Картотека расслабляющих упражнений.
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Трофина Татьяна Владимировна

Эти упражнения снимают утомление   у детей    психоэмоциональное и мышечное напряжения.Способствуют восстановлению у детей  комфортного психологического состояния.

 Успокаивают возбужденных детей.Проверено на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_rasslablyayushchih_uprazhneniy.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

АНО «Академия дополнительного профессионального образования»

Программа повышения квалификации

«Логоритмика: коррекция речевых нарушений у детей

дошкольного и младшего школьного возраста»

Дисциплина: Средства логопедической ритмики

Практическое задание 2, модуль 2

Картотека расслабляющих упражнений.

Выполнил:

 слушатель Трофина Т.В.

Преподаватель:

к.п.н. Минеева О.А.

г. Курган  – 2016

Цель  работы: сформировать представление о методах и приемах обучения в логопедической ритмике.

  1. Картотека  расслабляющих упражнений.

Цели:

1. Снятие утомления и предупреждение у детей.

    психоэмоционального и мышечного напряжения.

2. Восстановление у детей  комфортного психологического состояния.

3. Успокоение и организация возбужденных детей.

4. Развитие у дошкольников навыков элементарной  саморегуляции.

Рекомендации к проведению:

1. Данные игры и упражнения  проводятся  как  индивидуально, так и коллективно. Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1-2 минут. Общая длительность игр и упражнений в среднем составляет до 10 минут.

2. Можно сопровождать релаксационные минутки инструментальной  музыкой -  спокойной и медленной,  как фоновое сопровождение.

3. Поза детей должна  быть благоприятствующей расслаблению.

Варианты поз разнообразные:

  • лежа на кровати, на ковре (при соблюдении гигиенических требований), раскинув вдоль туловища руки и свободно вытянув и разведя в стороны ноги;
  • сидя на мягком кресле с подлокотниками;
  • сидя в «позе кучера»: дети садятся на стул прямо, распрямляют спину, а  затем расслабляют все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под прямым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены – поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока;
  • свободная поза, соответствующая содержанию игры.

1.«Палуба»

Цель: расслабление мышц ног.

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки сцеплены за спиной. Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Качнуло палубу — перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону — прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

а другую расслабляем

2. «Качели».                                                                                                                            Цель: расслабление  мышц ног.

Ход игры: детям предлагается покататься на качелях стоя. Выразительные движения: ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, тяжесть тела переносится с одной ноги на другую.

3.«Петрушка прыгает»                                                                                                              Цель: мышечное расслабление.

И.п.: стоя.                                                                                                                                            Ход игры Ведущий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает на двух ногах одновременно. Корпус, колени и руки мягкие, расслабленные, голова опущена.

4.«Слон».                                                                                                                                           Цель: расслабление мышц ног.

И.п.: Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном

Ход: Медленно перенести массу    тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по   комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол.   Произносить на выдохе “Ух!”

5.«Тёплый животик»

Цель:  расслабление мышц живота.

И.п.: Дети лежат на спине.

- А теперь поработаем с животом. Спокойно сглотни слюну и почувствуй, как теплая волна проходит в глубине твоей шеи, груди, живота (с 5 секундными паузами). Живот теплый, теплый. Приятно, спокойно…

6.«Передай мяч»

Цель: снятие излишней двигательной активности.

И.п.: сидя на стульях или стоя в кругу.                                                                                   Ход игры: дети стараются как можно быстрее передать мяч соседу, не уронив его. Можно также быстро передавать мяч, повернувшись спиной в круг или с закрытыми глазами, а так же используя несколько мячей.                                  

7.«Змея».                                                                                                                                               Цель: снятие  напряжения, мышечных зажимов.

И.п.: дети стоят. Руки опущены.

Ход игры: выбираются с помощью считалки или по желанию 2 капитана будущих команд. Каждый капитан поочередно выбирает себе игрока и говорит ему: - Я змея, змея, змея. Хочешь стать моим хвостом? Если игрок согласен, он пролезает между ног у капитана, встает позади него и берет его за талию. Затем капитан с «хвостом» подходит к другому игроку и предлагает то же самое. Выигрывает тот капитан, чей хвост оказывается длиннее.

8.«Рисуем движения».                                                                                                                     Цель: снятие напряжения и развитие координации.

И.п.: Дети стоят, или сидят на стульях.

Ход игры: (форма – индивидуальная и групповая). Ребенок воспроизводит действия с воображаемым объектом, например, «красим забор», «погладим котенка», «курочка пьет водичку», «музыканты».

9.«Почесать спинку».                                                                                                                    Цель: снятие напряжения, повышение групповой сплоченности детей, развитие концентрации внимания.

И.п.: дети встают в два круга – внешний и внутренний так, чтобы каждый ребенок был напротив  ребенка в другом ряду.

Ход игры: По команде все дети из одного круга одновременно поворачиваются направо. Ту же команду выполняют дети из другого круга. Каждый видит спину своего сверстника. Все начинают делать друг другу приятный и бодрящий  массаж   (похлопывание, растирание, постукивание и др.)

10.«Солдат и тряпочка».                                                                                                                    Цель: релаксация, переключение мышечного тонуса.

И.п.: Дети стоят.

Ход игры: Дети по показу взрослого принимают позу солдата: полностью выпрямиться, вытянуться в струнку, как будто деревянный солдат, руки вдоль   туловища (10 сек). По сигналу дети становятся  мягкими и подвижными, как тряпочные куклы: наклониться вперед, расставив в стороны ноги, руки болтаются как тряпки (10 сек). Затем следует слегка согнуть колени и почувствовать, как кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Потом опять нужно показать солдата – прямого, негнущегося. Смена позы повторяется до полного расслабления, показателем которого является легкость при переключении позы и качественное выполнение образов «солдата» и «куклы». Теперь нужно встряхнуть руками, как будто  стряхнуть с них капельки воды. Стряхнуть капельки воды с волос, со спины с живота, с кистей рук, с  ног.

                                                                               

11.«Лимон».

Цель: расслабление мышц рук.

И.п.: стоя.

Ход: Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый он.

Я его слегка сжимаю —

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю,

И руку расслабляю.            (Выполнить это же упражнение левой рукой.)

 12.«Вибрация»

   Цель: расслабление мышц рук.

   И.п.: стоя, но​ги вместе, руки опущены, голова прямо. Выполняют движение по тексту.

Какой сегодня чудный день!  
Прогоним мы тоску и лень.  Руками потрясли. 
Вот мы здоровы и бодры.

13.«Пара»

     Цель: Релаксация на попеременное движение с напряжением и расслаблением рук.

И.п.: Дети стоят по кругу парами. Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.

14.«Снежная баба».

Цель: расслабление всего организма

И.п.: стоя, но​ги вместе, руки опущены, голова прямо. Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Посте​пенно, понемножку начинает таять и туловище. нежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

  15. «Ленивая кошечка».

   Цель: релаксация с сосредоточением на дыхании.

И.п.: стоя, но​ги вместе, руки опущены, голова прямо. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

16. «Подышем»

Цель: нормализация дыхания.

И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.

Подышим глубоко и медленно. Глубоко вдыхай через нос с закрытым ртом, как - будто ты вдыхаешь здоровье, счастье, удачу. А выдыхай долго, губы вытянуть трубочкой, весь воздух из себя, как облако пара, которое отделяется от тебя, унося болезни, трудности, неудачи. Остается только чувство покоя, уверенности.

17.«Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

И.п.: стоя, но​ги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повер​нуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох - вы​дох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Вернуться в И.п., расслабить мышцы:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Вернуться в И.п., расслабить мышцы: А Варвара смотрит вверх

Дольше всех и дальше всех!

Возвращается обратно —

Расслабление приятно!

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Вернуться в И.п., расслабить мышцы: А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно — Расслабление приятно!

   18.«Рот на замочке»

    Цель: расслабление мышц лица.

И.п. Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.

Ход: Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на "замочек", сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет,                                                                                                                     не скажу его вам, нет    (под​жать губы).

 Ох, как сложно удержаться,

 Ничего не рассказав (4—5 с).

 Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

19.«Улыбка и поцелуй».                                                                                                                         Цель: расслабление мышц  лица.                                                                                                  И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.                                                                 Ход: Давай перейдем к лицу. Начинаем со рта. Сначала улыбнись, так широко, как только         можно, улыбнись «до ушей». Еще шире! Подержи так и расслабься. Повтор 3-4 раза. Теперь сожми губы, как-будто ты хочешь поцеловать кого-то. Сожми губы сильно-сильно! Подержи так и расслабь. Повтор 2-3 раза.  

20.«Поиграем глазами».                                                                                                                                                    Цель: расслабление глазных  мышц.                                                                                                     И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.                                                            Ход: Перейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время держишь  глаза закрытыми. А теперь зажмурь их еще крепче – представь, что ты моешь голову, и не хочешь, чтобы мыльная вода попала в глаза.   Зажмурь сильно, еще сильнее! Здорово! И - расслабь. Повтор 4-5 раз.

21. «Поиграем с  бровями».

Цель: расслабление  бровей.                                                                                                                   И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.                                                              Ход: Поиграем с  бровями. Глаза закрыты, а брови поднимаются как можно выше, как- будто сильно-пресильно чему-то удивился! Готов? Брови выше-выше! Подержи так и расслабь. Повтор 3-4 раза. Теперь почувствуй полное расслабление всего лица. Пауза 15 сек.

22.«Злюка успокоилась»

Цель: расслабление мышц лица

И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.

Ход: Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)

23.«Птички»

Цель: расслабление всего организма.

И.п.: стоя.

Ход игры:Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый поле​вой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журча​щему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлим​ся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

24.«Летний денек»

Цель: расслабление всего организма

И.п.:Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и за​крывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем,

глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим:

бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан

25.«Замедленное движение»

Цель: расслабление всего организма.

И. п.: Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое  время, слушая медленную, негромкую музыку:

Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать. Есть у нас игра такая — очень легкая, простая. Замедляется движенье, исчезает

напряженье. И становится понятно — расслабление приятно!

26.«Тишина».

Цель: расслабление всего организма.                                                                                          И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях.

Тише, тише, тишина! 
 Разговаривать нельзя! 
 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, 
 И тихонько будем спать.  

«Плечики».

Цель: расслабление плеч.

И.п.: стоя, ноги узкой дорожкой, руки опущены вдоль туловища.

Теперь поработаем с плечами. Много напряжения и тяжести хранится в наших плечах. Люди говорят о трудностях «давят на плечи». Представь, что ты пытаешься коснуться верхушками плеч мочек ушей. Готов? Потяни плечи вверх. Очень высоко, а еще выше, выше! Подержи так и расслабь. Ощущаешь тепло и тяжесть в  плечах. Повтор (3-4 раза) с паузами в 20 сек.

27.«Все спят»

Цель: мышечное расслабление.                                                                                                                            И.п.: Сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях, или лежат на ковре кто как хочет.

Ход игры: Ведущий предлагает  детям «заснуть» в любой позе. Педагог подходит к детям, пытается их разбудить, тормоша за руки, плечи. Но все бесполезно. Дети не просыпаются.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии.

Учим ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться....

Релаксация как система расслабляющих упражнений, или "Волшебный сон".

Релаксация имеет своей целью научить ребенка правильно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых...

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии.

Роль расслабляющих упражнений в системе релаксации детей с проблемами в психическом и речевом развитии....

Расслабляющие упражнения для мышечной и эмоциональной раскованности

В данном материале представлены игры которые помогают детям расслабиться и быть раскованными....

Статья для педагогов. Релаксация как система расслабляющих упражнений.

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам-психологам. Содержит методические указания по обучению детей приемам релаксации....

Консультация для воспитателей "Релаксация как система расслабляющих упражнений, или ВОЛШЕБНЫЙ СОН"

Цель упражнений: научить ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, чтобы настроиться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций....

Релаксация как система расслабляющих упражнений

Методические указания: Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе условно делится на три этапа: 1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением; 2 – этап - мышечная релаксация по...