Библиотека учителя-логопеда
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Словотворчество как важная составляющая
речевого развития ребенка дошкольного возраста
Н.В.Жукова, учитель-логопед МБДОУ
детский сад ЗАТО Сибирский
Речь - исторически сложившаяся форма общения. Осваивая родной язык, ребёнок овладевает средством выражения и формирования собственных мыслей, чувств и желаний. Чем внятнее и выразительнее речь дошкольника, тем легче ему в самовыражении, тем глубже и богаче его возможности познать действительность.
Дошкольное образовательное учреждение самое первое и важное звено в общей системе образования, где процесс воспитания и обучения строится согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, где требования к результатам освоения программы предоставлены виде целевых ориентиров дошкольного образования. Устная речь детей на этапе завершения дошкольной ступени должна быть сформулирована на таком уровне, чтобы они не испытывали трудности в установлении контактов со сверстниками и взрослыми. Процесс речевого развития для современного дошкольного образования есть главная основа воспитания и обучения детей . Мы, взрослые, очень любим общаться с детьми. Нам нравится слушать, что они говорят, как рассуждают, комментируют услышанное или увиденное. «Это всегда смешно, интересно, забавно»,- говорят педагоги и родители.
Создание ребёнком новых слов на основе лексического, грамматического, фонематического материла родного языка, носит название словотворчество.
Что знаем о словотворчестве? Богатство речи детей зависит от условий и общения с окружающими людьми. К.И. Чуковский говорил: «Начиная с 2-х лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Он подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которое выявляются особенно ярко именно в процессе словотворчества.
Словотворчество не только яркая особенность детской речи, но и одна самых важных в речевом развитии детей. Обобщать и анализировать свою и чужую речь ребенок начинает с 3-5 лет. Здоровый малыш очень рано проявляет интерес к звукам родного языка. Старается прислушаться и повторить разнее по сложности слова. Экспериментирует и играет со словом, как с предметом. Изменяя состав слова, ребенок прислушивается к новой комбинации звуков, слов и получает от этого истинное наслаждение. В этом случае ребенку необходима искренняя оценка взрослого. «Замечательно, какое трудное, интересное слово сказал!» Поддержка взрослого стимулирует ребенка на смелые высказывания, где он охотно будет выражать свои мысли. Напротив, скрытый и подчас неуместный смех любого взрослого, даже близких родных, вызывает у ребенка смущение, страх, а в дальнейшем боязнь сказать что-либо не так. Бережно следует общаться с детьми в том возрасте, чтобы не укрепить неуверенность в своих силах и не травмировать неокрепшую психику ребенка. Пренебрежительное отношение взрослого к речи детей является причиной кона любого творчества.
Детское словотворчество очень важно поощрять, ведь период его короткий. К пяти годам ребенок усваивает грамматические формы языка, и тогда безвозвратно исчезают удивительные, наполненные особым смыслом детские слова. В то время как активное словообразование, несомненно, способствует развитию речи и воображения, говорит о творческой личности ребенка.
После пяти лет у старших дошкольников появляется критическое отношение к себе и своим ошибкам. Потому позже большинство детей стесняются и скрывают свои языковые эксперименты. Исчезает детская непосредственность. Однако можно сказать, что не все дети, достигшие критического периода, теряют способность к творчеству. Благодаря поддержке родителей и педагогов и грамотному отношению к детскому слову можно встретить интересные примеры речевого таланта и способностей.
В умело организованно повседневной жизни детей всегда есть место для литературных вечеров, викторин, заучивания и декламации стихотворений, загадок, разыгрывания потешек и т.д. Задачей педагогов является развитие в речи подопечных особых литературных и речевых наклонностей, что дает возможность детям сочинять, выдумывать, соревноваться в свои интеллектуальных и поэтических способностях.
Литературные викторины, конкурсы на лучшее сочинительство стиха, соревновательные игр Знатоки и другие различные формы работы применяют в свое педагогической деятельности педагоги ДОУ «Солнышко». Результаты и итоги любого мероприятия освещаются в газете «Лапушка», на сайте ДОУ; размещается на стендах и выставках. Родителям интересно знать, чего достиг ребенок за день, в чем себя проявил. Важно рассказать родителям не только о практических навыках и достижениях в продуктивной деятельности, но и о его речевых находках. Самые интересные детские высказывания опытные педагоги собирают в копилку и дарят родителям.
Словотворчество- то уникальное явление. Малейший оттенок грамматической формы угадывается ребенком с налету. Когда ему необходимо создать то или иное слово, он употребит именно тот суффикс, то окончание, которое усилит форму слова, придавая яркие оттенки детской мысли и образа. Самостоятельно сконструированное ребенком новое слово говорит об успехах освоения родного языка. И если словотворчество отсутствует на определенном этапе, то может послужить сигналом родителям и воспитателям, что развитие речи ребенка происходит с отклонениями. В связи с этим важна осведомленность взрослых о словотворчестве и его закономерных механизмах.
Известный детский писатель К.И. Чуковский приводит в своей книге «От 2 до 5» классические примеры словотворчества.
В картотеке детских высказываний ДОУ «Солнышко» собран богатый материал, подтверждающий изумительность, забавность и изобретательность детской речи.
Военные телепередачи интересны мальчикам. Никита, 4 г.:
«Какой вертолет быстрее? Военный или пассажирный?»
Лера, 4 г.: «Как называется сказка?- спрашивает педагог.
- «Курочка Коряба».
Руководитель студии изобразительного искусства Ирина Алексеевна, по мнению воспитанника Вити (4г), может носить имя Ирина Изостудьевна, потому что Ирин много, а Ирина в изостудии одна.
Коля,3 г., наблюдая каждодневный ритуал – папа бреется, повторяет его движения, водя коробочкой по щекам. На вопрос: «Что ты делаешь?» - отвечает: «Брилом брею!.
Петя, 3 г.Делится впечатлением о том, как крутили мясо на мясомотьке (мясорубка).
Антон, 4 г. Любил строить «электрическую цепь из конструктора. «Что ты делаешь?». «Я строю электрическую цепь. В ней будет две лампочки. Одна будет светить ярче, другая тухлее!»
Картотека может быть продолжена множеством интересных примеров, которые обогатят речевую копилку не только детского сада, но и семьи. Это является подтверждением того, что взрослые неравнодушны к развитию речи своих детей и стремятся к тому, чтобы они в совершенстве освоили грамматические формы родного языка.
Не каждый ребенок может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, но в силах каждого взрослого сделать так, чтобы яркие ростки речевого таланта не были погублены равнодушием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.
Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы по лексической теме «Библиотека».
В данном конспекте высможете увидеть, как происходит развитие связной речи детей и включение их в систему социальных отношений через познавательную деятельность....
Библиотека учителя-логопеда
Консультая для родителей...
Библиотека учителя-логопеда
Консультация для родителей...
Библиотека учителя-логопеда
Буклет для родителей...