Игры на развитие речи
картотека по логопедии
Игры на развитие речи для детей 4 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_rechi.pptx | 183.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дидактическая игра «Что у нас получится? Цель : Упражнять детей в согласовании прилагательных с родом и числом существительных. Игровой Материал: Цветные прямоугольники из картона и карточки такого же размера с прорезями силуэтов предметов быта: посуды, одежды, игрушек . Ход игры: На середину стола кладутся прямоугольники цветной стороной вверх (оранжевого, розового, голубого, серого). Показывает игровые действия. На цветной прямоугольник накладывает карточку с прорезью предмета: «Что же у меня получилось?» - «У меня получился зеленый чайник» (образец ответа). Затем раздается детям по 4 карточки
Дидактическая игра «Чьи это вещи ?» Цель : Упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных. Научить различать принадлежность вещей для взрослых и для детей. Разъяснить значение обобщенного слова семья. Игровой Материал : картинки с изображением членов семьи: мамы, папы, детей (девочки и мальчика), бабушки и дедушки. Картинки с предметами быта: одежды, посуды, игрушек, учебных принадлежностей и др. (часть картинок может быть в 2-х экземплярах – очки, зонтик и т.д.) Ход игры: Показывается 6 карточек с изображением членов семьи. Говорим, что эта семья переехала в новую квартиру и перевезла туда свои вещи и показываем коробку с множеством картинок с предметами быта. Затем показывается картинка с какой-либо вещью, и спрашиваем у детей «чья это вещь?» (этот портфель – Папин )
Дидактическая игра «Чего не стало?» Цель: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже. Игровой Материал : Карточки с изображением предметов, картонные прямоугольники для закрывания карточек. Ход игры: Педагог раздает детям по 3-4 карточки, которые они раскладывают перед собой в ряд, и объясняет: «Чтобы играть в эту игру, надо хорошо запоминать, что и сколько у вас нарисовано на всех карточках. Я буду закрывать одну из ваших карточек, а вы должны ответить каких и сколько предметов у вас не стало (не стало пяти конфет, не стало на тарелки двух яблок, потому что...).
Дидактическая игра «Один — Много» Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Игровой материал: Парные картинки, на одной из которых нарисован один предмет, а на другой несколько таких же предметов. Наборное полотно. Ход игры : Выкладываются парные картинки сначала одна потом вторая (гусенок — гусята).
Игра «В мире животных и птиц» Цель Расширение и активизация словаря, закрепление основных форм, обозначающих признаки, развитие умения сравнивать предметы, выделяя в них характерные признаки. Оборудование Карточки с изображением животных и птиц. Ход игры Число карточек ограничено по числу и количеству ( н-р только дикие животные средней полосы). Карточки распределяются между игроками по 2 на ребенка. После того как будет прочитано их название ведущий предлагает каждому игроку сравнить имеющиеся у него картинки с изображением животных, Выделив, их общие признаки и различия. Например, один ребенок называет только общие признаки, а другой — отличительные.
Игра «Узнай по силуэту» Игра «Узнай по силуэту» Цель: Развитие мелкой моторики, расширение и активизация словаря. Оборудование Вырезанные из картона контуры предметов на разные лексические темы. Ход игры Ребенок берет контур, обводит его пальчиком по краю, называет, что это за предмет (стул, молоток и т. д ). для чего этот предмет предназначен. Называет обобщающее слово.
Игра «Назови лишнее слово» Цель: активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь. Описание: Педагог называет слова и предлагает детям назвать лишнее слово, а затем объяснить, почему это слово лишнее, например, • Зима, апрель, весна, лето, осень • Мама, подруга, папа, сын, бабушка • Море, озеро, река, мост, пруд • Круг, квадрат, прямоугольник, карандаш, треугольник.
Игра «Классификация предметов по картинкам» Цель : Активизация словаря Описание: Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификаций не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например, • Овощи и фрукты (яблоко, морковь, лимон, огурец, груша, капуста) • Домашние и дикие животные (овца, ежик, кошка, собака, зебра, жира фа) • Дикие и домашние птицы (гусь, сова, утка, курица, сорока, дятел) • Посуда и мебель (кастрюля, чашка, стол, стул, шкаф, чайник) • Одежда и обувь (свитер, сапоги, кофта, туфли, ботинки, юбка) • Птицы и насекомые (божья коровка, стрекоза, бабочка, воробей, ласточка, лебедь)
Игра «Подбери действие» Цель: Совершенствовать грамматический строй речи, учить подбирать подходящие действия к предметам и предметы к действиям, расширять словарный запас. Оборудование спец. оборудования не требуется. Ход игры взрослый называет ребёнку слово — предмет и предлагает ему хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит подходящее для него действие. (Собака — бегает, лает, ходит, ест и т.д.). После подбора действия к нескольким предметам, взрослый может назвать любое действие и попросить ребёнка подобрать к нему подходящий предмет (плавает— корабль, утка, лодка, рыба, мальчик и т.д.).
Игра «Чья у зверя голова?» Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных. Оборудование мяч. Ход игры взрослый бросает ребёнку мяч и говорит: (У вороны голова.... ), а ребёнок возвращая мяч должен сказать: «Воронья» (у собаки голова — собачья, у коровы голова — коровья, у кролика голова — кроличья, у кошки голова — кошачья, у барана голова — баранья, у лошади голова — лошадиная и т.д.)
Игра «Листья и деревья» Цель: Научить ребёнка образовывать и употреблять относительные прилагательные (название листьев и веток) от существительных (название деревьев), расширить словарный запас, развит память, внимание, мышление. Оборудование предметные картинки, на которых изображены деревья и их листья. Ход игры взрослый раскладывает пред ребёнком картинки, на которых изображены деревья, и просит назвать их. После этого он даёт ребёнку картинки с изображением листьев, которые нужно подобрать к соответствующему дереву. Как только ребёнок справится с заданием, ему нужно предложить правильно назвать их, образуя слова — прилагательные от существительных — название деревьев (Лист берёзы — берёзовый, лист клёна — кленовый, ветка ели - еловая).
Скажи наоборот (сад – огород) Цель: образование антонимов. Описание: на доске картинки с изображением овощей, фруктов, ягод. - Лимон кислый, а морковь - ... (сладкая) - Морковь твердая, а помидор - ... (мягкий) - Горох маленький, а тыква - ... (большая) - Малина сладкая, а рябина - ... (горькая) - Слива легкая, а кабачок - ... (тяжелый)
Игра: «Из чего сделано?» Цель: Закрепление в речи детей употребления относительньих прилагательных (слов, обозначающих признаки предметов через отношение этого предмета к другим предметам, а также материалам, действиям и состояниям, пространственным и временным ориентирам) и способов их образования. Описание: взрослый, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные» Рукавички из меха — меховые, медвежонок из плюша — плюшевый, стакан из стекла- стеклянный, ваза из хрусталя -хрустальная.
Игра «Что приготовим» Цель : Образование относительных прилагательных от существительных: Описание: Взрослый задает вопрос: «Что приготовим из..., ребёнок отвечает» Например: Из малины — малиновое варенье Из грибов — грибной Суп, Из клюквы — клюквенный морс Из грибов — грибной соус.
Игра «Кто кем был?» Цель: Усвоение категории творительного падежа, развитие мышления, расширение словаря. Описание: взрослый называет предмет или животное, а ребенок говорит, кем (чем) был раньше названный объект. Например: медведь — медвежонком, ёжик — ежонком, цыплёнок— яйцом, яблоня — семечком, рубашка - тканью.
«Кто больше действий назовёт» Цель: Активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход: Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например,: - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается) - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать) - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)
Игра «Составь новое слово из двух» Цель : Упражнять в образовании сложных слов. Инструкция я буду называть два слова, а ты из них составь одно слово. Например, лед колет — ледокол • Сам катит — (самокат), Сам летает — (самолет) • Бензин возит — (бензовоз), Везде ходит — (вездеход) • На земле — (наземный), Под землей — (подземный) • Железная дорога — .... (железнодорожный) • Быстро ходит (быстроходный) • Легкие крылья — (легкокрылый), Бензин, колонка — ... (бензоколонка)
Игра «Скажи по-другому» Цель: Учить согласовывать существительные с причастиями. Инструкция: Я скажу словосочетание, а ты скажи его по-другому. Например, самолет взлетает — взлетающий самолет. • Лодка плывет. - (Плывущая лодка) • Машина подъезжает. - (Подъезжающая машина) Пассажир поднимается по трапу. -
Игра «Подбери слову пару» Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Инструкция: Я буду называть слово предмет, а ты к нему подбери слово признак. Например, автомобиль (новый, красивый, большой, грузовой, белый, удобный) • Поезд (пассажирский, товарный, скорый) • Машина (легковая, грузовая, новая, пожарная)
Игра «Есть или нет» Цель: Образование существительных в форме мн. ч. в род. падеже Ход игры Один ребёнок берёт карточку, рассматривает и говорит Кто на ней есть. Другой ребёнок говорит, что у него нет этого предмета, но зато есть то, что изображено у него на картинке и так далее.
Игра «Что без чего» Цель: Образование и употребление существительных в родительном падеже. Ход игры Перед ребёнком сломанные предметы. Педагог задаёт вопрос: «Что без чего?» Ребёнок отвечает на вопрос. Стол без…(ножки), машина без… (колеса), чашка без… ручки.
«Чей хвост?» «Чья голова?» «Чьи уши?» Цель: Формирование практических навыков в образовании притяжательных прилагательных. Ход игры: Перед ребенком круги, на одном изображение животных, на другом голова хвосты, уши и т.д. Дети крутят круги двумя руками одновременно определяют и называют, чей это хвост (голова, уши, перья и т.п.) находят это животное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....