Технологическкая карта логопедического занятия "Транспорт"
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Колина Галина Фёдоровна

Технологическая карта НОД по формированию лексико- грамматических категорий у детей с ОНР через использование лего- конструирования и ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nod.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим                                                Ашинского района Челябинской области

Технологическая карта непрерывной образовательной

деятельности 

для детей подготовительной  логопедической группы

Тема: «Транспорт для Айболита» 

                                                                           

                                                                          Составитель: учитель  - логопед Колина Г.Ф.

                                                                            Сим, 2020

Тема занятия

«Транспорт для Айболита»

Возрастная группа

Подготовительная логопедическая  группа для детей с ОНР, 6-7 лет

Форма организации, количество обучающихся

Подгрупповое занятие, 6 человек

Цель занятия

Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи у детей с ОНР  через использование лего- конструирования и ЦОР.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-закрепить знания о разных видах транспорта: наземном, воздушном, водном;

-дать знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами и участвующих в изготовлении транспорта;

- развивать умение детей конструировать различные виды транспорта из лего- конструктора по схеме, по образцу и по представлению;

-закреплять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт»;

-учить правильно  образовывать превосходную степень прилагательных;

-закреплять навыки употребления приставочных глаголов;

-закреплять умение согласовывать  существительные с местоимением  мой, моя, мои;

-закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.

Коррекционно- развивающие:

- развивать внимание, памяти, мышление, зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные:

- воспитывать нравственные качества – чувство взаимопомощи, умение работать в паре и договариваться при работе.

-формирование элементарных навыков самоконтроля.

Планируемый результат:

Развитие лексико- грамматических категорий за счет умения правильно образовывать превосходную степень прилагательных, закрепления  навыков  употребления приставочных глаголов, правильного согласования  существительных с местоимением  мой, моя, мои. Активизация и обогащение  словаря по теме «Транспорт».  Закрепление и обогащение  знаний о разных видах транспорта (наземном, воздушном, водном) и профессии людей ими управляющими.  Закрепление знаний о правилах дорожного движения. Дети умеют конструировать различные виды транспорта из лего- конструктора по схеме, по образцу и по представлению.  Умеют работать в паре и договариваться при работе со сверстниками. Знают правила дорожного движения. Развиваются психические процессы: внимание, память , мышление, речь, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве. Владеют навыком работы с интерактивным комплексом «Играй и развивайся».

Используемые технологии

Информационно- коммуникативные, ЦОР, здоровьесберегающие, лего - контруирование.

Предварительная работа

беседа о  различных  видах транспорта;  рассматривание частей грузовика, самолета, корабля; наблюдение за транспортом на прогулке; чтение К Чуковского «Альболит»; разучивание пальчиковой игры.

Словарная работа

Закрепление: виды наземного, воздушного, водного транспорта; название  составных частей транспорта; название профессий людей,  управляющих этим транспортом; превосходная степень прилагательных (быстрее, дальше, выше).  Обогащение: механик, инженер, испытатель; приставочные глаголы.

Оборудование

Ноутбук, интерактивное обучающая система «Играй и развивайся» с использованием Kinekt,  презентация с заданиями, предметные картинки, схемы с изображением  разного вида транспорта, лего конструктор, обручи, символы воды, земли, воздуха,  шаблоны транспорта.

                                                         

                                                         Технологическая карта НОД:

Этап НОД

 Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1 этап Организационный

Мотивация к деятельности

Формирование интереса к содержанию НОД; Вовлечение детей на предстоящую деятельность. Обсуждение и решение проблемной ситуации

Логопед приветствует детей, задает положительный настрой.

Л: Эй, ребята, подходите, друг на друга посмотрите. Поздоровайтесь ладошками, улыбнитесь всем немножко.

 Слушайте внимательно.

Читает строки из стихотворения К. Чуковского «Доктор Айболит»

Л:  Про кого это произведение? Что произошло в нем? Как Айболит добирался до своих больных зверей?

Задает проблемную ситуацию.

А можно ли было быстрее добраться до Африки? На чем? Как вы думаете, что можно сделать, чтобы Айболит мог быстро добираться до своих зверей?  

Делают вывод, что нужно подарить транспорт Айболиту.

Приветствуют друг друга ладошками.

Слушают отрывок и отвечают на вопросы.

Д: Про доктора Айболита

Участвуют в обсуждении проблемной ситуации.

Д: Можно быстрее добраться на транспорте.

Делают выводы, осознают и принимают поставленную задачу

Положительный эмоциональный настрой.

Сформирована мотивация детей на включение в деятельность.

Умеют совместно найти решение поставленной проблемной задачи.

2 этап Основной

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Усвоение,  закрепление, расширение

знаний по теме.

Работа по усвоению лексико- грамматических категорий.

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Развитие мелкой моторики  пальцев рук.

Организация

практической работы,

оказание необходимой помощи

и эмоциональной поддержки.

Физ минутка.

Предупреждение утомления у детей.

Работа с интерактивным комплексом «Играй и развивайся».

Л: Для чего нам служит транспорт? Каким бывает?

Л:Давайте подумаем, на какой транспорт мы можем заменить помощников Айболита.

Игра «Замени на транспорт» (слайды) На слайде картинка из книги с изображением волков.

Л: Мохнатых волков на какой транспорт можно заменить?

Л: волк быстрый, а машина ….

Слайд с изображением кита

Л: Кита можно заменить на ..

Л: кит может плыть далеко -а корабль..

Другой слайд

Л: Орлов можно заменить на…

Л: орлы летят высоко, а самолеты…

Л: Транспорт мы с вами выбрали, а кто будет управлять им?

Следующий слайд

Логопед предлагает построить транспорт для Айболита.

Л: Из чего можно построить? Кто придумывает, каким будет транспорт?

Дети перемещаются в конструкторское бюро. Становятся «инженерами». У каждой пары  на столах  картинки одного из видов транспорта.

Л: Чтобы собрать ваш транспорт, нужно знать из каких деталей он состоит.

Игра «Чья деталь?»

На слайде появляются разные детали, а дети выбирают необходимые им.

Л: С деталями мы определились, можно начинать сборку. Но, сначала разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Будем  пальчики сгибать-

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет,

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

Л:Теперь мы механики (проговаривание и уточнение значения этой профессии)

Дети  из конструктора лего собирают  свои постройки. 1 пара по схеме, 2 пара- по образцу на столе, 3 пара- по представлению. Логопед  при необходимости помогает детям, спрашивает из каких деталей они стоят.

Л: готовые постройки вы можете поместить  в обруч с символом  вода, земля, воздух и объяснить почему?

Физ минутка

Вот на небе самолет                              

Отправляется в полет.

Вот кораблик поплывет.

Носом волны разведет.

А от самого порога

Для машин идет дорога.

Л:Мы построили транспорт, а сейчас испытатели будут его испытывать, проверять исправность.

Л:Испытание для воздушного транспорта. Закончи предложение, изменяя слово лететь.

Самолет с  земли  (что сделал?) …

Самолет через речку (что сделал?) …

Самолет планету (что сделал?) …

Самолет на землю (что сделал?) …

Л: Испытание самолета прошло успешно. Доктор Айболит благодарит вас за быстрый транспорт.

 Испытание для водного транспорта.

Закончи предложение, изменяя слово плыть (слайды):

Корабль от берега (что сделал?) …

Корабль мимо маяка (что сделал?)…

Корабль  к берегу (что сделал?) …

Л: Испытание самолета прошло успешно. Доктор Айболит благодарит вас за чудесный транспорт.

     На слайде дорога

Л: какой транспорт можно сюда поместить? Почему?  

Закончи предложения, изменяя слово ехать.(слайды)

Автомобиль из гаража (Что сделал?) ..

По дороге (Что сделал?)….

Лужу (что сделал?) …

К мосту (Что сделал?) …

По мосту через реку (что сделал?)….

Включается интерактивная игра «Переход дороги» из комплекса «Играй и развивайся» с использованием сенсорного игрового контроллера Kinekt.

Л: Знаете ли вы как правильно переходить дорогу?

Сейчас мы проверим.

Объясняет правила игры: 

Л: Доктор Айболит благодарит вас за помощь. Теперь он быстрее будет добираться до своих больных зверей.

Дети отвечают на вопросы. По очереди перечисляют виды транспорта.

Участвуют в игре. Отвечают на вопросы.

Д:  можно заменить на машину, на вездеход.

Д: еще быстрее

Д: на корабль, лодку, яхту

Д: дальше

Д: на самолет, вертолет, воздушный шар

Д: выше

Ответы детей, проговаривание профессий.

Д: машину- водитель; корабль- капитан; самолет- пилот.

Дети высказывают предположения.

Дети садятся за столы парами.

Дети называют детали, которые относятся к их транспорту.

Д: Мой руль, моя кабина, мои колеса и тд

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют

практическую работу, взаимодействуют

с другими детьми и педагогом. Учатся контролировать свои действия.

Дети помещают  постройки в обручи, и объясняют, какой у них транспорт: наземный, водный или воздушный.

Выполняют физ упражнения.

Проговаривают слово «испытатель». Знакомятся с новой профессией.

Участвуют в испытаниях. Отвечают на вопросы и показывают действия собранным самолетом.

Д: взлетел (показ)

Д:перелетел

Д: облетел

Д: приземлился

Отвечают на вопросы и показывают действия собранным кораблем.

Д: отплыл

Д: проплыл

Д: причалил (приплыл)

Д: Машину-  это наземный транспорт

Отвечают на вопросы

Д: выехал.

Д: поехал

Д: объехал.

Д: подъехал

Д: переехал

Подходят к экрану

Д: переходить дорогу на зеленый сигнал светофора, по зебре.

Дети по очереди играют в интерактивную игру

Закрепляются  знания о разных видах транспорта (наземном, воздушном водном)

Закрепляются умения правильно образовывать превосходную степень прилагательных,  правильного согласования  существительных с местоимением  мой, моя, мои.

Закрепляются у детей конструктивные навыки: конструирование из лего- конструктора по схеме, по образцу и по представлению.

Умеют работать в паре и договариваться при работе со сверстниками.

Умеют контролировать свои действия в ходе работы

Закрепляются  навыки  употребления приставочных глаголов.

Умеют выполнять физ упражнения с текстом.

Знают правила дорожного движения

Владеют навыком работы с интерактивным комплексом «Играй и развивайся».

3 этап Заключительный

Итог занятия.Рефлексия.

Подведение итогов.

Рефлексия детей.

Л: Ребята скажите, какое доброе дело мы сегодня с вами сделали?

Что  мы сегодня строили из конструктора?

 Что вам понравилось?

Что было трудным?

Л: Доктор Айболит благодарит вас за помощь и дарит вам раскраски про транспорт.

Раздает подарки.

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, что делали  на занятии, что понравилось, что заинтересовало, что было трудным.

Получают подарки.

Дети умеют делать выводы.

Развивается память.

Освоение рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта логопедического обследования

Краткая карта логопедического обследования ребенка....

Речевая карта логопедического обследования детей в ГБДОУ №86 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Для определения уровня развития речи ребёнка и постановки логопедического диагноза  необходимо проведение логопедического обследования с помощью речевой карты....

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Дифференциация звуков [с - з], [с\' - з\']

Представленный вариант интересен тем, что включает применение технологии исследовательской деятельности на логопедическом занятии в группах для детей с ТНР....

Технологическая карта логопедического занятия для дошкольников Звук И

Представленный материал будет особенно интересен начинающим логопедам в качестве варианта занятия по формированию фонетико-фонематических представлений....

Шаблон технологической карты логопедического занятия для дошкольников Авторский вариант.

Шаблон создан как авторский вариант технологической карты логопедического занятия для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....