ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
картотека по логопедии
ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistogovorki_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека чистоговорок на все группы звуков
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В качестве речевой зарядки и для автоматизации звуков в своей логопедической практике часто использую чистоговорки. Изучив большое количество методической литературы, собрала и систематизировала речевой материал. Варианты использования чистоговорок очень разнообразны:
- проговаривание по очереди, коллективно;
- с различной эмоциональной окраской голоса; от имени сказочных героев;
- с использованием мяча, массажного мячика, "Речевого куба" и т. д.
Предлагаю Вашему вниманию картотеку чистоговорок. Картотека оформлена в маленьком фотоальбоме. Такой вариант оформления надолго сохраняется в надлежащем виде, он интересен для детей и удобен для меня.
Звук /а/
У-у-у-губы хоботком тяну.
У-у-у-дай трубу.
У-у-у-всех детей зову.
А-а-а-шире ротик, детвора.
А-а-а-у меня болит нога.
Звук /и/
И-и-и-ротик к ушкам растяни.
И-и-и-хорошо сиди.
И-и-и-песенку тяни.
Звук /о/
О-о-о-я надел пальто.
О-о-о-мне тепло.
Звуки /м, мь/
Ма-ма-ма-дома я сама.
Ма-ма-ма – буду строить я дома.
Ма – ма – ма – на дворе зима.
Ма – ма – ма – вот пришла зима.
Ма – ма – ма – я поймал сома.
Му-му-му-молоко кому?
Ум-ум-ум – вот аквариум.
Мо-мо-мо-едим эскимо.
Ом- ом- ом – мы гулять идем.
Ом- ом-ом – это снежный ком.
Ом- ом-ом – слепим снежный дом.
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.
Мы- мы-мы – дождались зимы.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.
Ме-ме-ме – дай –ка травки мне.
Звук /д/
Да-да-да – у меня вода.
Да-да-да – буду строить города.
Да-да-да – горяча вода.
Ды-ды-ды – нет воды.
Ды-ды-ды- на снегу следы.
Ду-ду-ду – за водой пойду.
Ду- ду- ду – я рыбачу на пруду.
Ду – ду – ду – я по ягоды иду.
Ду – ду – ду – я по лугу иду.
Ду – ду – ду – в зоопарк иду.
До-до-до- там на дереве гнездо.
Звуки /т, ть/
Та-та-та – я везу кота.
Ту-ту-ту – помоги коту.
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ты-ты-ты – у куклы белые банты.
Ты-ты-ты – я люблю цветы.
То-то-то – я иду в пальто.
От-от-от – летит в небе самолет.
От-от-от – испугался серый кот.
Тя-тя-тя – у меня дитя.
Ти-ти-ти – со мной не шути.
Ит-ит-ит – каша пшенная кипит.
Ить-ить-ить – я хочу пить.
Те-те-те – чайник на плите.
Ать-ать-ать – я иду гулять.
Еть-еть-еть – я буду петь.
Звук /б/
Ба-ба-ба – новая труба.
Бу-бу-бу – взяли мы трубу.
Бы-бы-бы – нет трубы.
Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы.
Звуки /п, пь/
Па-па-па – на столе крупа.
Пы-пы-пы – варю кашу из крупы.
Пы-пы-пы – нет крупы.
Оп-оп-оп – все в ладоши хлоп.
Уп-уп-уп – варю вкусный суп.
Уп-уп-уп – мы ели суп.
Пи-пи-пи – пирожок купи.
Звуки /в, вь/
Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – соберу траву.
Ву-ву-ву – я сниму сову.
Вы-вы-вы – нет травы.
Ви-ви-ви – Верочку зови,
Ве-ве-ве – Вера на траве.
Звуки /н, нь/
На-на-на – лампа у окна.
Ну-ну-ну – саночки тяну.
Он-он-он – телефон.
Ан-ан-ан – барабан.
Ан-ан-ан – мне купили барабан.
Ан-ан-ан – сшила мама сарафан.
Ин-ин-ин – магазин.
Ни-ни-ни – звонок, звони.
Ень-ень-ень – теплый день.
Звуки /к, кь/
Ка-ка-ка – бежит река.
Ко-ко-ко – вижу далеко.
Ку-ку-ку – кукушка на суку.
Ку-ку-ку – взяли дети по совку.
Ак-ак-ак – у реки рыбак.
Ак-ак-ак – расцветает мак.
Ук-ук-ук – а в траве сидит паук.
Ок-ок-ок – на дворе снежок.
Ки-ки-ки – это кубики.
Ки-ки-ки – мы гуляли у реки.
Звуки /г, гь/
Гу-гу-гу – Гале помогу.
Гу-гу-гу – гуси на лугу.
Гу-гу-гу – я гуляю на лугу.
Гу-гу-гу – хорошо на берегу.
Га-га-га – зеленые луга.
Га-га-га – дайте Гале пирога,
пирога из творога.
Ги-ги-ги – Машенька, беги.
Ги-ги-ги – за шаром беги.
Ги-ги-ги – мы ели пироги.
Звуки /х, хь/
Ха-ха-ха – пышный хвост у петуха.
Ха-ха-ха – испугали петуха.
Ху-ху-ху – ели мы уху.
Ух-ух-ух – ходит по двору петух.
Ух-ух-ух – развалился домик – бух!
Их-их-их – ветерок затих.
Ох-ох-ох – зеленый мох.
Хи-хи-хи – в поле пели петухи.
Звуки /с, сь/
Са-са-са – вот летит оса.
Са-са-са – на траве роса.
Са-са-са – у меня коса.
Са-са-са – в сказке были чудеса.
Са-са-са – в норе живет лиса.
Са-са-са – будку сделали для пса.
Су-су-су – не боюсь осу.
Су-су-су – заплету косу.
Су-су-су – наточу косу.
Су-су-су – я гулял вчера в лесу.
Сы-сы-сы – у сома усы.
Сы-сы-сы – есть лисята у лисы.
Сы-сы-сы – нет осы.
Сы-сы-сы – у меня две косы.
Со-со-со – у Сони колесо.
Ас-ас-ас – я пью квас.
Ас-ас-ас- белка делает запас.
Ос-ос-ос – у собаки нос.
Ос-ос-ос – я укутал шарфом нос.
Ис-ис-ис – я ем рис.
Ус-ус-ус – я ем мусс.
Аска-аска – у Сони маска.
Оска-оска – у Сони соска.
Иска-иска – у Сони миска.
Уска-уска – у Сони блузка.
Ся-ся-ся – мы видели гуся.
Се-се-се – еду на гусе.
Си-си-си – сено принеси.
Ась-ась-ась – плывет карась.
Звуки /з, зь/
За-за-за – вот идет коза.
За-за-за – вот летает стрекоза.
За-за-за – у куклы синие глаза.
Зу-зу-зу – накормлю козу.
Зу-зу-зу – не боюсь козу.
Зы-зы-зы – нет козы.
Зы-зы-зы – у меня две козы.
Зя-зя-зя – мы видели язя.
Зи-зи-зи – резину привези.
Звук /ц/
Ца-ца-ца – вот идет овца.
Ца-ца-ца – дождик льется без конца.
Цу-цу-цу – не боюсь овцу.
Цы-цы-цы – нет овцы.
Цо-цо-цо – мы вымыли лицо.
Ец-ец-ец – мы ели огурец.
Ац-ац-ац – у меня матрац.
Звук /ш/
Ша-ша-ша – мама моет малыша.
Ша-ша-ша – вижу я в воде ерша.
Шу-шу-шу – помогите малышу.
Шу-шу-шу – я траву кошу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Ши-ши-ши – зашумели камыши.
Шо-шо-шо – говорим мы хорошо.
Аш-аш-аш – дайте карандаш.
Аш-аш-аш – это котик наш.
Ош-ош-ош – у меня нож.
Иш-иш-иш – у меня малыш.
Уш-уш-уш – теплый душ.
Ашка-ашка-ашка – летит букашка.
Ошка-ошка-ошка – на окошке кошка.
Ушка-ушка-ушка – лягушка – квакушка.
Ишка-ишка-ишка – маленькая мышка.
Звук /ж/
Жа-жа-жа – мы видели ежа.
Жи-жи-жи – под кустом живут ежи.
Жи-жи-жи – бегут ежи.
Жу-жу-жу – молока дадим ежу.
Жу-жу-жу – помогу ежу.
Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».
Звук /ч/
Ча-ча-ча – дай мне калача.
Чу-чу-чу – я гулять хочу.
Чу-чу-чу – на скакалке я скачу.
Чу-чу-чу – в самолете я лечу.
Чу-чу-чу – стать я летчиком хочу.
Чу-чу-чу – быстро всех домчу.
Чу-чу-чу – я колесами стучу.
Чи-чи-чи – красные кирпичи.
Чо-чо-чо – ох, как горячо!
Ач-ач-ач – пришел врач.
Ач-ач-ач – подарил мне папа мяч.
Оч-оч-оч – скоро ночь.
Ич-ич-ич – красный кирпич.
Ич-ич-ич – из песка пекут кулич.
Уч-уч-уч – у меня ключ.
Уч-уч-уч – в небе много туч.
Ачка-ачка-ачка – у Вовочки тачка.
Очка-очка-лчка – у Вовочки бочка.
Учка-учка-учка – у Вовочки ручка.
Ичка-ичка-ичка – у Вовочки птичка.
Чок-чок-чок – вдруг упала на бочок.
Звук /щ/
Ща-ща-ща – ходит зайка без плаща.
Щу-щу-щу – я тебя ищу.
Щу-щу-щу – я сома тащу.
Щу-щу-щу – васильки ищу.
Ще-ще-ще – я в плаще.
Щи-щи-щи – мы ели щи.
Щи-щи-щи – осенью нужны плащи.
Щи-щи-щи – паровоз, состав тащи!
Ащ-ащ-ащ – у меня плащ.
Ещ-ещ-ещ – у меня лещ.
Ущ-ущ-ущ – вьется плющ.
Звук /й/
Ай-ай-ай – скоро месяц май.
Уй-уй-уй – ветер, дуй.
Ой-ой-ой – возьми меня с собой.
Ой-ой-ой – скачет заинька косой.
Эй-эй-эй – воды попей.
Звуки /л, ль/
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ла-ла-ла – не забьете мне гола.
Ла-ла-ла – видишь, кружится юла?
Ла-ла-ла – я малинник нашла.
Ло-ло-ло – у меня весло.
Лы-лы-лы – новые котлы.
Лу-лу-лу – купили пилу.
Лу-лу-лу – заведу юлу.
Ал-ал-ал – темный подвал.
Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал.
Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.
Ол-ол-ол – вымыли пол.
Ол-ол-ол – начинается футбол.
Ул-ул-ул – новый стул.
Ул-ул-ул – ветерок подул.
Ул-ул-ул – зимний лес уснул.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Ил-ил-ил – в барабан я бил.
Алка-алка – у Володи палка.
Олка-олка – у Володи иголка.
Улка-улка – у Володи булка.
Илка-илка – у Володи вилка.
Ля-ля-ля – зеленые поля.
Ли-ли-ли – малину мы несли.
Лю-лю-лю – малину я люблю.
Ле-ле-ле – еду на осле.
Звуки /р, рь/
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ра-ра-ра – во дворе гора.
Ра-ра-ра – в лес идти пора.
Ра-ра-ра – сад полить пора.
Ра-ра-ра – пришла зимняя пора.
Ра-ра-ра – вьюга с самого утра.
Ра-ра-ра – суп варить пора.
Ра-ра-ра – суп снимать пора.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ры-ры-ры – прокачусь с горы.
Ры-ры-ры – в камышах живут бобры.
Ры-ры-ры – любит Варечка шары.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ру-ру-ру – взяли дети по ведру.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ар-ар-ар – рядом синий шар.
Ар-ар-ар – улетает синий шар.
Ар-ар-ар – это красный шар.
Ар-ар-ар – над кастрюлей пар.
Ор-ор-ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир-ир – мы за мир.
Арка-арка – у Ромы марка.
Орка-орка – крутая горка.
Урка-урка – кошка Мурка.
Ирка-ирка – у Иры дырка.
Ря-ря-ря – синие моря.
Ре-ре-ре – санки на горе.
Рю-рю-рю – репу я варю.
Рю-рю-рю – на ромашку я смотрю.
Рю-рю-рю – тебе песенку дарю.
Ри-ри-ри – горят фонари.
Ри-ри-ри – на рябину посмотри.
Ри-ри-ри – там расселись снегири.
Ри-ри-ри – ты на небо посмотри.
Ри-ри-ри – на мартышек посмотри.
Ри-ри-ри – на меня ты посмотри.
Арь-арь-арь – у меня букварь.
Орь-орь-орь – у Серёжи корь.
Ирь-ирь-ирь – у меня снегирь.
Ерь-ерь-ерь – скрипит дверь.
Литература:
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 160с. + цв. вкл. 48с.
2. Новиковская О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки /О. А. Новиковская. – М. : Астрель; СПб. : Сова, 2009. – 96с. :ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чистоговорки для детей дошкольного возраста
Закрепление звуков в речи требует значительных усилий со стороны ребенка. Робота с чистоговорками как нельзя лучше поможет закрепить произношение звука. Использование чистоговоро...
Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО (на примере работы объединения «Чистоговорка»)
Выступление Адаптация детей дошкольного возраста в условиях УДО(на примере работы объединения «Чистоговорка»)...
рекомендации для родителей "Чистоговорки для развития речи детей дошкольного возраста"
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении....
"Волшебные чистоговорки" для детей дошкольного возраста
Чистоговорка – это веселое, эффективное средство формирования правильной и красивой речи. Основная цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических...
Чистоговорки для детей дошкольного возраста
Робота с чистоговорками как нельзя лучше поможет закрепить произношение звука. Использование чистоговорок в облегченной рифмованной форме необходимо при работе над темпо-ритмической стороной речи, над...
Чистоговорки для детей дошкольного возраста
Для дифференциации и автоматизации звуков для детей с ОНР в своей практике я использую и чистоговорки и скороговорки. Буду рада, если они будут востребованы моими коллегами....
Чистоговорки для детей дошкольного возраста
Чистоговорки для детей...
- Мне нравится (3)