Брошюра
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Автушенко Полина Андреевна

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл broshyura.docx383.55 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух – это врожденная способность слышать и различать отдельные звуки речи.

Фонематическое восприятия это специально выработанные умения дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

1. развитие неречевого слуха (развитие слухового восприятия, внимания, чувства ритма);

2. развития фонематического слуха;

3. формирование навыка элементарного звукового анализа и синтеза.

https://gou619.kalin.gov.spb.ru/assets/images/news/2020_02/06022020-doshkol'niki.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1112006/pub_5b7d37f0d709e900a992dd9d_5b7d3fdf7fe34100a9e67227/scale_1200

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте

  • «Кто тебя позвал?» Ребенка просят закрыть глаза и определить по голосу, кто назвал его имя.
  •  «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
  • «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Игры для развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

Подготовила:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Автушенко Полина Андреевна

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1591494/pub_5def5136bc251400b0842a59_5def5176f557d000adb81c95/scale_1200

РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА

  • «Кто что слышит?» Ребенку предлагается закрыть глаза и прислушаться к звукам и шумам, доносящимся с улицы или из коридора. Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки.
  • «Что я делаю?» Ребенок с закрытыми глазами по характерным звукам и стукам определяют действие, производимое взрослым.
  •  «Угадай, на чем играют?» Ребенка знакомят со звучащими игрушками, затем он отворачивается, слушает звук и угадывает, какая игрушка звучит.
  • «Угадай, кто кричит». Взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто кричал.
  • «Похлопаем» Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. Расстояние между значками соответствует длительности паузы. Ритмические рисунки даются в порядке усложнения:

Ритмические рисунки можно отстукивать, протопать или проиграть на любом детском музыкальном инструменте. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Различение слогов

  • «Повторюшка»

1) Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога (Выделенный слог произносится сильно, громко)

ТА — ТА —ТА
ТА — ТА —
ТА
ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА
ПА —
ПА — ПА
ПА — ПА —
ПА

КА — КА — КА
КА — КА —
КА
КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится с другими слоговыми рядами, содержащими простые для произношения ребенка согласные звуки.

2) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками

ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
МО — МА — МЫ
ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ
НУ — НЫ — НА
НО — НА — НУ
ДА— ДЫ — ДО
ДУ — ДЫ — ДА

3) Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками

ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
ФА — ХА — КА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА
ГА — БА — ДА
КА — ФА — ХА
ВА — МА — НА
НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

4) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости

ПА — БА
ТА — ДА

ФА — ВА
КА — ГА

ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА
ГА — КА — ГА
ВА — ФА — ВА
ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

5) Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости

ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
БА — БЯ
ДА — ДЯ
ФА — ФЯ

ПО — ПЁ
МО — МЁ
ВО — ВЁ
ТО — ТЁ
ВО — БЁ
ДО — ДЁ
ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ
ВУ — ВЮ
ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ — ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ
МЫ — МИ
ВЫ — ВИ

ты — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ — ДИ

ФЫ — ФИ

Различение и выделение звуков из ряда других

  • «Поймай звук» Взрослый называет ряд звуков и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.).
  • «Песенки» Повторение сочетания гласных звуков:

а) по два:
АО
УА
АИ
ИО
ИУ
ЫИ

б) по три:
АИУ
ИАО
УИА
ОИЫ
ИОУ
ИЫО

в) по четыре:
АОУИ
ИОУА
ИЫОУ
ОУИЫ
АОЫУ
ОАУЫ                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра для родителей "О правильном питании дошкольника"

Брошюру можно поместить в родительский уголок или раздать на родительском собрании по одноименной теме...

брошюры для родителей и педагогов

красочные брошюры по основным проблемам дошкольного возраста...

Брошюра "Зрительная гимнастика"

Рекомендации для родителей...

Брошюра "Скоро в школу"

Данная брошюра предназначена для родителей и воспитателей, игровые приемы с детьми...

Брошюра для родителей

Рекомендации и памятки для родителей, чьи дети впервые идут в детский сад...

Брошюры "Памятка для родителей"

Материал предназначен для родителей. Советы родителям: какими упражнениями необходимо развивать речь ребенка. Памятка для родителей: как в домашних условиях выполнять артикуляционную гимнастику....

Брошюра

Материал предназначен для родителей, у которых дети пойдут  в детский сад, 1 младшую группу....