1 Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Учусь красиво говорить»
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Дополнительная образовательная программа «Учусь красиво говорить» для детей от 5 до 7 лет разработана в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Нищевой Н.В., программами и методическими рекомендациями для образовательных учреждений компенсирующего вида «Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа)» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Лагутиной А.В. и «Программой обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Каше Г.А., Филичевой Т.Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_logoped.docx | 73.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 города Белогорск»
Принята: Педагогический совет Протокол №__ от «__» _____ 20__ г | Утверждена: Заведующий МАДОУ ДС №1 ___________Е.В.Зорина Приказ №___ от «__» _____ 20__ г |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
детей дошкольного возраста 5-7 лет
«УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ»
социально-педагогической направленности
(преодоление ФФНР, ФНР)
Срок реализации программы – 1 год
Программа разработана на основе:
«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», под ред. Нищевой Н.В.,
«Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы)», под ред. Каше Г.А., Филичевой Т.Б., методические рекомендации Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Лагутиной А.В. «Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа)»
Программу разработал:
Востокова Надежда Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории
г. Белогорск
Красивая речь – залог успешной жизни!
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Учусь красиво говорить» составлена для детей от 5 до 7 лет, посещающих Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Белогорск
Программа определяет содержание и организацию дополнительного образования с детьми 5-7 лет, предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Дополнительная образовательная программа «Учусь красиво говорить» для детей от 5 до 7 лет разработана в соответствии с «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Нищевой Н.В., программами и методическими рекомендациями для образовательных учреждений компенсирующего вида «Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа)» Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В., Лагутиной А.В. и «Программой обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы) Каше Г.А., Филичевой Т.Б.
Нормативно-правовые основы Дополнительной образовательной программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Инструктивное письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут, форма работы - индивидуальная, с осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку, с учетом индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов дошкольного учреждения. Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей 5-7 лет.
Дополнительная образовательная программа «Учусь красиво говорить» реализуется с 1 октября по 31 мая и составляет 30 учебных недель.
Дополнительная образовательная программа подлежит исправлению, дополнению в течение учебного года.
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Основной задачей логопедической работы является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Один из показателей готовности к чтению и письму – это чистая, четкая, правильная во всех отношениях речь.
У большинства детей к 5 годам произношение достигает языковой нормы. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, а принимают стойкий характер.
Основные причины – незаконченность процесса формирования фонематического восприятия или вторичные нарушения развития фонематических процессов и звукобуквенного анализа и синтеза, к которым приводит неправильное произнесение звуков родного языка. Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких устойчивых и достаточно дифференцированных представлений о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух.
Тематическая направленность и организационная вариативность программы способствуют формированию своевременному и личностно - ориентированному воздействию не нарушенные звенья речевой функции позволяют вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, это является необходимым условием полноценной социализации дошкольников с фонетическим недоразвитием речи в среде нормально развивающихся сверстников и эффективно влияет на систему и наличие четкой преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
Программа по коррекции речи является дополнительной образовательной и направлена на преодоление фонетико-фонетического недоразвития у детей 5-7 лет.
1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Система подачи программных задач, методов, направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: формирование полноценной произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование полноценной фонетической системы языка (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия).
- Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Развитие полноценной произносительной стороны речи, успешности в общении.
1.4. Характеристика возрастных и речевых особенностей детей от 5 до 7 лет.
В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР), и фонетическим нарушение речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребенка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонким артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
1.5. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Сроки реализации программы - 1 год.
Индивидуальные занятия учителя - логопеда проводятся 2 раза в неделю, согласно установленному расписанию занятий на неделю. На каждом этапе длительность коррекционной работы может варьироваться в зависимости от степени тяжести нарушений звукопроизношения.
Продолжительность коррекционного периода с детьми с фонетик фонетическим недоразвитием речи – от 4 до 12 месяцев. Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.
1.6. Формы и режим занятий
Формами проведения занятий, являются индивидуальные.
Цель индивидуальных занятий: устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
- полноценная произносительная сторона речи;
- развитая артикуляционная и мелкая моторика;
- сформирована просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция);
- развитое слуховое восприятие, внимание, память речевого слуха;
- сформированное фонематическое восприятие;
- уверенный в себе, проявляющий активность в деятельности.
1.8. Формы подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы: В начале логопедических занятий и по окончании проводится обследование фонетико-фонетической стороны речи ребенка по традиционной методике обследования устной речи с использованием иллюстративного материала Т.Н. Волковской.
Целенаправленная логопедическая помощь детям с фонетическим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим недоразвитием речи, позволяет преодолеть выявленные речевые недостатки, таким образом, пресекает развитие вторичных нарушений и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.
2. Учебный план
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
2.1. Модель организации коррекционно-образовательного процесса
Этапы | Задачи этапа | Результат | |
1 этап исходно - диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы. | |
1 этап организационно – подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с поставленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов учреждения и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | Планы индивидуальной работы; взаимодействие учителя-логопеда и родителей ребёнка с нарушением речи. | |
3 этап Коррекционно - развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных коррекционных программах. 2 . Логопедическая диагностика. 3. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии. | |
4 этап итогово - диагностический | 1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребенка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников учреждения. | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции.
2.2.Планирование индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению.
На индивидуальных занятиях дошкольник овладеет правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики;
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
- Подготовительный.
- формирование интереса к логопедическим занятиям ;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
2. Формирование произносительных умений и навыков.
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонор Л
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки - подготовительные упражнения для губ и языка:
- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
- для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах - по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных; б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3. Автоматизация каждого исправленного звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5. Дифференциация звуков:
- С/З, СЬ/Ц, С/Ш;
- Ж/З, Ж/Ш;
- Ч/ТЬ, Ч/СЬ, Ч/Щ; Щ/С, Щ/ТЬ, Щ/Ч, Щ/Ш;
- Р/Л, Р/РЬ, РЬ/ЛЬ, РЬ/Й, ЛЬ/Л
6. Автоматизация в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.). Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
7. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения.
- Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.
- Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
- Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию.
2.3. Содержание логопедической работы по преодолению ФН, ФФНР у детей 5-7-го года жизни.
Содержание индивидуальной работы (см. табл.) отражается в календарно-тематическом планировании. Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда и в зависимости от поступления ребенка на индивидуальные занятия.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий не более 30 минут.
- ФН – 2 раза в неделю;
- ФФНР – 2 раза неделю;
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ФНР строится с учетом индивидуальных особенностей детей. Логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
I период (октябрь-декабрь) | ||
Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношение сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: та-та, та-та, та-та-та, та-та-та. Определение ритмических моделей слов: вата-тата, вода-тата и т. д. Соотнесение слов с заданной ритмической моделью: вата-тата, вода-тата. Различие звуков на слух: -по твердости-мягкости; -по глухости-звонкости; -по месту образования; Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух-трех гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразующе- го гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов (та, ми) и слов (кит, суп). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук». «согласный звук», «твердый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма),различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют– дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех– меховой - меховая, лимон – лимонный –лимонная); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колёсико); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад). Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Распространение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратки или полным ответом на вопросы. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составлять рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. |
II период (январь-май) | ||
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (трату- ар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь]– [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. Анализ и синтез звуко- слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой– гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка преобразования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из поло- сок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложении недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья). Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотенца). Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья.., пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек). Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал). Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.) Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист). Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы). Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.) Практическое употребление образованных слов в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша катался на трёхколёсном велосипеде.) Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Дети кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам…) Закрепление навыков составления и распространения предложений. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из-за, из-под (кот вылез из-под шкафа), из слов в начальной форме (кот, спать, под, скамейка – Под скамейкой спит кот..) Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу). Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт (возле, около, у) дома; белые розы посадили (перед, за, возле) дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч). Составление сложноподчиненных предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь), с относительным местоимением «который» (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил брат. Роме понравился конструктор, который подарил брат.) Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. |
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые исследования с внесением последующих корректив в содержание коррекционно-образовательного процесса.
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
2.4. Коррекционно-логопедическая работа
Содержание коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФНР, ФФНР, НПОЗ.
Направление коррекционно-логопедической индивидуальной работы:
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | - развитие фонематического восприятия; - совершенствование слоговой структуры слов; -коррекция звукопроизношения. |
НПОЗ | Постановка и автоматизация нарушенных звуков |
Индивидуальная программа коррекционной работы
№ | Направление (вид) коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
1. | Укрепление соматического здоровья | Согласование лечения у педиатра, окулиста, оториноларинголога, врача ЛФК (нужное подчеркнуть) |
2. | Уточнение нервно психического состояния и укрепление нервной системы | Направление на консультацию к неврологу, психиатру, психотерапевту, согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть) |
3. | Нормализация зубочелюстной системы | Направление на консультацию к стоматологу-терапевту, стоматологу-хирургу, ортодонту; согласование лечения и других видов помощи (нужное подчеркнуть) |
4. | Развитие общих произвольных движений | Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое. |
5. | Развитие тонких дифференцированных движений кисти и пальцев рук | |
6. | Формирование психологической базы речи | Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения. |
7. | Развитие речевого аппарата | Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы. |
8. | Развитие мимической мускулатуры | Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики |
9. | Формирование правильного звукопроизношения | Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация (указать конкретные звуки \ группы звуков) |
10. | Развитие фонематических процессов | Обучение опознанию, различению, выделении. Звуков, слогов в речи; определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове. |
11. | Формирование слоговой структуры слова | Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры. |
12. | Развитие и совершенствование Л/Г стороны речи | Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности; уточнение, расширение и закрепление словаря по лексическим темам; активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов. |
13. | Подготовка к обучению грамоте | Формирование связи звука и буквы, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного. |
14. | Индивидуальная помощь ребенку вне логопедических занятий | Нормализация общего и речевого режима в группе детского сада, семье; проведение воспитателем и родителями индивидуальной работы по заданию логопеда; реализация коррекционной составляющей деятельности всего педагогического коллектива ДОУ |
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса. Результаты логопедической диагностики находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей, в полугодовых отчетах учителя-логопеда.
3. Условия реализации программы.
3.1. Консультационно-профилактическая работа
Индивидуальные консультации по запросу проводятся логопедом для родителей воспитанников. Круг вопросов касается профилактики нарушений письменной и устной речи, дифференциации возрастного и индивидуального в развитии речи конкретного ребенка.
Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности учителя-логопеда. Она проводится как при личной встрече с родителями, так и при использовании электронных ресурсов интернет, дистанционных образовательных технологий, соц.сети- инстаграм, whatsApp, скайп и др. Рабочая программа дополнительного образования «Учусь красиво говорить» для детей 5-7 летнего возраста реализуется в сетевой форме, размещена на сайте дошкольного учреждения http://beldou1.ru/.
3.2. Материально-техническое обеспечение рабочей программы дополнительного образования «Учусь красиво говорить»(РППС)
В кабинете предусмотрено одно рабочее место педагога, места для индивидуальных занятий.
Программно-методическое обеспечение логопедического кабинета |
|
Оснащение кабинета |
|
Формирование звукопроизношения |
|
Развитие слухового внимания (неречевые звуки) |
|
Формирование фонематического слуха и восприятия |
|
Грамота |
|
Работа над словарем | Предметные картинки на лексические темы |
Грамматический строй речи |
|
Развитие связной речи |
|
Развитие мелкой моторики |
|
Развитие речевого дыхания |
|
Развитие восприятия (цвет, форма, величина) |
|
Развитие ориентировки во времени |
|
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти |
|
Методическая и специальная литература |
|
- Список литературы
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок.-СПб.:Издательский Дом «Литера»,2011.
- Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшейлогогруппе.-М.: Издательство ГНОМ и Д,2009.
- Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи:Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах.-М.:ООО «Издательство Астель»,2003.
- Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация,планирование и организация работы.-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: Обследование речи и общей моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями.-М.; Издательство ГНОМ и Д,2008.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч,Щ в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д.,2009.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М.: «Гном-Пресс», «Новая школа»,1998.
- Миронова Н.В. развиваем фонематическое восприятие. Планы –конспекты с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.-М.: Издательство ГНОМ и Д,2007.
- Миронова Н.М.Развиваем фонематическое восприятие у детей старшейлогогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Миронова Н.М.Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительнойлогогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- Крупенчук О.И. Пальчиковые игры.-СПб.:Издательский Дом «Литера»,2006.
- Косинова Е.М. «Уроки логопеда».-М.2013.
- Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.: «Детство Пресс»,2006.
- Нищева Н.В. конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.: «Детство-Пресс»,2012.
- Нищева Н.В. конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.: «Детство-Пресс»,2012.
- Нищева Н.В. конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.-СПб.: «Детство-Пресс»,2012.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. –М.:МГОПИ,1993.
- Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей.-М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная коррекционно-образовательная программа по коррекции звукопрпоизношения "Учимся красиво говорить"
Дополнительная коррекционно-образовательная программа по коррекции звукопроизношения !Учимся красиво говорить"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДРУЖНЫЕ ПАЛЬЧИКИ» Возраст детей – 2-3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Дружные пальчики»Возраст детей – 2-3...
Рабочая программа кружка "Учимся красиво говорить"
Данная рабочая программа представляет собой кружковую работу учителя-логопеда с со старшими дошкольниками по развитию связной речи...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ «ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ: «УЧИМСЯ, ИГРАЯ!» (ИГРЫ В.В.ВОСКОБОВИЧА) ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 5 ЛЕТ ДО ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБРА
Цель программы: развитие интеллектуально- творческих способностей и совершенствование познавательных процессов дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича....
Краткосрочный проект По развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Учимся красиво говорить»
Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказать о каком-либо событии или явлении. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать ...