Значение артикуляционной и дыхательной гимнастики при формирование звукопроизношения.
презентация к уроку по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Нейман Ольга Викторовна

Общие правила выполнений упражнений.Рекомендации для проведения артикуляционной и дыхательной гимнастики , для преодоления гиперсаливации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение артикуляционной и дыхательной гимнастики при формировании звукопроизношения Подготовила: Учитель–логопед: Нейман О.В.

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика является основой для формирования речевых звуков –фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза. Четкая артикуляция обеспечивается подвижными органами речи- языком, губами, нёбом. Артикуляция так же связана с работой многочисленных мышц. В том числе жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания- гортани, трахеи, бронхов, лёгких, диафрагмы, межрёберных мышц. У наших детей практически у всех органическое поражение головного мозга или ЦНС, с сопутствующими парезами, параличами. Поэтому ребёнок не может придать своему языку, губам нужное положение, язык как бы непослушен, недостаточно подвижен или же занимает какое-то необычное положение при выполнении некоторых самых простых движений. Для этого и необходимо артикуляционная гимнастика, основной целью которой является развитие подвижности мышц губ и языка ,без чего невозможно правильное артикулирование звуков.

Слайд 3

В первую очередь у ребёнка формируются самые простые по артикуляции звуки: гласные-А,О,Э и согласные П, Б, М. Затем при созревание речевых зон и развитие артикуляции формируются звуки не требующие особо тонких движений губ и языка : гласные :И, Ы, У и согласные :Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. Более сложные звуки, к которым относятся свистящие :С ,З,Ц и шипящие: Ш,Ж,Ч,Щ. Если ребенок не может произносить эти звуки он заменяет на более простые по артикуляции. Ну и самые сложные по артикуляции звуки - это Р и Л(твёрдое).

Слайд 4

Таблица нормы появления звуков Возраст ребенка 1-2 г. 2-3 г. 3-5 л. 5-6 л. Звуки А,О,Э П,Б,М И,Ы,У, Ф,В,Т, Д, Н,К,Г, Х,Й С,З,Ц Ш,Ж, Ч,Щ Л Р

Слайд 5

Артикуляционные упражнения

Слайд 6

Общие правила выполнения упражнений комплекс артикуляционных упражнений выполняется не реже 1 раза в день; все упражнения выполняются под контролем педагога, чтобы взрослый мог контролировать движения органов артикуляции(языка, губ и т.д.); н еобходимо следить ,чтобы во время выполнения упражнений ребенок не напрягал шею, плечи; сопроводительный текст произносит взрослый.

Слайд 7

«БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Слайд 8

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

Слайд 9

«ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. опубликовано на www.logolife.ru

Слайд 10

«КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Слайд 11

«ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

Слайд 12

«РАСЧЕСКА» Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза. .

Слайд 13

«СЛОНИК» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. опубликовано на www.logolife.ru

Слайд 14

«ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики».

Слайд 15

«ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Слайд 16

Дыхательная гимнастика Рекомендации по проведению дыхательных упражнений с детьми выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке; заниматься до еды; заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде; дозировать количество и темп проведения упражнений; вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно; в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе; после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Слайд 17

“Шторм на море” Устроим “шторм на море”. Подуем и потопим кораблики

Слайд 18

“Вертушки” Дети подули на вертушку, и она весело завертелась

Слайд 19

Торнадо» Подуем через соломинку в бутылочку и разноцветные фантики поднимутся вверх

Слайд 20

“Мыльные пузыри” Все малыши любят пускать мыльные пузыри

Слайд 21

Упражнение: «Удивись» для развития опоры дыхания, диафрагмы, мышц брюшного пресса

Слайд 22

Рекомендации для преодоления гиперсаливации 1.Педагог должен контролировать положения рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот постоянно закрытым, когда он не ест и не разговаривает. 2.Ребёнок должен понимать ощущения сухого и мокрого подбородка. 3. На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Слайд 23

Упражнения для преодоления гиперсаливации 1.Широко открыть рот и удержать его в таком положении 3-5 сек. Закрыть рот ,язык при этом спокойно лежит на дне ротовой полости. Увеличиваем до 5-1 0 сек. 2. « Толстячок- худышка» Надувание обеих щек одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость рта при сомкнутых губах. 3. «Шарики» Надуть одну щёку, затем сдуть. Тоже самое повторить с другой щекой. Надуваем попеременно 4-5 раз. 4. «Твердая атака» Произнесение гласных А,Э,И на твердой атаке голоса: А-А-А; ЭИ-ЭИ-ЭИ; Э-Э-Э; АЭИ-АЭИ-АЭИ И-И-И; АЭ-АЭ-АЭ; ЭА-ЭА-ЭА; АИ-АИ-АИ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика для формирования правильного звукопроизношения.

Почему важно играть с детьми в игры на развитие и формирование дыхания. Как влияет формирование правильного дыхания на развитие речи....

Артикуляционная и дыхательная гимнастика, их значение

Консультация  "Артикуляционная и дыхательная гимнастика" поможет родителям осознать значимость данного вида упражнений...

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения во второй младшей группе детского сада.

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...

Комплексы артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики и массажа для профилактики нарушений звукопроизношения в средней группе детского сада.

Пальчиковая гимнастика помогает развить мелкую моторику, сделать движения пальцев более точными, координированными, уверенными. Одновременное проговаривание рифмованного текста и выполнение движений п...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Артикуляционная и дыхательная гимнастика как средство правильного звукопроизношения».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по использованию артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе с детьми....

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА Артикуляционная и дыхательная гимнастика, их значение

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДААртикуляционная и дыхательная гимнастика, их значение          От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние де...

Артикуляционная и дыхательная гимнастика и их значение для нормализации речевого развития детей с нарушением речи.

Артикуляционная и дыхательная гимнастикаи их значение для нормализации речевого развитиядетей с нарушением речи.Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования ...