Использование приемов самомассажа в логопедической практике.
учебно-методический материал по логопедии

Мельникова Марина Анатольевна

Самомассаж, приемы самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов самомассажа в логопедической практике.

В коррекционной работе широко используется элементы самомассажа, которому можно обучать как детей, так и их родителей.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Цель самомассажа - стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения: после утренней гимнастики, после дневного сна. Самомассаж может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

Длительность может составлять 5 - 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

При проведении самомассажа используются те же приёмы, как и при массаже:  

1) поглаживание в определённом направлении (с этого обычно начинается самомассаж и им же заканчивается);  

2)  растирание прямолинейное, круговое, спиралевидное одной или обеими руками или массажёры, или другим приспособлением, например, зубной щёткой; 

3)  вибрация (различные постукивания, поколачивания, похлопывание), которую можно выполнять как кончиками пальцев, так и ладошкой, ребром ладони или массажёром; 

4) разминание – захватывание, сдавливание мышц. 

Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

Самомассаж мышц головы и шеи

1. «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2. «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих
ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной
ямке.

Самомассаж мышц лица

1. «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2. «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к
вискам.

3. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

4. «Пальцевый душ». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

5.  «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

6. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

7. «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удержать в течение  3-5 сек.

8. «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от
середины верхней губы к углам рта .

9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от
середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

10. «Грустный клоун». Движение указательными и средними пальцами
от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.

11.  «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верх
ней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.

12. «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать
от середины подбородка к ушам.

13. «Расческа». Поглаживание губ зубами.

14. «Молоточек». Постукивание губ зубами.

15. Всасывание верхней и нижней губы попеременно.

16. Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.

17. «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.

18. «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней
губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.

19. «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

20. «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.

21. «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к
щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по
часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать
круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».

22.  «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по
ним кончиками пальцев.

23. «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.

24. «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.  

Самомассаж мышц языка

1. «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как возможно больше
сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые
края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

2. «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед,
пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя-пя-пя», точно так
же убирать язык внутрь рта.

3. «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как возможно больше
сквозь узкую щель между зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта. Постепенно убирать язык в полость рта.

4. «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

5. «Пожуем грушу». Использовать для упражнения спринцовку №1. Сложить ее в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребенка так, чтобы кончик остался снаружи. Предложить пожевать. Это упражнение используется не только для массажирования языка, но и для активизации движении   жевательных мышц и стимуляции кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта.

Самомассаж ушных раковин

1.  «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.

2.  «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их
вниз 3 — 5 раз (рис. 136).

3.  «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2 — 3 с.

Литература:

Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –– М.: Изд. центр «Академия», 2003

Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.        Самомассаж является средством, д...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Использование приемов самомассажа в коррекционно- логопедической работе с детьми....

Использование приемов самомассажа в логопедической практике

Часто у детей, с речевыми нарушениями, имеются недостатки в состоянии мышц, как непосредственно участвующих в работе речедвигательного аппарата, так и мышц крупной и мелкой моторики. Существует эффект...

Памятка "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ"

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов а...

Использование приёмов самомассажа в логопедической практике

Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы са...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ САМОМАССАЖА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самомассаж —это массаж,выполняемый самимребенком, страдающим речевой патологией....