Преодоление симптомов дизартрии
консультация по логопедии
консультация для специалистов и родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preodolenie_simptomov_dizartrii.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Преодоление гиперсаливации у детей
В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.
Существуют традиционные и нетрадиционные приемы устранения одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема эта достаточно сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.
Предварительная работа
Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть губы салфеткой.
- Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
- Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
- На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.
Основной этап работы
1. Криотерапия.
Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).
Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ. |
2. Полоскание полости рта.
- Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
- Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
3. Логопедический массаж.
- Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова).
- Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или ватными палочками. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
Рис.2. Массаж в углублениях под языком. |
- Массаж по точкам.
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]). - Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).
4. Жевание твёрдой пищи. Инструкция для родителей детей-дизартриков:
- Грызём, жуём, глотаем - морковку.
- Грызём - сухари, баранки, сушки.
5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова, О.А. Новиковская).
- Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
- «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
- «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
- «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
- «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
- «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
- «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.
6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
- Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
- На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане».
В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.
8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).
- а а а; э э э; и и и;
- аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;
- аэи, аэи, аэи.
При систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.
Литература.
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М., 2007.
2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб., 2004.
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М., 2005.
4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М., 2007.
5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М., 2003.
6. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.- М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преодоление одного из симптомов дизартрии - гиперсаливации.
Цель данной статьи-рассмотрение традиционных и нетрадиционных приёмов одного из характерных симптомов дизартрии-гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения....
Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации (слюноотделение) у детей с ОНР.
Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации (слюноотделение) у детей с ОНР....
Преодоление симптомов гиперсаливации у детей
Консультация для родителей о симтомах, причинах и методах преодоления симптомов гиперсаливации у детей....
Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...
Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии
Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии. Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррек...
Логопедический массаж, как способ преодоления стёртой дизартрии у дошкольников.
В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи. По результатам обследования возросло количества дошкольников в возрасте от четырех и до семи лет со стёртой фор...
Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.
Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия....