Речевые игры
картотека по логопедии
Картотека речевых игр для детей 4 - 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_reyaevyh_igr.pptx | 181.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учимся играя!! Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходим речевой материал. Если его предлагать в игровой форме, у ребенка появляется мотив, а, следовательно, и желание говорить на определенную тему, заданную не им самим. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Использование таких игр облегчает и ускоряет процесс усвоения изучаемого материала при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию, способствует поддержанию интереса и внимания детей, более экономичному использованию учебного времени.
ОСЕНЬ «Что бывает осенью?» Цель: Закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: Сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д
ОСЕНЬ «Один - много» Цель: Научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: Мяч . Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица - птицы
ОСЕНЬ «Осенние листья» (лото) Цель: Расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже. Оборудование: Осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки. Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет, лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую. Неговорящего ребенка просят найти и показать лист клена, березы и т. д.
ОВОЩИ «Чудесный мешочек" Цель: Закрепить названия овощей, их цвета. Оборудование: Мешочек , натуральные овощи или муляжи. Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Ребенок по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
ОВОЩИ «Один - много» Цель: Научить образовывать множественное число имен существительных. Оборудование: Мяч . Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».
ОВОЩИ «Назови ласково» Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка , лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
ОВОЩИ «Поваренок» Цель: Активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже. Оборудование: Картинки с изображением овощей или натуральные овощи. Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).
ФРУКТЫ «Что в корзинке?» Цель: Познакомить (продолжать знакомить) с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества. Оборудование: Корзинка с натуральными фруктами. Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
ФРУКТЫ «Соберем фрукты в саду» Цель: Закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке. Оборудование: Н атуральные фрукты или муляжи. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.
ФРУКТЫ «Назови ласково» (вариант 2) Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: Мяч . Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.). Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи яблоко, А теперь покажи яблочко».
ФРУКТЫ «Разрезанные картинки ». Цель: Научить составлять целое из двух, четырех частей. Оборудование: Картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две (четыре) части. Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем ребенок составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.
ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Писатель» Ребёнок описывает выбранный им (овощ, фрукт, ягода, гриб) по плану: Что это? Где растёт? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? Какой на ощупь? Что из него готовят?
ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Собираем урожай» На панно «Огород» расставлены овощи. Дети «собирают» овощи, комментирую свои действия: «Я дергаю морковь – это овощ»; «Я копаю картофель»; «Я срываю горох» или педагог помогает: «Что ты срываешь? Горох?».
ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Повар » Дети делятся на команды. Каждая команда набор картинок с изображением различных продуктов питания (овощи, фрукты, ягоды). У педагога «кастрюлька». Дети кладут в неё только то, что нужно для (супа из овощей, или фруктового супа, сока, компота, салата овощного, фруктового, варенья и т.д.). Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.
ОВОЩИ , ФРУКТЫ, ЯГОДЫ «Магазин » Дети «покупают» в «магазине» у педагога «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребёнок говорит: «Я хочу купить фруктовый компот из яблок» и т.д.
ИГРУШКИ «Чего не стало?» Цель: Упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: Игрушки . Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
ИГРУШКИ «Чего не хватает?» Цель: Развитие у ребенка целостного восприятия предмета. Оборудование: Картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки (и др.) Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку проговорить и дорисовать недостающую часть.
ОДЕЖДА , ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ «Кто во что одет?» Цель: Сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме. Оборудование: Картинки с изображением мальчика и девочки. Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Настиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый помогает отвечать на вопросы.
ОДЕЖДА , ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ «Разложи по полочкам» Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда. Педагог рассказывает детям, что в магазине кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все лежит на одной полке. Педагог просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам. Образец речи детей: «Я взял кофту. Кофта – это одежда. Я её положу на среднюю полку»; «Я взял туфли. Туфли – это обувь. Я их положу на нижнюю полку».
ПОСУДА «Помоем посуду» Цель: Расширить словарь по теме, активизировать речь. Оборудование: таз с водой, кукольная посуда. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побудить называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).
ПОСУДА "Один - много" Цель: научить образовывать существительные множественного числа Оборудование: мяч. Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: чашка чашки ложка - ложки блюдце - блюдца тарелка тарелки чайник чайники хлебница – хлебницы.
ПОСУДА "Ложка и стакан" Цель: сформировать понимание некоторых предлогов. Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана. Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи.
ПОСУДА «Чего не стало?» Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. Оборудование: кукольная или настоящая посуда. Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза.
ПОСУДА «Из чего сделана посуда» Цель: Образование относительных прилагательных. Проводится с перекидыванием мяча. Педагог называет предмет, дети – прилагательное, характеризующее материал, из которого он сделан. Например: Вилка из металла – металлическая. Стакан из стекла – стеклянный. Ваза из хрусталя – хрустальная. Ложка из дерева – деревянная. Тарелка из пластмассы – пластмассовая. Чашка из фарфора – фарфоровая.
ПОСУДА «Разложи продукты по своим местам» Цель: Развитие навыков словообразования. Педагог сообщает детям, что на кухне кто-то устроил ужасный беспорядок. Дети должны помочь разложить продукты по своим местам. Педагог спрашивает детей, куда нужно положить хлеб, сахар, сухари, соль, масло, перец, селёдку, суп, молоко. Дети отвечают: «Хлеб хранят в хлебнице»; «Сахар хранят в сахарнице» и т.д. Затем педагог обращается к детям: «Ребята, сегодня у нас на кухне хозяйничал Незнайка. Хлеб он положил в сухарницу, селедку в хлебницу, соль в перечницу, перец в сахарницу, сахар в солонку, масло положил в соусник, соус налил в масленку, суп в молочник, а молоко в супницу». Дети должны назвать ошибки и помочь Незнайке разложить продукты по своим местам.
МЕБЕЛЬ "Спрячь мячик" Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций. Оборудование: мяч Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.
МЕБЕЛЬ «Магазин» На столе расставлена кукольная мебель. Дети по очереди выходят к доске и «покупают» для куклы Маши мебель. Комментарии к действиям: «Я куплю в спальню Маше кровать»; «Я куплю в спальню Маше платяной шкаф»; «Я куплю в столовую Маше стол и четыре стула». Затем дети сортируют купленную мебель в зависимости от её назначения. Педагог помогает детям и поясняет, что теперь у Маши есть кухонная мебель, столовая мебель, мебель для детской комнаты, мебель для гостиной.
ЧЕЛОВЕК «Вспомни, что делает» Цель: Уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме. Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы. Ход. Взрослый показывает картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ «Помоги маме найти своих детенышей» Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей. Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку взрослого животного и спрашивает. Кто ее детеныши? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки, кошки, коровы, лошади и др. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей .
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ «Назови ласково» Цель: Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша. Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ "Кто где спрятался?" Цель: Сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь Оборудование: игрушечная кошечка или собачка. Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?»
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ «День рождения свиньи» Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, практическое использование существительных в родительном падеже. Педагог рассказывает детям о том, как свинья отпраздновала день рождение. Она пригласить в гости животных. И всем приготовила угощение. Корове – косточку. Собаке – овес. Кошке – траву и листья. Лошади – молоко. Попробовали гости угощение, поморщились. Посидели, посидели и ушли. Недовольные ушли гости. Затем спрашивает, что не понравилось гостям? Что любит корова? Собака? Кошка? Свинья? Лошадь? Образец ответа: «Корова любит траву».
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ "Кто чем питается?" Цель: Закрепить правильное употреблении существительных в творительном падеже. Оборудование: Картинки или игрушки, изображающие зайца, медведя, лису и волка; картинки с изображением моркови, капусты, меда, малины, мяса и др. Ход: Картинки с изображение пищи животных раскладывают на столе. Взрослый показывает игрушечного животного и спрашивает, чем оно питается. В зависимости от уровня речевого развития ребенка показывает соответствующую картинку, отвечает полным предложением ("Заяц питается капустой").
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ «Театр» Цель: закрепление в словаре детей прилагательных по теме. Детям предлагается стать артистами и разыграть роли различных животных: лисы, медведя, волка. Педагог говорит, что для того, чтобы изобразить какое-либо животное, нужно знать его внешний вид и характер. Дети отвечают на вопросы: Какая лиса? (хитрая, проворная). Какой волк? (злой, голодный). Какой медведь? (большой, лохматый, неуклюжий). Затем дети по очереди имитируют движения тех животных, которых они обсудили.
ПРОФЕССИИ «Кто что делает?» Педагог показывает детям сюжетные картинки и проговаривает начало предложения, а дети должны закончить словом необходимым по смыслу. Примерный лексический материал: Рыбу ловит рыболов. Лес рубит … Пчел разводит … Трубы чистит … Землю копает … При знакомстве детей со сложными словами педагог выделяет интонационно каждую значимую часть слова ( рыбо-лов ). Объясняет происхождение каждого слова. Сложные слова проговариваются хором и индивидуально. Можно предложить на слух выделить заданное слово из ряда других слов (поднять соответствующую картинку).
ПРОФЕССИИ «Угадай мою профессию» Цель: Продолжать знакомить детей с атрибутами различных профессий, активизировать речь по теме. Ребёнок отбирает на столе у педагога предметные картинки, относящиеся к определенным профессиям, и говорит: «Я взял нож, доску, половник. Какая у меня профессия?». Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и перечислить все действия, которые может выполнить человек этой профессии.
ТРАНСПОРТ «Где сейчас машина?» Цель: Учить понимать предложные конструкции. Оборудование: сюжетные картинки с изображением машины в разных местах. Ход. Взрослый раскладывает картинки перед ребенком. Затем просит его показать машину, которая подъезжает к дому, стоит около гаража, едет по мосту, и т.д.
НАСЕКОМЫЕ "Где бабочка?" Цель: Формировать понимание предлогов. Оборудование: бумажная бабочка, искусственный цветок. Ход. Взрослый выполняет различные действия с бабочкой (сажает ее на цветок, под цветок, на листик, держит над цветком и пр ). В это время спрашивает у ребенка, где бабочка и контролирует правильность его ответов. Затем предлагает ребенку поиграть с бабочкой, активизируя его речь вопросами.
ПТИЦЫ «Сосчитай воробьев» Цель: Учить согласованию существительного с числительным. Оборудование: три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев. Ход. Взрослый предлагает ребенку посчитать воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).
ПТИЦЫ «Помоги Незнайке» Цель: Активизация глагольной лексики по теме. Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением. Ход. Педагог демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова - действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...
Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»
В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...