Составление схемы слов необычным способом при обучении грамоте детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Выпускники подготовительной к школе группы пойдут учиться в разные школы. В каждой школе могут быть разные значки для схемы слов: кружочки, квадратики, треугольники. В данном конспекте логопедического занятия раскрывается, как научить детей быстро составлять схему из любых значков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnye_shemy_slov.docx | 181.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Комментарии к конспекту занятий
Тема: Составление схемы слов необычным способом при обучении грамоте детей с ОНР.
Цель: Обучение детей анализировать слова и составлять схему слов.
Задачи: Образовательные: Обеспечить запоминание элементов грамоты при анализе слов. Научить ребёнка понимать принцип составления схемы слова. Коррекционно-развивающие: Обеспечить развитие фонематического слуха. Предупреждать дисграфические ошибки. Воспитательные: Способствовать развитию самостоятельности, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки. Воспитывать дружеские чувства, желание помогать друг другу. Оборудование: Демонстрационное: картины сказочных замков, геометрические фигуры (кружки, треугольники, квадраты), различные предметы и бросовый материал красного, синего и зелёного цвета. УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой. Технологии: технология наглядного моделирования; технология развивающего обучения, диалогового обучения, игровые технологии; обогащения и активизации словарного запаса; формирования фонематического слуха и слоговой структуры слова; здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные. Тип занятия: подгрупповое (2-3 ребенка). Структурные элементы, план занятия: I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. III. Повторение пройденного материала: 1). Гласные и согласные звуки. 2). Звонкие и глухие согласные. 3). Твёрдые и мягкие звуки. IV. Основная часть: 1).Знакомство со схемой слова. 2). Цветовое обозначение звуков для схемы. Физкультминутка (в середине занятия). 3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета. 4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов. V. Итог занятия. Подготовительный этап занятия: Предварительное изучение гласных и согласных звуков. Усвоение знаний о согласных: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.
Конспект занятия
I. Организационный момент. Занятие проводится в логопедическом кабинете. Дети организованно приходят и садятся за стол перед зеркалом.
II. Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 1, общие упражнения). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения всех звуков. Теперь будем стараться произносить правильно все слова.
III. Повторение пройденного материала: 1). Гласные и согласные звуки. –Давайте вспомним сказку о гласных и согласных звуках. В каких замках (по цвету) они жили. (Гласные – в красном замке, а согласные – в синем).
- Как быстро узнать – гласный это звук или согласный? (Надо «про себя» спеть любую песню на этот звук. Например: «В лесу родилась ёлочка..» Гласные умеют петь, а у согласных это не получится). – А что у них будет получаться? (Они будут: п- пыхтеть, в- ворчать, с-свистеть, ш- шипеть, х- хрюкать… и т.д., а песня у них не получится). Дети перечисляют все согласные и какие они издают звуки. – Согласные никогда не сумеют спеть песню или всё же у них есть возможность это сделать? (Они сумеют спеть только тогда, когда у них будет друг – гласная. Вместе у них песня получится). -Вот как важно иметь друга, с ним можно преодолеть любые трудности! Дети приводят примеры дружбы звуков – слоги. Логопед предлагает звуки, дети соединяют звуки в слог и поют его вслух на любой мотив. 2). Звонкие и глухие согласные. - Почему у некоторых пар согласных есть коридорчик с лестницей между этажами? Как они называются? (Они родственники, похожие между собой. Называются - звонкие и глухие). 3). Твёрдые и мягкие звуки. – Я назову звуки, а вы вспомните, какими ещё могут быть согласные: л –ль, с-сь, р-рь… -Правильно. Твёрдые и мягкие. Нам эти звуки знакомы, мы раньше учились их различать.
IV. Основная часть: 1) Знакомство со схемой слова. - Схема -это картинка, на которой специальными значками рассказывается о чем-то. Например: В метро есть схема. На ней полосками и линиями нарисованы станции, чтобы помочь человеку найти нужную станцию. Когда мы покупаем новый прибор, там тоже есть схема – на ней другими значками обозначены все детали прибора, чтобы человек мог отремонтировать вещь. – Мы тоже будем составлять схему слова, чтобы узнать, какие звуки есть в этом слове. – Вы пойдёте учиться в разные школы. В каждой школе могут быть разные значки для схемы: кружочки, квадратики, треугольники… Сегодня мы научимся быстро составлять схему из любых значков. Оказывается, схему можно составить не только из значков, но и из разных предметов. Главное, надо запомнить цвет предмета. Цвет при составлении схемы во всех школах одинаковый.
2). Цветовое обозначение звуков для схемы. – В каком по цвету замке жили гласные и согласные звуки? Какой цвет вы показывали, когда определяли - гласный это звук или согласный? (Красный цвет- гласные, синий –согласные). В схеме мы так же будем обозначать гласные и согласные звуки. -Теперь добавим ещё один цвет –зелёный. Он будет обозначать мягкий звук. Мы с вами уже умеем различать твёрдые и мягкие звуки. А синий цвет будет обозначать твёрдый звук. Физкультминутка (на 15-17-й минуте, в середине занятия). Логопед предлагает детям собрать предметы красного, синего и зелёного цвета по всему кабинету Дети встают, отыскивают и собирают в корзинки эти предметы.
3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета. –Теперь попробуем составить схему слова школа. –Какой звук вы слышите в начале слова? (Ш). Он гласный или согласный? (Согласный). Твёрдый или мягкий? (Твёрдый). –Я выкладываю кружочек какого цвета? (Синего)… и т.д. – Посмотрите, вот у меня получилась схема слова школа: 4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов:
Схема из треугольников, квадратов с помощью логопеда:
Самостоятельная работа детей: Схема слов из фломастеров , карандашей и ручек:
Схема из книг однотонного красного, синего, зелёного цвета:
Из разных предметов: чашка, шапка, мяч, шарф:
Из мусора (смять обрезки цветной бумаги):
V. Итог занятия: Вы познакомились с новым словом схема. Научились составлять схемы слов из разных предметов. Теперь вы сможете составить схему из любого материала. Все дети отлично справились с заданиями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста
Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...
Самообразование «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
План работы по самообразованиюТема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год(Подготовительная А группа)...
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020...
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.
Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....
План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»
План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...
План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»
План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению гра...
Отчет по самообразованию 2021-2022. «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»
Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.Задачи:1. Учить дет...