Образовательная область | Показатели развития | Оценка |
Физическая культура | - Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат.
- Результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
- Владеет гимнастической ходьбой, бегает с захлестыванием голени и высоким подниманием бедра, прыгает в длину, в высоту, с разбега, владеет элементами баскетбола.
- Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физи ческих упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповто римости (индивидуальности) в своих движениях.
- Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к луч шему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом, стремится к физическому совершен ствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двига тельной активности за счет имеющегося двигательного опыта.
|
|
Здоровье
| - Ребенок имеет представление о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
- Знает о некоторых внешних и внутренних особенностях строения
тела человека и необходимости охраны своего здоровья. - Знаком с правилами здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание).
- Обладает представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, вы полнения рекомендаций врача и пр.).
- Умеет обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).
- Владеет способами определения состояние своего здоровья (здоров или болен), может назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, орган.
- Выполняет правила культуры еды (сидеть спокойно, аккуратно пережевывать пищу, не торопиться, не говорить с полным ртом, правильно пользоваться вилкой и ножом, салфеткой и т.д.); раз личает полезные и вредные для здоровья продукты питания.
- Умеет делать простейшую дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз; выполняет физические упражнения, укрепляющие мышцы, осанку, опорно-двигательный аппарат, делает зарядку.
- Оказывает элементарную помощь самому себе и другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к ушибу, обратиться за помощью к взрослому).
|
|
Безопасность | - Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведе ние, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе.
- Соблюдает правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале.
- Правильно пользуется потенциально опасными бытовыми предме тами под присмотром взрослого.
- В совместной деятельности с детьми в детском саду и на улице соблюдает правила безопасного поведения; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок владеет основами безопасного поведения: знает, как по звать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; может объ яснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию; избе гает контактов с незнакомыми людьми на улице; различает неко торые съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, проявляет ос торожность при встрече с незнакомыми животными; соблюдет пра вила дорожного движения; поведения в транспорте.
|
|
Социализация | - Ребенок проявляет интерес к разным видам игр. Выражены инди видуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятель ности.
- Заинтересован совместной игрой, эмоциональный фон общения — положительный. Способен согласовать в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
Дети проявляют свою активность в сюжетных играх по-разному: - Детям-«сочинителям» наиболее интересны игры, которые осу ществляются в вербальном плане. Придуманные ими сюжеты отли чаются оригинальностью. Они становятся носителями игрового за мысла.
- Дети-«исполнители, артисты» проявляют интерес к воплощению игровых образов и ролей. Используют при этом разнообразные сред ства — мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую речь.
- Для детей-«режиссеров» характерна высокая активность — как в инициировании игровых замыслов, так и в создании образов игровых персонажей, выполнении игровых действий.
- Детям-«практикам» интересны многоплановые игровые сюжеты, предполагающие переходы от игры к продуктивной и конструктивной деятельности и обратно.
- Ребенок проявляет большой интерес к игровому экспериментиро ванию с предметами и материалами, а также к развивающим и познавательным играм. Настойчиво добивается решения игровой задачи.
- В играх с правилами точно выполняет нормативные требования, может объяснить содержание и правила игры другим детям, в со вместной игре следит за точным выполнением правил всеми участ никами.
- Хорошо знает несколько подвижных, развивающих, настольно-печатных и словесных игр, считалок, прибауток, называет любимые игры.
- Поведение ребенка устойчиво положительно направлено. Ребенок хорошо ориентирован в правилах культуры поведения, владеет раз ными способами культурного поведения в детском саду, в семье, в общественных местах.
- Ребенок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, охотно вступает в общение, стремится к взаимопо ниманию. Имеет представления о нравственных качествах людей и положительно оценивает нравственные поступки. По-доброму относится к людям, ко всему живому. Мечтает о благородных по ступках, воображает себя в роли защитника слабых, в роли носи теля добра и справедливости.
- Хорошо взаимодействует со сверстниками, может договориться о совместной деятельности (игра, труд, конструирование и прочее), включиться в сотрудничество, прислушивается к предложениям партнеров, радуется общим результатам.
- В трудных случаях взаимоотношений со сверстниками обращается к правилам, использует разные приемы справедливого разрешения возникших проблем (распределения ролей, материалов, совместно го игрового сюжетосложения).
- Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, по собственной инициативе проявляет участие, заботу о близких и сверстниках.
- Имеет близких друзей (друга), с которыми с удовольствием обща ется, участвует в общих делах, обсуждает события, делится своими мыслями, переживаниями, мечтами.
- Проявляет познавательный интерес к своей семье, социальным явлениям, к жизни людей в родной стране, других странах и многообразию народов мира. Задает вопросы о прошлом и на стоящем в жизни людей, об истории города, страны, о создании предметов, техники, средств связи, рассуждает и высказывает свое мнение.
- Имеет представления о школе, стремится к будущему положению школьника, выражает желание овладеть самостоятельным чтением, проявляет познавательную активность.
- Рассказывает о себе, некоторых чертах характера, интересах, увле чениях, личных предпочтениях и планах на будущее. Проявляет уверенность в себе и положительную самооценку.
|
|
Труд | - У ребенка складывается осознанное понимание роли труда для благополучия жизни человека; устойчивый познавательный инте рес к миру профессий, способность самостоятельно приобретать знания о труде взрослых из разных источников (общение со взрос лыми, наблюдения, книги, через рассматривание картинок и фо тографий, просмотр телепередач).
- Ребенок имеет отчетливое представление о многообразии профес сий и предметного мира, созданного человеком, во взаимосвязи прошлого и настоящего; способен догадаться, когда был создан предмет и для чего использовался.
- Охотно отражает представления о мире предметов и труда взрослых в разных видах своей деятельности (сюжетно-ролевых играх, ри сунках, конструировании). Четко дифференцирует личностные ка чества и поведение литературных героев и реальных людей как щедрое, бережливое или скупое, способен аргументировать свои суждения.
- Поведение ребенка свидетельствует о готовности к решению практических задач в сфере социально-экономических отно шений и потребления, которые современный мир ставит перед младшими школьниками, на основе саморегуляции жела ний и приобретенных основ культуры потребления (бережли вость в использовании воды, света, продуктов питания, мате риалов).
- Посильный повседневный труд стал для ребенка привычкой; он инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хо роший организатор и помощник, труд ребенка результативен, ос нован на самоконтроле.
|
|
Познание
| Сенсорное развитие - Ребенок проявляет интерес к предметам окружающего мира, пы тается установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием.
- Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталон ным, выделяя сходство и отличие.
- Может длительно целенаправленно наблюдать за объектами, выде лять их проявления, изменения во времени.
- Осуществляет сенсорный анализ, выделяя в сходных предметах от личие, в разных — сходство.
- В общении с воспитателем и сверстниками активно использует слова, обозначающие названия эталонов, свойства и качества пред метов, действия обследования.
- Адекватно и детально отражает в рисунках, конструкциях, речевых продуктах свойства и качества предметов окружающего мира
Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Формирование целостной картины мира и расширение кругозора детей - Ребенок старается самостоятельно придерживаться правил поведе ния в природе не только по отношению к привычным обитателям уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной при родной среде.
- Обращает внимание на поведение малышей и сверстников в при роде: советует, как поступить, помочь живому, высказывает заме чания, если их поведение вредит растениям и животным.
- Отличается широтой кругозора, хорошо ориентируется в природ ных объектах, интересно и с увлечением рассказывает о них, де лится впечатлениями.
- Интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осу ществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соот ветствии с собственными замыслами.
- Самостоятельно ухаживает за растениями уголка природы, ответ ственно относится к труду. Владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов. Готов оказать помощь в случае необхо димости.
Гуманно-ценностное отношение ребенка к природе проявляется по-разному. - Для «любознательных» детей характерно увлечение познанием приро ды, открытием ее законов. Такие дети интересуются познавательной ли тературой, ищут ответы на вопросы, увлекаются коллекционированием, изобретениями, вовлекают сверстников в интересную познавательную деятельность.
- Дети, «эстетически воспринимающие мир», ярко переживают эсте тические чувства при восприятии природных объектов, высказывают эстетические суждения, эмоционально «заражают» сверстников.
- Детям-«помощникам и защитникам природы» свойственна активная направленность на помощь животным и растениям, когда дети видят, кому она необходима. Такие дети качественно помогают живым су ществам, проявляют позицию защитника природы, нетерпимы к дру гим детям в случае нарушения ими правил общения с природой.
Развитие конструктивной деятельности. Ребенок умеет: - анализи ровать постройку (конструкцию), выделять крупные и мелкие части, их пропорциональные соотношения; создавать детьми инте ресные образы, постройки, сооружения с опорой на опыт освоения ар хитектуры: варианты построек жилого, промышленного, общественно го назначения, мосты, крепости, транспорт, сказочные постройки, при думывание сюжетных композиций.
- создавать вырази тельные оригинальные, соответствующие условию постройки: современные сооружения и здания, исторические или сказочные по стройки; самостоятельно находить конструктивные решения, предла гать несколько вариантов сооружений (мосты согласно разным услови ям, домики для животных зоопарка, домики коротышек и т. п.).
- использовать некоторые правила создания прочных, высоких сооружений, декорирования по стройки архитектурными украшениями (колонны, портики, шпили, решетки).
- Создает сооружения по заданной теме, условиям, самостоятельному замыслу, а также по схемам, моде лям, фотографиям.
- Самостоятельно создает интересные игрушки, предметы (стаканчик для сока, пилотка от солнца и т. п.).
- Владеет навыками конструирования из бумаги: сгибание, резание, прокалывание, склеивание, вклеивание, нанизыва ние, плетение, надрезание по сгибам, закручивание полосок, круга и полукруга в конус, прямоугольника в цилиндр. Осваивает техники переплетения бумажных полосок, умения читать схемы сложения, изготовления игрушек и предметов из готовых разверток.
- Само стоятельно применяет в процессе создания выразительного образа разные приемы сгибания листа определенной формы.
- Выделяет выразительность природных объектов, выбирает их для создания образа по заданной или придуманной теме.
- Самостоятельно конструирует из бросовых материалов — катушек, коробочек, пластмассовых емкостей, клубков нитей, поролона, пенопласта.
Формирование элементарных математических представлений - Ребенок активен и самостоятелен в использовании освоенных спо собов познания (сравнения, счета, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства.
- Сосчитывает предметы в пределе 10 и с переходом через десяток, владеет составом чисел из двух меньших, помнит их наизусть.
- Составляет разные задачи — арифметические, занимательные. Успешно решает логические задачи.
- Активно включается в игры на классификацию и сериацию; пред лагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, по нимает и объясняет неизменность объема количества, массы.
- Пользуется числовым рядом в пределе первого десятка с целью сосчитывания, увеличения и уменьшения по количеству и числу, фиксации результатов измерения, самостоятельно пользуется цифрами.
- Поясняет последовательность чисел натурального ряда, сравнивая числа и определяя их как меньшие (большие) на единицу, два, три; объясняют способ получения нового числа по результатам практичес кого действия или устно. Пользуются словами «до» и «после» (отно сительно большего и меньшего числа).
- Предлагает измерение как способ оценки величин и доказатель ства в организованных и самостоятельных видах деятельности (опытах, экспериментировании), замечает зависимости между размером мерки, измеряемой величиной и числовым значением.
- Осуществляет обмен и набор монет, исходя из практической за дачи: купить что-либо, уравнять, увеличить, разделить поровну.
- Имеет представление об ориентировке в ходе времени по часам, значении вре менных отрезков: 5, 10, 15 минут, ровно 12 часов, половина третьего (относительно каждого часа).
- Проявляет интерес к самостоятельному изображению узоров, рисунков на бумаге в клетку, прослеживают изменения направления движения по листу, отсчитывают клетки (вверх-вниз, направо-налево, вдоль левой стороны листа, в центре листа, в левом нижнем углу).
|
|
Коммуникация
| - Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со взрослыми и сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуни кативной и речевой деятельности.
- Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, про являет интерес к речевому творчеству.
- Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстни ков к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самосто ятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь-доказательство, объ яснения, речь-рассуждение).
- Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает ги потезы и предложения в процессе экспериментальной деятельнос ти и при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором обсуждений событий в группе, организатором коллективных игр, предлагает творческие словесные игры (загадывает загадки, приду мывает истории, планирует сюжеты творческих игр).
- Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения («я думаю, что...»; «я считаю», «я пола гаю», «я хочу тебя убедить»); владеет культурными формами выра жения несогласия с мнением собеседника («я хочу тебе возразить», «я не согласен с тобой», «я сомневаюсь в этом» и т.п.); умеет принять позицию собеседника.
- Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает ин тересные оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Ус пешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказ ки, рассказы.
- Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет ос новные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный гласный), место звука в слове. Проявляет интерес к чтению.
|
|
Чтение художественной литературы | - Ребенок проявляет эстетический вкус, стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать.
- Обнаруживает избирательное отношение к произведениям опреде ленной тематики или жанра, к разным видам творческой деятель ности на основе художественного произведения.
- Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся.
- Называет фамилии четырех-пяти писателей, отдельные факты их био графии, их произведения, с помощью взрослого рассуж дает об особенностях их творчества.
- Называет фамилии трех-четырех художников, которые иллюстрирова ли книги или писали картины на сказочные и былинные сюжеты, оформляли театральные постановки, знает некоторые особенности их изобразительной манеры.
- Различает основные жанры литературных произведений (стихотво рение, сказка, рассказ), имеет представления о некоторых их осо бенностях.
- Воспринимает произведение в единстве его содержания и формы, высказывает свое отношение к образам героев, идее произведения.
- Выразительно исполняет литературные произведения.
- Творчески активен в речевой, изобразительной и театрально-игровой деятельности на основе художественных текстов.
- Выразительно передает образы литературных героев в театрализо ванной деятельности, проявляет творчество, стремится к импрови зации.
|
|
Художественное творчество | - Ребенок проявляет устойчивый интерес к проявлению красоты в окружающем мире и искусстве; демонстрирует бережное отноше ние к произведениям искусства и памятникам культуры, эстети чески привлекательным объектам, музейным экспонатам.
- Называет, узнает, описывает некоторые известные произведения, архитектурные и скульптурные объекты, предметы народных про мыслов. В процессе восприятия произведений искусства обращает внимание на средства выразительности (цвет, линию, ритм, ком позицию и другие), некоторые особенности построения компози ции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно-прикладного искусства.
- Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной де ятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, продумывания художественного образа, вы бора техник и способов создания изображения; самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы.
- Демонстрирует высокую техническую грамотность.
- Планирует деятельность, умело организует рабочее место, прояв ляет аккуратность и организованность в процессе выполнения, бе режное отношение к материалам.
|
|
Музыка
| - Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направ лениях классической и народной музыки, творчестве разных ком позиторов.
- Проявляет себя во всех видах музыкальной исполнительской дея тельности, на праздниках.
- Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания.
- Проговаривает ритмизированно стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
- У ребенка развита культура слушательского восприятия.
- Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится получен ными впечатлениями.
|
|