Артикуляционная гимнастика как основа успешной логопедической работы с детьми дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мочалова Алла Рашитовна

Каким детям подходит артикуляционная гимнастика, как ее проводить и в каких условиях?

Об этом можно узнать из данной статьи.

Надеюсь, она будет полезна как педагогам так и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastik1.docx34.05 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

как основа успешной логопедической работы

 с детьми дошкольного возраста

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.

Методикой артикуляционной гимнастикой должны владеть логопеды, воспитатели логопедических групп, а также родители детей, посещающих речевую группу.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.

Для артикуляционной гимнастики необходимо иметь зеркало, в котором будет помещаться лицо ребенка и взрослого, который показывает упражнения.

Показ должен быть четким, активным, выразительным

Принципы артикуляционной гимнастики:

- экологичность

- систематичность

- от простого к сложному

- от периферических мышц к кончику языка

- учет индивидуальных и возрастных особенностей

- комплексность

- дозировка

- опора на все виды анализаторов

- целесообразность отбора упражнений

- мотивация

1. Экологичность

Артикуляционная гимнастика должна проводиться в хорошо проветренном помещении.

У ребенка должна быть удобная одежда.

Мебель должна соответствовать росту ребенка. Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол.

Для артикуляционной гимнастики необходимо иметь зеркало, в котором будет помещаться лицо ребенка и взрослого, который показывает упражнения.

Необходимо следить, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении. Комната, в которой проводятся занятия,  должна быть хорошо освещена.

Под рукой нужно иметь сухие и влажные салфетки, а также чистая вода. Проводить гимнастику желательно не раньше чем через час после еды.

2. Систематичность

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.

Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, то она не достигает своей цели.

3. От простого к сложному.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Начинать следует с динамических упражнений, постепенно переходя к  статическим. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

4. От периферических мышц к кончику языка.

Перед проведением артикуляционной гимнастики рекомендуется сделать разогрев периферических мышц:

1) разогреть руки (потереть ладони друг о друга, сделать пальчиковую гимнастику);

2) плавные наклоны головы вправо, влево; повороты головы вправо, влево; повороты головы с наклоном; вытягивание шеи (тянуться макушкой наверх);

3) упражнения на корень языка;

4) упражнения на жевательные мышцы: открыть - прикрыть - закрыть;

5) упражнения на крыловидные мышцы: «Запилила пила», «Застучал молоток», «Выдвижной ящичек»;

6) упражнение на круговые мышцы рта:

улыбка -  кружочек – трубочка;

показать верхние зубы, показать нижние зубы;

спрячь губы, покажи губы; покусаем губы;

надуем шарик, втянем щеки;

фырканье губами (как лошадка);

7) упражнения для мышц языка:

«Печем блинчики» - пошлепывание языка губами, издавая звуки – пя-пя-пя, за тем «Блинчик в покое»;

покусывание высунутого языка;

«Жало» - остренький язычок;

«Часики» - острый язычок двигается вправо, влево от одного уголка рта к другому, губы при этом растянуты в улыбке;

«Вкусное варенье» облизать верхнюю губу;

«Качели» (с высунутым языком и внутри рта);

«Чистим зубки»;

«Маляр» (при повышенном тонусе);

«Горка»;

«Катушка»;

«Буксующая машинка»;

«Щелканье»;

Упражнение на сопротивление языка

8) Упражнение для мягкого неба

(Приложение 2)

5. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.

В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!

С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.

К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.

С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая - зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.

С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.

Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.

С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.

6. Комплексность

Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами.

Если коррекционная работа не дает ожидаемого результата, необходимо подключать дополнительных специалистов для комплексного воздействия.

7. Дозировка

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуально как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.

 На первых  занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить  количество повторений до 15 –20, а при условии коротких перерывов – и более.

Взрослый  должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений.

8. Опора на все виды анализаторов

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных  упражнений, нужно стремиться выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы  и используя многообразие вспомогательного материала. На занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики можно использовать  интерактивные, новейшие формы, в создании которых  участвуют  и дети.

Артикуляционные  упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

9. Целесообразность отбора упражнений.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.

10. Мотивация.

Чем младше ребенок, чем больше нужно использовать игровых приемов, сказочных персонажей.

Атрибуты, помогающие привлечь внимание ребенка к упражнениям:

- муляжи языка, рта. Заменить муляжи можно розовыми рукавичками, носочками;

- ростовые куклы;

- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами;

- ширмы, домики;

- карнавальные шапочки, колпачки.

Когда ребенок усвоил выполнение упражнений сидя на стуле, можно подключить движения рук и ног используя музыку и дополнительные предметы, такие как фанатки, ленточки и т.д.

Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.

Приложение 1

Артикуляционная гимнастика

 «Упражнения для языка»

1.«Месим тесто, печем блинчики»

Выполнение. Приоткрыть рот, широкий язык спокойно положить на нижнюю губу и, пошлѐпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Затем остановиться и, не убирая язык в ротовую полость, удерживать его широким в спокойном состоянии при открытом рте под счѐт до 5-10. Выполнять 4-5 раз. Методические указания. Язык должен быть расслабленным, широким, его края должны касаться углов рта. Нижняя губа не должна подворачиваться или натягиваться на нижние зубы. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе, при этом важно следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух (чтобы это проверить, надо поднести ватку ко рту; при правильном выполнении она будет отклоняться).

2. «Вкусное варенье»

Выполнение. Улыбнуться, приоткрыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз (можно помазать еѐ вареньем). Выполнять 8 – 10 раз. Методические указания. Язык должен двигаться сверху вниз (а не влево - вправо). Рот открыт; нижняя челюсть неподвижна, не подталкивает язык вверх. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

3. «Чашечка»

 Выполнение. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, края языка поднять вверх в форме чашечки. Удерживать в данном положении под счѐт до 5, выполнять 5 – 6 раз. Методические указания. Рот открыт; нижняя челюсть не должна подталкивать язык вверх. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на нижние зубы (на начальных этапах можно придерживать еѐ пальцем).

4. «Горка»

Выше, горка, поднимись,

Мы помчимся с горки вниз!

«Горка». Приоткрыть рот. Боковые края языка прижать к верхним

коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы.

Удерживать в таком положении 15 с

5.  «Грибок»

Язычок у нас грибок,

Подставляйте кузовок!

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от

неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз.

6. «Качели»

Вот веселые качели –

Выше крыши подлетели.

На качелях вверх и вниз

Ты качаться не ленись!

«Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то

к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение

проводится под счет взрослого 10-15 раз.

7.  «Маляр»

Мы покрасим потолок,

Маляром стал язычок,

Будет чистым (вот дела)

Все, до дальнего угла!

«Маляр». Высунуть язык, приоткрыть рот. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.

8. «Трубочка»

Трубочка, гуди сильней

Созовем мы всех друзей!

«Трубочка». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть

вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном

темпе 10-15 раз.

Приложение 2

Артикуляционная гимнастика

для мышц глотки и мягкого нёба

1. «Спать хочется»:

позевывать с открытым и закрытым ртом;

позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. «Горлышко болит»:

Произвольно покашливать ;

хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки;

покашливать с высунутым языком;

имитировать полоскание горла с запрокинутой головой;

полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром);

глотать воду маленькими порциями (20-30 глотков);

глотать капли воды, сока.

3. «Шарик». Надувать щеки с зажатым носом.

4. Медленно произносить звуки [к], [г], [т], [д].

5. Подражать:

стону;

мычанию;

свисту.

6. «Силач»:

запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка;

опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка;

запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук;

выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

7. Произносить гласные звуки [а], [э], [и], [о], [у] на твердой атаке.

8. «Ишачок».  Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук [и] отделяется от звука [а] паузой.

9. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Приложение 3.

Нетрадиционные упражнения

для совершенствования артикуляционной моторики

Нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей.

Упражнения с шариком. Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным.

Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду"

1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.

Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом. Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд.

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз.

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз.

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз.

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз.

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз.

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6.

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика").


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика и ее значение для детей младшего дошкольного возраста

Ребенок с  хорошо развитой речью хорошо вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания....

"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ В.В. ЕМЕЛЬЯНОВА

Упражнения помогут развить артикуляционный аппарат ребенка и подготовить к правильному звукоизвлечению....

Предпосылки для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       В статье раскрывается актуальность проблемы овладения грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как фактора успешной социальной адаптации к школь...

"Весёлый зоопарк" (артикуляционная гимнастика и особенности её проведения с детьми дошкольного возраста)

Можно ли помочь маленькому ребёнку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и воспитатели, родители....

Технологии эффективной социализации как основа успешного воспитания современных детей дошкольного возраста

Статья Технологии эффективной социализации как основа успешного воспитания современных детей дошкольного возраста...