Составление схемы слов необычным способом при обучении грамоте детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

 Выпускники подготовительной к школе группы пойдут учиться в разные школы. В каждой школе могут быть  разные значки для схемы слов: кружочки, квадратики, треугольники.  В данном конспекте логопедического занятия раскрывается, как научить детей быстро  составлять схему из любых значков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnye_shemy_slov.docx181.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Тарасова Лидия Николаевна, учитель-логопед

                                              ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида

                                                                   Пушкинского района Санкт-Петербурга

Комментарии к конспекту занятий

Тема: Составление схемы слов необычным способом при обучении грамоте детей с ОНР.                          

Цель: Обучение детей анализировать слова и составлять схему слов.                                                                                                                              

Задачи:                                                                                                                             Образовательные: Обеспечить запоминание элементов грамоты при анализе слов. Научить ребёнка понимать принцип составления схемы слова.                                                                                                                                    Коррекционно-развивающие: Обеспечить  развитие фонематического слуха.  Предупреждать   дисграфические ошибки.                                                                                                                                                                                                Воспитательные: Способствовать развитию  самостоятельности, умению понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки. Воспитывать дружеские чувства, желание помогать друг другу.                                                                                                                                                 Оборудование: Демонстрационное: картины сказочных замков, геометрические фигуры (кружки, треугольники, квадраты), различные  предметы и бросовый материал красного, синего и зелёного цвета.                                                                                                                                                                 УМК - сочетание традиционных методов коррекционной работы с авторской методикой. Технологии: технология наглядного моделирования; технология развивающего обучения, диалогового обучения, игровые технологии;  обогащения и активизации словарного запаса; формирования фонематического слуха и слоговой структуры слова;   здоровьесберегающие технологии: профилактические,  образовательные,  коррекционные.                                                      Тип  занятия: подгрупповое (2-3 ребенка).                                                                                         Структурные элементы, план занятия:                                                                                                                    I. Организационный момент.                                                                                                                                    II.  Артикуляционная гимнастика.                                                                                                                           III. Повторение пройденного материала:                                                                                                               1). Гласные и согласные звуки.                                                                                                                    2). Звонкие и глухие согласные.                                                                                                                           3). Твёрдые и мягкие звуки.                                                                                                                                    IV. Основная часть:                                                                                                                                       1).Знакомство со схемой слова.                                                                                                                                2). Цветовое обозначение звуков для схемы. Физкультминутка (в середине занятия).                                    3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета.                                                   4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов.                                                              V. Итог занятия.                                                                                                                           Подготовительный этап занятия:  Предварительное изучение гласных и согласных звуков. Усвоение знаний о согласных: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие.                                             

Конспект  занятия

I. Организационный момент. Занятие проводится в логопедическом кабинете. Дети организованно приходят и садятся за стол перед зеркалом.

II.  Артикуляционная гимнастика. – Упражнения для губ и языка (комплекс 1, общие упражнения).                                                                                                                                                             – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения всех звуков. Теперь будем стараться произносить правильно все слова.

III. Повторение пройденного материала:                                                                                                             1). Гласные и согласные звуки.   –Давайте вспомним сказку о гласных и согласных звуках.  В  каких замках   (по цвету)  они жили. (Гласные – в красном замке, а согласные – в синем).                                                                      

    C:\Users\Сергей\Pictures\Согл..jpg     

- Как быстро узнать – гласный это звук или согласный? (Надо «про себя»  спеть любую песню на этот звук.  Например: «В лесу родилась ёлочка..» Гласные умеют петь, а у согласных это не получится).                                                                                                                                                                     – А что у них будет получаться? (Они будут: п- пыхтеть, в- ворчать, с-свистеть, ш- шипеть, х- хрюкать… и т.д., а песня у них не получится). Дети перечисляют все согласные и какие    они издают звуки.                                                                                                                                                         – Согласные никогда не сумеют спеть песню или всё же  у них есть возможность это сделать? (Они сумеют  спеть только тогда, когда у них будет друг – гласная. Вместе у них песня получится).                                                                                                                                                           -Вот как важно иметь друга, с ним можно преодолеть любые трудности!                                                                                                                                                  Дети приводят примеры дружбы звуков – слоги. Логопед предлагает звуки, дети соединяют звуки в слог и поют его вслух на любой мотив.                                                                                                2). Звонкие и глухие согласные.   - Почему у некоторых пар согласных есть коридорчик с лестницей между этажами? Как они называются? (Они родственники, похожие между собой. Называются - звонкие и глухие).                                                                                                                       3). Твёрдые и мягкие звуки.    – Я назову звуки, а вы вспомните, какими ещё могут быть согласные: л –ль, с-сь, р-рь…                                                                                                                                      -Правильно. Твёрдые и мягкие. Нам эти звуки знакомы, мы раньше учились их различать.    

IV. Основная часть:                                                                                                                                         1) Знакомство со схемой слова.                                                                                                                     - Схема -это картинка, на которой специальными значками рассказывается о чем-то. Например: В метро есть схема. На ней полосками и линиями нарисованы станции, чтобы помочь человеку найти нужную станцию. Когда мы покупаем новый прибор, там тоже есть схема – на ней другими значками обозначены все детали прибора, чтобы человек мог отремонтировать вещь.                                                                                                                                                                      – Мы тоже будем составлять схему слова, чтобы узнать, какие звуки есть в этом слове.                       – Вы пойдёте учиться в разные школы. В каждой школе могут быть  разные значки для схемы: кружочки, квадратики, треугольники… Сегодня мы научимся быстро  составлять схему из любых значков. Оказывается, схему можно составить не только из значков, но и из разных предметов. Главное, надо запомнить цвет предмета.  Цвет при составлении схемы во всех школах одинаковый.                                                                                                                                                        

2).  Цветовое обозначение звуков для схемы.                                                                                                              – В каком по цвету замке жили гласные  и согласные звуки?  Какой цвет вы показывали, когда определяли - гласный это звук или согласный?   (Красный цвет- гласные, синий –согласные). В схеме мы так же будем обозначать гласные и согласные звуки.                                                                                -Теперь добавим ещё один цвет –зелёный. Он будет обозначать мягкий звук. Мы с вами уже умеем различать твёрдые и мягкие звуки. А синий цвет будет обозначать твёрдый звук.                                                                                                                                 Физкультминутка (на 15-17-й минуте, в середине занятия). Логопед предлагает детям собрать предметы красного, синего и зелёного цвета по всему кабинету  Дети встают, отыскивают и собирают в корзинки эти предметы.

3). Составление схемы слов из предметов красного, синего и зеленого цвета.                                       –Теперь попробуем составить схему слова школа.                                                                                                                                       –Какой звук вы слышите в начале слова? (Ш). Он гласный или согласный? (Согласный). Твёрдый или мягкий?  (Твёрдый). –Я выкладываю кружочек какого цвета? (Синего)… и т.д.                               – Посмотрите, вот у меня получилась схема слова школа:                                                                 4). Упражнения в составлении схемы слов из разных предметов: 

 Схема из  треугольников, квадратов с помощью логопеда:      

  Самостоятельная работа детей:                                                                                                                           Схема слов  из фломастеров , карандашей и ручек:                                                                                                                                                                     

Схема из книг однотонного красного, синего, зелёного цвета: 

Из разных предметов: чашка, шапка, мяч, шарф: 

Из мусора (смять обрезки цветной бумаги): 

V. Итог занятия: Вы познакомились с новым словом схема. Научились составлять схемы  слов  из разных предметов. Теперь  вы  сможете составить схему из любого материала.  Все дети отлично справились с заданиями. Молодцы!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Методические пекомендации по проблеме подготовки к школе старших дошкольников...

Самообразование «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год(Подготовительная А группа)...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020

План работы по самообразованию  Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»  2020...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.

Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

План самообразования «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению гра...

Отчет по самообразованию 2021-2022. «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет»

Цель: Способствовать развитию фонетической стороны речи детей, слухового внимания и фонематического слуха, с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов.Задачи:1. Учить дет...