Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста
статья по логопедии
Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
• образное мышление;
• активную речь;
• внимание;
• умение связно выразить мысль;
• творческие способности и фантазию;
• все виды памяти;
• умение правильно использовать мимику.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром . Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий .
Привлекательность сказкотерапии для работы педагога можно объяснить, прежде всего, её универсальностью. Исполняя роли сказочных персонажей, возможно решить проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста, потому как именно дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития и творчества детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_volshebnaya_sila_skazki.docx | 19.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 28»
г. Новомосковск Тульской области
«Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»
Гуляева Марина Ивановна, учитель – логопед.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн
Современный мир сложен, отрицательный информационный поток порой зашкаливает, и дети вынуждены адаптироваться в этом мире. В этих условиях крайне важно дать ребенку некий инструментарий для того, чтобы он мог отличить хорошее от плохого, научился думать и анализировать не только поступки внешнего мира, но и свои. Ребенку в дошкольном возрасте бывает довольно проблематично осознать понятия взрослого мира.
Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.
Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
• образное мышление;
• активную речь;
• внимание;
• умение связно выразить мысль;
• творческие способности и фантазию;
• все виды памяти;
• умение правильно использовать мимику.
Ребенку для построения связной модели мира необходимы яркие и запоминающиеся образы. Сказка в этом смысле дает богатый набор инструментов для того, что бы мотивировать ребенка на творческое развитие и сделать его жизнь ярче.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром . Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий .
Привлекательность сказкотерапии для работы педагога можно объяснить, прежде всего, её универсальностью. Исполняя роли сказочных персонажей, возможно решить проблему общего недоразвития речи детей дошкольного возраста, потому как именно дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития и творчества детей.
Цели и задачи сказкотерапии:
• Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
• Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
• Стимулирование творческого самовыражения.
• Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
• Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
• Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
• Выявление и поддержка творческих способностей.
• Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
• Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Преимущество сказок для личности ребенка:
• Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
• Неопределенность места действия главного героя.
• Образность языка. Кладезь мудрости.
• Победа Добра. Психологическая защищенность.
• Наличие Тайны и Волшебства
Формы организации работы со сказкой в работе с детьми могут быть самыми разнообразными.
При выборе сказок педагогом должен соблюдаться принцип выбора по направленности ситуации согласно возраста ребёнка. Нравственная ситуация обыгранная в сказке должна соответствовать уровню понимания и осознана ребёнком для более эффективного воздействия.
Каждая группа сказок имеет свою возрастную аудиторию. Так дети от трех до пяти лет более восприимчивы к сказкам о животных и о взаимодействии их с человеком. Ребенок трех - пяти лет крайне легко перевоплощается в какое-либо животное и подражает ему. А вот с пятилетнего возраста, в силу особенностей психологического развития, ребенок ассоциирует себя уже с человеком и здесь необходимо подбирать сказки соответствующие уровню психического и эмоционального развития. Далее ребенок все более восприимчив к историям о людях, так как это дает развивающейся психике ребёнка возможность познавать мир. Пяти - шестилетний ребенок уже предпочитает присутствие в истории волшебства.
Эффект от применения сказкотерапии может быть достигнут при сочетании следующих составляющих образности: музыки, света, непосредственно рассказа истории или ее чтения, и представления персонажей через инструментарий различного театра.
Можно выделить основные направления работы при использовании сказкотерапии:
−формирование культуры речи (правильность, выразительность, четкость);
−развитие артикуляционной и мелкой (пальчиковой) моторики, речевого дыхания; пространственной ориентировки; правильной осанки;
−совершенствование фонематического восприятия, правильного произношения, грамматического строя речи.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1)Чтение и рассказ самой сказки. Её обсуждение.
Неоценима роль сказки как вида устного творчества в формировании культуры языка. Повествование в сказке часто построено на диалогах, что в свою очередь помогает развивать диалоговую речь у ребенка. Развитию монологической структуры речи помогает пересказ ребёнком содержания сказки после ее прочтения. Для развития речи, воображения, фантазии, часто используется метод придумывания новых названий для известных сказок. Так для сказки «Рукавичка» дети придумали новое названия: «Дружный домик», «Как дед рукавичку потерял».
2)Драматизация, то есть проигрывание сказки по ролям.
Чтение и тем более разыгрывание сценок по сюжету сказки подстегивает воображение и фантазию, мотивирует ребенка к процессу словотворчества. Используя тематическое распределение сказок можно обсудить с детьми определенные жизненные ситуации, акцентировать их внимание на определенных проблемах и путях их решения.
Еще одно очень важное свойство сказки – это возможность примерить на себя различные роли без ущерба для собственной жизни и здоровья.
Сказкотерапия несет в себе большой потенциал нравственных поучений. В сказочных сюжетах отображены ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть – надо только его поискать.
Творческие способности ребёнка очень хорошо развиваются в такой деятельности как составление творческих рассказов по мотивам сказок. Творческое рассказывание является одним из эффективных средств развития речи. Творческий рассказ – рассказ, придуманный ребенком, обязательным компонентом которого является самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связного повествования. Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Не менее сложная задача– точно, выразительно и занимательно передавать свой замысел. Творческое рассказывание в какой–то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ.
Проблема развития творческого рассказывания включает в себя все направления работы над словом– фонетическую, лексическую, грамматическую.
Эмоции играют важную роль в жизни людей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции и чувства не даны человеку с рождения. Они развиваются на протяжении всей его жизни. Но самый интенсивный период их формирования и развития - дошкольное детство. Именно в этот период усложняется эмоциональная жизнь: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Детям трудно понять чувства другого человека, но в сказке много ситуаций, которые по своему содержанию приближены к эмоциональному опыту детей: удивление перед чем-то необычным, диковинным; выражение печали, страдания вследствие обиды или отвращение и презрение в столкновении с чем-то неприятным.
Итак, благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни: развиваются творческие способности, монологическая речь, коммуникативные способности. Сказка помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.
Список литературы
1. Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию, или Избушка, избушка, повернись ко мне передом…» — 2 изд. — М.: Генезис, 2015. — 288 с. — (Сказкотерапия: теория и практика).
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии». — 3-е изд., СПБ.; Речь, 2016. — 320 с.
3. Макарова К. В. «Духовный фактор в деятельности и творческих способностях: Монография. 2-е изд., дополн. М.: МПГУ, 2012. — 188 с.
4. Пащенко М. Н. Сказотерапия как способ развития творческого воображения школьника // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 676-679.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта:Конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц рук и технических умений. ...
"Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста"
Многочисленные исследования последних лет констатируют рост патологий речи у детей. При этом специалистов настораживает комплексный характер этой тенденции, заключающейся в одновременном нарушении реч...
Классическая музыка как средство развития музыкальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Релаксация как основной вид восприятия классической музыки...
Презентация "Круги Луллия как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста"
laquo;Круги Луллия» - это простая дидактическая игра, позитивно воздействующая на мозговую деятельность детей....
Художественное конструирование как средство развития познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста
Cистема работы по художественному конструированию будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей...
Презентация «Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»
Современный мир сложен, отрицательный информационный поток порой зашкаливает, и дети вынуждены адаптироваться в этом мире. В этих условиях крайне важно дать ребенку некий инструментарий для того, чтоб...
Доклад к презентации «Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста»
Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающ...
- Мне нравится (1)