логопедический проект
проект по логопедии (средняя, старшая группа)

Гетманец Нелли Николаевна

Актуальность проекта определяется существующими противоречиями между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности  оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskiy_proekt.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Логопедический проект «Будем разговаривать правильно и  внятно, чтоб было всем понятно»

Автор: Костанова Елена Владимировна, учитель-логопед МБДОУ № 25 «Русалочка» г. Южно Сахалинск.

Сотрудники проекта:

Костанова Елена Владимировна, учитель-логопед МБДОУ № 25 «Русалочка»;

Антонова Лидия Васильевна, музыкальный руководитель МБДОУ № 25 «Русалочка»;

Бочкарева Мария Ивановна, инструктор по физкультуре  МБДОУ № 25, «Русалочка»;

Гетманец Нелли Николаевна, воспитатель группы № 3 «Кораблик»

Продолжительность проекта: долгосрочный

Актуальность проекта определяется существующими противоречиями между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности  оказания коррекционной логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ.

Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Не секрет, что нарушение речи в последнее время стало всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем: письменная речь формируется на основе устной. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определенные изменения личности на пути развития «ребенок - подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать ему учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Исходя из этого, следует, что дети с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены специальными условиями для воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако, на логопункт зачисляются дети с 5 – 6 лет, причем берут не всех, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы (5 лет). Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся в очередь. Как показывает практика, до некоторых детей очередь так и не доходит, так как логопед вынужден брать детей с более тяжелыми нарушениями речи.  А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте количество таких детей с каждым годом увеличивается.  

Выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, вполне возможно уже в младших группах детского сада. А поскольку необходимость помощи специалистов будет выяснена уже в младшей группе детского сада, то и обращаться за нею нужно немедленно, не упуская драгоценное время. Чем менее упрочен любой дефект, тем легче его преодолеть.

Целью проекта является развитие полноценной речи ребенка, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошкольной группы.

Задачи проекта:

- выявить путем ранней диагностики нарушения звукопроизношения младших дошкольников;

- помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи;

- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений для каждой возрастной группы;

- создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми дошкольного возраста;

- оказать консультационную помощь родителям в преодолении нарушений звукопроизношения дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  1. Уменьшение количества детей с недостатками речевого развития;
  2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;

Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для ДОУ

положительная динамика речевого развития;
успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности ДОУ;
готовность и желание помогать ДОУ;
использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время

заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
удовлетворенность собственной деятельностью;
учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов 

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;
повышенный статус ДОУ

При разработке проекта мы ориентировались на следующие принципы:

- принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.

- принцип систематичности и последовательности обосновывается возрастными, психологическими особенностями, связан как с организацией материала, так и с системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями педагога, самостоятельной работой. Логопедическая работа чётко планируется. В плане отмечается время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи, нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, работа с родителями.

- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.

- принцип прочности закрепляет усвоение знаний. Для прочности усвоения и сохранения материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни.

- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения различных по содержанию и способам осуществления.

- принцип наглядности активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ.

- принцип межпредметных связей способствует использованию сведений из других разделов программы.

Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях обычной дошкольной группы возможно, необходимо и целесообразно использование логопедических игр и упражнений в различных видах образовательной деятельности.

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Ежегодное обследование звукопроизношения младших дошкольников свидетельствует о многочисленных нарушениях (замена и пропуски звуков, искажение, смешение звуков). Это связано с несформированностью фонематического слуха, недоразвитием или аномалиями строения артикуляционного аппарата, а также невниманием родителей к речи ребенка или неумением родителей провести необходимую работу по коррекции звуков.

Педагогический опыт показал, что воспитатели и родители вполне могут овладеть необходимыми знаниями по логопедии.

Логопедическая работа связана со всеми видами деятельности дошкольника и бытом, осуществляется в форме обучения. Само же обучение проходит преимущественно в виде специальных групповых игр (Приложение 1).

Работа по профилактике нарушений звукопроизношения проводится в виде:

- речевых игр и упражнений, упражнений на звукоподражание,

- пальчиковых игр и упражнений,

- дыхательных игр и упражнений,

- подвижных игр с текстом,

- артикуляционной гимнастики, мимических упражнений,

- массажа лица и кистей рук,

В проекте активное участие принимают воспитатели группы, музыкальный и физкультурный работники. Таким образом, было обеспечено всестороннее развитие речевой системы каждого ребенка.

Одновременно проводится работа с родителями: беседы, консультации и привлечение их к правильному формированию звукопроизношения. Кроме того, в группе организован уголок логопеда, где  помещается специально подобранная логопедическая информация для родителей и воспитателей (Приложение 2).

 Технология достижения цели проекта

В проекте участвуют 28 детей младшего дошкольного возраста.

Обследование и диагностика.

В рамках проекта мы планируем проведение первоначальной, затем промежуточной (в конце каждого учебного года) и итоговой диагностик.

Проводится сбор анамнестических данных детей группы (Приложение 3). В случае аномалий развития артикуляционного аппарата или поражения центральной нервной системы, прежде чем приступить к устранению речевого недостатка, родителям малышей предложено обратиться к врачу.

Для логопедического обследования используются «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», «Альбом для логопеда», специально разработанные листы диагностики (Приложение 3).

Организация и методы дифференцированной по возрасту логопедической работы.

Обучение ребёнка правильному произношению включает выработку правильных и прочных речевых динамических стереотипов, тем самым затормаживая прежние несовершенства. Логопедическая работа проводится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. В логопедической работе используются приёмы, вызывающие у ребёнка положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение, т. е. положительные раздражители. Логопедическая работа должна заблаговременно чётко планироваться. В плане отмечается нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, а также время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи.

В соответствии с возрастными возможностями дошкольника характер организации и методов логопедической работы в каждой возрастной группе детского сада иной.

Младшая группа.

3 раза в неделю проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

1-2 раза в неделю на занятии проводятся дидактические игры для развития речедвигательного аппарата и правильной артикуляции согласных и гласных звуков, игры со звукоподражанием животным и звучащим предметам – «Угадай, кто как кричит», рассказы со звукоподражанием. Несколько раз в неделю подвижные или хороводные игры с песенками и потешками: «У медведя во бору», «Бабушка Маланья».

Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха. Для этого физкультурный работник включает в свои занятия элементы логоритмики. В младшей группе педагоги учат детей говорить на одном выдохе, короткими фразами от 2 до 5 слов

 В младшем возрасте внимание детей сосредоточивается преимущественно на взрослом. Поэтому при обучении речи мы используем индивидуальный подход, обращаемся в каждом случае к отдельному ребёнку. На каждом занятии «обыгрывается» только один звук, на остальные обращается внимание без особой задержки на них. После усвоения лёгких по артикуляции звуков переходим к обучению более трудным звукам. В младшей группе занятия тесно связаны с организованной игрой, особенно в первом полугодии, поэтому и логопедическая работа полностью проводится в форме игры, а также используются сказки, картинки.

Проводится информационно-просветительская работа с родителями в виде групповых и индивидуальных консультаций на тему «Раннее речевое развитие ребенка», оформление уголка логопеда подборкой игр и упражнений, адаптированных для самостоятельных занятий с детьми. Обращаем внимание родителей на значение правильной речи окружающих для формирования речи детей, разъясняем и показываем, в чём состоит логопедическая работа, подчеркиваем полезность и необходимость разумных требований к ребёнку.

Средняя группа.

Продолжается работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики в виде гимнастики с элементами самомассажа (3 раза в неделю).

Для воспитания у детей чистого и правильного произношения слов проводятся занятия, которые состоят из дидактических игр для развития речевого слуха и речедвигательного аппарата, из проговаривания потешек и считалок (хором или по одному). Используем более сложный речевой материал и речевые игры. Вся работа над произношением носит систематический характер, закрепляем усвоенное в младшей группе и вновь осваиваются остальные неправильно произносимые звуки.

В этом возрасте уже значительно меньше неправильностей в произношении, чаще всего встречаются недочёты в произношении шипящих и соноров. Логопедическое воздействие ведется в форме фронтальных и подгрупповых игр и упражнений, включенных во все виды деятельности (физкультурная, музыкальная, образовательная).

Начиная со средней группы воспитатель проводит игры, развивающие дыхание. Как и придыхательной гимнастике, строго соблюдаем правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением её. В процессе речи приучаем детей вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. Для развития длительного, плавного речевого выдоха предлагаем детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счёт с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводим в форме игры «Кто больше скажет без передышки? ». Учим детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого, беседуя или рассказывая, читая сказку, стихотворение, говорим короткими фразами, вдыхая пред каждой из них. Ребёнок через рефлекс подражания усваивает эту манеру говорить. Когда же ребёнок плохо владеет дыханием, он заучивает сказку, стишок таким образом: воспитатель вдыхает и произносит коротенькую фразу, затем оба повторяют её; впоследствии повторяет только ребенок. В особо трудных случаях вначале делается вдох перед каждым словом.

Продолжается информационно-просветительская работа с родителями в виде консультаций, оформление уголка логопеда в соответствии с возрастными особенностями детей. Каждому из родителей показываем, как надо обучать детей тому или иному звуку, привлекаем их к работе над речью ребёнка дома, закрепляя достигнутое в детском саду. Изучаем отношение членов семьи к ребёнку, чтобы не допустить высмеиваний его речи, угроз при требовании говорить правильно.

Критическое отношение к своим недочётам речи и связанное с этим желание избавиться от них, проявляющийся взаимный учёт деятельности (и недостатков речи) облегчает работу с детьми этого возраста.

Старшая группа.

С детьми старшей группы продолжаем проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику (2-3 раза в неделю), закрепляем звуки, недостаточно автоматизированные в средней группе, преодолевая наиболее упорные недостатки в произношении шипящих звуков, соноров.

С целью воспитания звуковой культуры речи детей систематически проводятся на занятиях два – три раза в неделю пятиминутные упражнения: дидактические игры для развития фонематического слуха, игры со звукоподражанием, хоровое и индивидуальное проговаривание скороговорок, народных потешек, подвижные игры с пением, диалогами. При проведении дидактических игр учитываются индивидуальные особенности детей: слабым дается более лёгкий речевой материал, сильным – более трудный, робких подбадриваем, бойких подзадориваем, слишком резвых притормаживаем.

Информационно-просветительская работа с родителями проводится в форме консультаций, открытых уроков, через оформление уголка логопеда информацией, соответствующей возрастным особенностям детей.

Недочёты детского дыхания преодолеваем: 1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, 2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигаем через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3-5 минутами. Используем дыхательные игры и упражнения во время занятий физкультурой, которые развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.

Музыкальный работник на своих занятиях для развития дыхания использует пение с соответствующими тексту движениями, в старшей группе чтение стихов под маршировку или с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого подбираются стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и форме. Успех закрепляется постоянным контролем за дыханием детей и соответствующим внушением со стороны всех педагогов.

Для развития голоса музыкальный руководитель и воспитатель 1-2 раза в неделю проводят соответствующие игры.

Подготовительная группа

Продолжается работа по развитию артикуляционной и мелкой моторики (1-2 раза в неделю), корректируются неправильно произносимые звуки (в основном соноры).

Продолжаем воспитывать звуковую культуру речи с помощью дидактических игр для развития фонематического слуха, игр-драматизаций, проговаривания чистоговорок и скороговорок.

Монотонность речи преодолеваем обогащением интонаций, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребёнка. Ведущий метод – выразительное произношение педагогом и детьми эмоционально насыщенных стихов, потешек. Предварительно объясняем, в каких словах, фразах какие чувства выражаются, а затем стараемся заразить ими детей и предложить им произнести этот текст. (Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребёнком). Повышение и понижение тона и богатство модуляций (переход от одного тона к другому) в произносимых стихах и диалогах достигаем подражанием педагогу или декламацией под музыкальное сопровождение.

Для развития речевого дыхания физкультурный работник и музыкальный руководитель включают в свои занятия элементы логоритмики (1-2 раза в неделю).

Информационно-просветительская работа с родителями проводится в форме консультаций, открытых уроков, через оформление уголка логопеда подборкой игр и упражнений для самостоятельных занятий с детьми. Родителям детей данной группы разъясняем важность чистого произношения, правильной речи для будущего ученика школы, особенно для овладения им грамотой

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный: май – август 2017 г.

Задачи:

1. Сформировать информационный банк данных о детях, посещающих  вторую младшую группу

На этом этапе необходимо ознакомиться с анамнестическими данными детей. Также важно на данном этапе подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать примерное планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями младших дошкольников. К данному виду работ подключаются медицинский работник, методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.

2 этап. Реализация: сентябрь 2017 – май 2019 г.

Задачи:

1. Проведение профилактической работы с детьми

2. Опробовать нетрадиционные приемы логопедической работы.

2. Продолжить создание базы дидактических материалов.

3. Оказать консультационную помощь педагогам, родителям воспитанников

Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий согласно планированию логопедической работы (Приложение 4).

3 этап. Контрольно-диагностический. Май, 2019 г.

Задачи:

1. Определить эффективность проделанной работы.

2. Обобщить опыт по внедрению проекта на базе МБДОУ № 25 «Русалочка».

Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы начиная с младшего возраста.

Риски при реализации проекта

1. Трудность усвоения логопедического материала, обусловленная неврологическим статусом, аномалиями развития артикуляционного аппарата.

2. Нестабильная посещаемость дошкольниками ввиду пропусков по болезни.

3. Непринятие родителями рекомендаций логопеда, пассивное участие в проведении логопедической работы.

4. Пассивность детей во время проведения логопедической работы.

5. Большое количество детей в группе не позволит в должной мере оказать индивидуальный подход.

Предполагаемые результаты реализации проекта.

1. Отработка механизмов использования приемов логопедической работы в условиях дошкольной группы на занятиях и вне их.

2. Создание перспективного плана работы для каждой возрастной группы.

3. Сокращение количества детей с нарушениями звукопроизношения, а также числа детей с ОНР и ФФНР.

4. Разработка рекомендаций для педагогов по применению логопедических игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности с дошкольниками.

5. Создание базы дидактических материалов, коллекции нетрадиционных пособий.

6. Использование логопедических упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей.

Бюджет проекта мы не рассматриваем, так как реализация проекта предполагается в рамках инновационной работы учителя-логопеда, воспитателей и узких специалистов ДОУ, не потребует материальных вложений извне

        

Литература

1. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. 1990, №8.

2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. –  СПб, 1994.

Вареник Е.Н., Корлыханова З.А. Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультре. – М., 2009

3. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять: Развивающие пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. –  Еккатеринбург, 1996.

4. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – будем в школу мы играть: Развивающие пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. –  Екатеринбург, 1998.

 5. Верясова Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. –  Екатеринбург, 2000.

6.  Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. –  Ярославль, 2000.

7. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. –  Москва. 2003.

 Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб., 2013.

8. Калинина Т. В., Николаева С.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Волгоград, 2012.

10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». –  М., 2003.

11. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР». –  М., 2002.

12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». –  М., 2002г.

13. Лопухина И. С. «Логопедия. Упражнения для развития речи». –  СПб, 1998.

15. Логопедия. /Под редакцией Л. С. Волковой. –  М., 2001.

16. Методы обследования речи у детей. / Под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В. ч. 1. –  М., 1992.

17. Научно – методический журнал «Логопед в детском саду». № 4, 5, 6, 2006.

Нищева Н.В., Гаврищева Л.Б. Логопедические распевки. – СПб, 2007.

18. Репина З. А., Васильева Т. В. В мире звуков и букв. –  Екатеринбург, 1995.

19. Сборник методических рекомендаций / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. –  СПб, 2002.

20. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. –  М., 1994.

22. Ткаченко Т. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. /Дошкольное воспитание. 1989, №3.

23. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. –  М., 1991.

24. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

25. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. –  СПб, 2004.

26. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. –  Нижний Новгород, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Логопедический проект "ДЭНС - терапия как дополнительное средство в системе логопедической практики".

Материалы логопедического проекта  "ДЭНС-терапия как  дополнительное средство в системе  логопедической практики" были представлены  в рамках городской  декады профмастерства ...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование дыхательных упражнений в системе логопедических занятий»

Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно прои...

Логопедический проект «Роль дидактических – логопедических игр и пособий , как средство автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшего дошкольного возраста в игровой форме».

Данный проект предназначен для того, чтобы  путем специально подобранных и самостоятельно изготовленных  дидактических  игр и упражнений преодолеть у детей нарушения звукопроизношения, ...