (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и... (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш,.. (ручку, тетрадь, книгу)

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает дву¬стишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

4. Дифференциация слогов.

1.Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

та—та—ТА          па—па—ПА              ка—ка—КА

та—ТА—та          па—ПА—па              ка—КА—ка

ТА—та—та          ПА—па—па              КА—ка—ка

фа—фа—фа       на—на—на

ва—ва—ва         ба—ба—ба

ма—ма—ма        га—га—га

2. Воспроизведение слоговых сочетаний с одним соглас¬ным и разными гласными звуками.

та—то—ту               ну—ны—на                бо—ба—бы

ты—та - то               но—на—ну                 бу—бо—ба

му—мы—ма            да—ды—до                 па—пу—по

мо—ма—мы            ду—ды—да                 ку—ко—ка

ва—ву—во                                                                                 И т. п.

3. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та—ка—па                                            па—ка—та

ка—на—па                                           га—ба—да

фа—ха—ка                                           ка—фа—ха

ба—да—га                                            ва—ма—на

ма—на—ва

То же с гласными О, У, Ы.

4. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву¬ками, различающимися по звонкости / глухости, сначала по 2 слога:

па—ба                                          та—да

по—бо                                          ка—га

пу—бу                                         фа—ва

пы—бы                                        са—за               ша—жа

(То же с гласными 0, У, Ы),

затем по 3 слога:

па—ба—па                та—да—та                 ва—фа—ва

по—бо—по               да—та—да                 фа—ва—фа

пу—бу—пу               ка—га—ка                  са—за—са

пы—бы—пы             га—ка—га

5. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву¬ками, различающимися по мягкости/твердости.

па—пя                  по—пё                     пу—пю                      пы—пи

ма—мя                  мо—мё                   му—мю                      мы—ми

ва—вя                   во—вё                     ву—вю                       вы—ви

та—тя                   то—те                     ту—то                         ты—ти

ба—бя                   бо—бё                    бу—бю                       бы—би

да—дя                   до—дё                    ду—дю                       ды—ди

фа—фя                 фо—фё                   фу—фю                       фы—фи

6. Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков: па—тпа                      на—пна

та—пта                      ка—фка

фа—тфа                     ка—тка

та—фта                      ка—пка

ма—кма                     та—кта

на—фна                     на—хна

То же с гласными О, У, Ы. .

7. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта—пто—пту—пты                        тма—тмо—тму—тмы

кта—кто—кту—кты                         кна—кно—кну—кны

фта—фто—фту—фты                      фка—фко—фку—фкы

тпа—тпо—тпу—тпы                        пна—пно—пну—пны И т. п.

8. Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

пта—тпа                         кта—тка                               фта—тфа

пка—кпа                        фка—кфа                               хта—тха

фпа—пфа                        гда—дга                                вба—бва

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

5. Дифференциация фонем.

1.        «Поймай звук». Выделение одного из гласных или согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из (гласных) согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный (гласный) согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

2.        «Украшаем елочку», «Звуковая клумба». Отбор картинок с заданным звуком среди других картинок.

3.        «День рождения». Перед детьми кладется «торт», разделенный на части (куски). Задание: будем делить торт – дарить картинки. Ребенок берет кусочек торта: «Мне подарили кусочек со звуком Р» и т.д.

4.        «Кто лишний». Из четырех картинок выбрать лишнюю, в названии которой нет звука, содержащегося в других трех словах.

5.        «Найди домик для зверей». Игра, направлена на дифференциацию оппозиционных звуков (С-З, Ш-Ж, С-Ш, З-Ж, Сь-Зь, Л-Р, Ль-Рь).

6.        «Загадки на елке». На елке висят игрушки. Ребенок, по заданию взрослого, ищет игрушки (картинки) с определенным звуком.

7.        «Волшебное домино». Дети собирают большую картину, состоящую из маленьких. Нужно найти картинки с заданным звуком.

8.        «Покажи правильно». Дети должны движением руки определить различие звуков и сами звуки.

«Листики дрожат – листики не дрожат» (звонкие и глухие). Дети ставят локти на стол. При произнесении звонких согласных звуков пальцы рук напрягаются и шевелятся – «листики дрожат». При произнесении глухих согласных кисти висят расслабленно – «листики не дрожат».

«Качели» (свистящие и шипящие). При произнесении свистящих согласных звуков рука делает движение вниз, иллюстрируя направление движения языка. При произнесении шипящих рука делает движение вверх.

   9. «Какой звук чаще всего встречается в слове».

Взрослый читает стишки, дети называют звук, который чаще всего встречается в словах.

Укротительница львов                          Киска, киска, где твоя миска?    

Удивит учеников:                                  Ест киска суп из миски.  

Укрощая льва и львицу,                        Пуста миска -

Ужас как мышей боится.                       Сыта киска.

Шапка да шубка –                                  Хохлатые хохотушки

Вот он наш мишутка.                             Хохотом хохотали – ха – ха - ха

И т.д.

     10. «Посмотри и скажи».

Произнести столько раз звук, сколько точек на кубике.

     11. «Слушай внимательно».

Взрослый называет несколько звуков, дети поднимают соответствующую цифру или выкладывают нужное количество кружков.

       12. «Подари картинки».

Нужно подарить картинки с определенным звуком игрушке. Например: собаке подарить картинки в названии которых есть звук С или лошадке со звуком Л.

     

    13. Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, 0)

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

14.  Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки, липы—липки, лапы—лапки, норы — норки.

15. Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ. Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

16. Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, 0, У, И, Ы).

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

17. Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады — садики, зонты — зонтики, кусты — кустики, мосты — мостики, носы — носики, банты — бантики, ходы — ходики, плоты — плотики, усы — усики, рыбы — рыбки, горы — горки, липы—липки, лапы—лапки, норы — норки.

18. Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ. Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

19. Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, 0, У, И, Ы).

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

20. «В стране Звуковичков». Звуковички – это хранители звуков. На их крылышках нарисованы предметы. Чтобы узнать, как зовут Звуковичка, смотрим на рисунок его крылышек. На какой звук начинается предмет, так его и зовут (нарисовано солнышко – Звуковичок С).

Развитие фонематического анализа.

1. Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

2. Назвать первый звук в словах.          

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.

3. Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

4. Назвать первый звук в словах (А, 0, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

5. Назвать последний звук в словах (А, 0, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

6. Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

7. Назвать звуки в сочетаниях. АУ УАИ УА АИУ АИ АУИ ИА ИУА ИУ УИА УИ ИАУ Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

8. Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки,

море, музыка, мыло. ,

9. Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

10. Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

11. «Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, фла¬кон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, фор¬точка, флаг, фыркать.

12. Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

13. Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, AT, ОТ, УТ, ИТ, AM, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

 14. «Кораблик». Кораблик с тремя трубами. Нужно надеть  чехольчик на первую, вторую или третью трубу в зависимости от позиции заданного звука в слове (начало, середина или конец слова).

15. « Веселый паровозик». Поместить картинку в нужный вагон в зависимости от позиции заданного звука в слове.

16. «Клумба». Поместить картинку в нужный цветок в зависимости от позиции заданного звука в слове.

17. «Звуковые линейки». Положить кружок  на соответствующую часть линейки в зависимости от позиции звука в слове.

18. «Звуковые крышки». Сделать звуковой анализ слова, в качестве звуковой линейки используются ряды с крышками.

19. Назвать гласные звуки в слове.

МАК – А       УТКА – У, А

20. Какой звук стоит перед звуком А

ТАНК – Т      ЛИСА – С

21. Назови второй (третий, четвертый…) звук в слове

Второй звук в слове СНЕГ – Нь

Четвертый звук в слове БРАТ – Т

22. Сколько всего звуков в слове.

23. «Разбери словечко» (на слух).  

МАК – М, А, К.

24. «Звуковая пирамида». Сосчитать количество звуков в слове и поместить картинку на нужный ряд.

25. «Загадки на елке».  Найти на елке картинку, в названии которой звук А стоит в начале слова. И т.д.

26. «Звуковое домино». Выкладываются картинки по принципу: каждое последующее слово (на картинке) должно начинаться на последний звук предыдущего.

27. «Цепочка». Придумать слово на последний звук предыдущего слова.

28. «Горлышко болит». Упражнение проводится в двух вариантах:

А) Назвать слово без первого звука.

Б) Произнести губами без звука все слово и только последний звук вслух.

29. «Волшебное домино». Дети  собирают большую картинку из маленьких. Нужно найти слово (картинку), с заданным звуком в определенной позиции.

30. «Цифровой ряд». Услышав слово, ребенок, последовательно произнося все звуки, ведет палец от цифре к цифре, соответствующей порядковому номеру звука в слове. Цифру, которая обозначает последний звук, выдвигает из ряда и говорит: «В этом слове третий (4-й, 5-й) звук такой-то.

ЛИСА – 4-й звук А

31. «Найди отличие». Найти слова, отличающиеся одним звуком. Определить, где стоят звуки, отличающие эти слова.

Как-то Д на дне пруда                        Вот так чудо из чудес:

Увидали РАКИ.                                   Встретил ПУТНИК как-то С

С той поры у них беда –                     И в космической дали

То и дело ДРАКИ.                               Полетел вокруг земли СПУТНИК.

                                - РЫБКА! РЫБКА!

                                Вот червяк,

                                Откуси хоть чуточку!

                                - Не проси меня, РЫБАК,

                                Попаду на удочку!                                И т.п.

32. Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

33. «Загадай любимую игрушку». Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают.

34. «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук:

                  Косы – осы,                       зверь - верь

                  крот – рот,                          клей - лей

                  смех – мех,                         скот - кот

                  гром – ром,                         плуг - луг

                  шмель – мель,                    укол - кол

Развитие фонематического синтеза.

1.        «Собери словечко». Проводится в двух вариантах:

А) К,О,Т – КОТ

Б) Д потом О потом М – ДОМ

2.        «Прочитай слово». По первым звукам в словах (картинках) составить слово:

Собака, Туфли, Осы, Лопата – СТОЛ

Развитие фонематических представлений.

1.        «Дежурный звук». Логопед произносит звук. Каждый должен придумать слово с этим звуком в начале слова (в середине или конце).

 

2. «Цепочка». Придумывание слова на последний звук предыдущего (стоЛ – ЛапА – Апельсин и т.д)

3.        «Незнайкины ошибки». Незнайка написал Знайке письмо в стихах, но сделал ошибки. Надо их исправить.

1 вариант. «Угадай конец». Незнайка кое-что пропустил в словах, которые он написал. Послушать его стихи и ответить, какие звуки он пропустил. Придумать слово, начинающееся на угаданный звук.

  Маша кукле шар (ШАРФ) вязала.

  Ей Наташа помогала.                         Слово:  Фартук.

 Серый вол (ВОЛК) голодный, злой

 Ходит по лесу зимой.                           Слово: Кукла.

2 вариант. «Недостающие звуки». Какие слова хотел написать Незнайка?

Своей младшей дочке Тосе                   В зоопарке живет сон (СЛОН).

Заплетает мама осы (КОСЫ).               Словно дом, огромен он.

Землю роет старый кот (КРОТ).         Написал письмо я Знайке,

Под землею он живет.                          Но забыл приклеить арки (МАРКИ).

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляют ушки (ПУШКИ).

Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие кошки (КРОШКИ).

3 вариант. «Лишние звуки». Наоборот нужно найти лишние звуки.

Говорит Володя Коле:

«Стройку (ТРОЙКУ) получил я в школе».

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки (КОШКИ).

Вадик спит и видит слон (СОН),

Что летит в ракете он.

4.        «Какой звук потерялся?». Логопед читает стихотворение, пропуская звук в каком-либо слове. Затем спрашивает:»В каком слове не хватало звука?»

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яб…оки румяные выросли зимой.

Яб…оки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яб…оки клюют.            (снегири)

…аяц белый, …аяц белый,

Ты куда за лыком бегал?

…аяц белый отвечал:

- Я не бегал, а скакал!

5.        «Пропущенный звук». Детям предлагается хорошо знакомый текст. Его можно еще раз прочитать, затем каждый должен воспроизвести текст, пропуская в словах заданный звук.

Ш:    МИ…КА                                   Ч:              БЫ…ОК

  Уронили ми…ку на пол,                      Идет бы…ок, ка…ается,

  Оторвали ми…ке лапу.                        Вздыхает на ходу:          

  Все равно его не бро…у,                     - Ох, доска кон…ается,

  Потому …то он хоро…Ий!                 Сей…ас я упаду.

Л:    С…ОН                                        С:            ЗАЙКА

  Спать пора! Усну… бычок,                  Зайку бросила хозяйка -

Лег в коробку на бочок.                          Под дождем о…тался зайка!

Сонный мишка лег в кровать,                …о …камейки …лезть не …мог,

Только с…он не хочет спать!                Весь до ниточки промок!

Го…овой кивает с…он,

Он с…онихе шлет покон!

З:        ГРУ…ОВИК                          Р:         КО…АБЛИК

   Нет, напрасно мы решили                 Мат…осская шапка, веревка в …уке,

   Прокатить кота в машине:                Тяну я ко…аблик по быст…ой реке.  

   Кот кататься не привык,                    И скачут лягушки за мной по пятам,

  Опрокинул гру…овик.                       И п…осят меня: «П…окати, капитан»

6.        «Назови слово с другим звуком». На предложенное слово дети должны ответить словом с оппозиционным звуком.

              Твердые и мягкие согласные.

Дары – дари                               плоды – плоди

Сады – сади                               пусты – пусти

Шипы – шипи                            возы – вози

Круты – крути                           носы – носи

Цветы – цвети                           дал – даль

 

             Глухие и звонкие согласные

                              П – Б

Пар – бар                                  папочка – бабочка

Паня – баня                              пулька – Булька

Почка – бочка                          плеск – блеск

Пока – бока                              правый – бравый

                             К – Г

Кусты – густы                          корка – горка

Калина – Галина                      колос - голос

Кости – гости                           икра - игла

Клаша – Глаша                        укол – угол

                              Т – Д

Таня – Даня                              творец - дворец

Точка – дочка                           там - дам

Тачка – дачка                            Трель - дрель

                     

                              С – З

Суп – зуб                                    Сима - зима

Росы – розы                               собор - забор

Коса – коза                                 сайка - зайка

Лиса – Лиза                                слить – злить

                               Ш – Ж

Шар – жар                                  шутка – жутко

Шить – жить                              Саша - сажа

Шаль – жаль                              машет – мажет

Шалость – жалость                   скошу – скажу

                                 С – Ш

Сок – шок                                           скала – шкала

Сайка – шайка                                    стопор – штопор

Сутки – шутки                                   споры – шпоры

 

                                 З – Ж

Залей – жалей                               разок – рожок

Везу – вежу                                   зевать – жевать

Козы - кожи                                   лоза – ложа

                                  Ч – Щ

Плач – плащ                                   печать – пищать

Челка – щелка                                Лечи – лещи

Четки – щетки                                точу – тощу

7.        «Цветные карандаши». Каждый ребенок получает цветной карандаш и придумывает пять слов с тем звуком, на который начинается название цвета.

8.        «Слова на один звук». На сторонах кубика наклеены картинки. Кидается кубик, нужно назвать как можно больше слов, начинающиеся на тот же звук, что и название предмета, нарисованного на верхней стороне кубика.

 Сумка – Собака, Сайка, Сук, Сом, Сок

9.        «Кубик». Логопед бросает кубик, а дети придумывают слова с заданным звуком на месте, соответствующем количеству точек на верхней грани.

   

      10.  Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч)

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель)

«Я трудиться не привык!» — Отвечает... (грузовик)

Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч)

То назад, то вперёд Может плыть... (пароход)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка).

11.        «Учим негритенка Тома». Негритенок приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание: придумать 10 слов, в которых есть звук Ф. а у него не получается. Помоги ему. (так же и с другими звуками).

12.         «Подарки Аленке».  Когда девочке Аленке исполнилось 6 лет, ей подарили много игрушек, в названии которых слышится звук У. угадать, какие игрушки могли ей подарить? (Утку, улитку, утюг, Буратино, кукушку, муравья и т.д.) Так же и с другими звуками.

13.         «Загрузи кораблик» (машинку, поезд, самолет). Ребенок рисует на кораблике предметы с заданным звуком.

14.         «Кто больше?»  Кто больше назовет слов о зиме (или о другом времени года): чтобы в названом слове был звук А (шуба, сосулька, горка…).

15.         «Загадки Петрушки». От Петрушки пришло письмо с загадками. «Здравствуй, дружок! Я живу на даче, много гуляю по лесу, собираю грибы. Отгадай, какие грибы я собираю, если в их названии есть звук Р – боровики, грузди, сыроежки; звук Т  - маслята, опята; звук И – подосиновики, рыжики, боровики». Аналогично составляются письма с вопросами о названиях цветов, насекомых, ягод, птиц, рыб, животных, деревьев и т.д. Используются при этом картинки.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН

В систему упражнений по развитию фонематического восприятия вошли игры, которые были собраны и систематизированы при изучении различных методик по развитию фонематического слуха у детей с ФФН. В частн...

Развитие фонематического восприятия у детей 3 - 4 лет.

Эта информация предназначина для родителей, для папки-передвижки....

Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР

Обобщенная и дополненная собственными разработками методика по развитию фонематического восприятия у детей с ОНР....

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

Приёмы развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

Данная статья содержит приёмы, способствующие развитию у детей слухового внимания, памяти, помогающие выработать тонкие акустические дифференцировки, совершенствующие фонематические представления и по...

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....