Преодоление симптомов дизартрии
консультация по логопедии

Скрябина Нелли Олеговна

консультация для специалистов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preodolenie_simptomov_dizartrii.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Консультация для родителей

                                 Преодоление гиперсаливации у детей

            В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

             Существуют традиционные и нетрадиционные приемы устранения одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения. Проблема эта достаточно сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа 

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть  губы  салфеткой.

  • Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
  • Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
  • На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы 

1. Криотерапия.

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В.А. Киселева [4]).

Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта. 

  • Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.
  • Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

  • Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е.Ф. Архипова).
  • Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или  ватными палочками.  Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

Рис.2. Массаж в углублениях под языком.

  • Массаж по точкам.
    Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В.А. Киселева [4]).
  • Массаж мягкого нёба.
    Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов  для получения выраженного глоточного рефлекса (В.А. Киселева [4]).

4. Жевание твёрдой пищи. Инструкция для родителей детей-дизартриков:

  • Грызём, жуём, глотаем - морковку.
  • Грызём - сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е.М. Косинова, О.А. Новиковская).

  • Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
  • «Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
  • «Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
  • «Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
  • «Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.
  • «Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
  • «Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

  • Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
  • На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». 

             В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В.А. Киселева [4]).

  • а а а;     э э э;        и и и;
  • аэ, аэ, аэ;        эа, эа, эа;       аи, аи, аи;       эи, эи, эи;
  • аэи,      аэи,       аэи.

При систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Литература. 
1. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии.- М., 2007.
2. Блыскина И.В. Логопедический массаж.- СПб., 2004.
3. Дьякова Е.А. Логопедический массаж.- М., 2005.
4. Киселёва В.А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии.- М., 2007.
5. Косинова Е.М. Уроки логопеда.- М., 2003.
6. Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста.- М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление одного из симптомов дизартрии - гиперсаливации.

Цель данной статьи-рассмотрение традиционных и нетрадиционных приёмов одного из характерных симптомов дизартрии-гиперсаливации, т.е. обильного слюнотечения....

Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации (слюноотделение) у детей с ОНР.

Преодоление симптомов дизартрии - гиперсаливации (слюноотделение) у детей с ОНР....

Преодоление симптомов гиперсаливации у детей

Консультация для родителей о симтомах, причинах и методах преодоления симптомов гиперсаливации у детей....

Консультация по теме «Причины, симптомы и основные методы коррекции дизартрии»

Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) - нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях задн...

Комплексный подход к преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии

Комплексный подход к  преодолению симптомов речевого нарушения при дизартрии.  Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррек...

Логопедический массаж, как способ преодоления стёртой дизартрии у дошкольников.

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи. По результатам обследования возросло количества  дошкольников в возрасте от четырех и до семи лет со стёртой фор...

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия....