ВЛИЯНИЕ ПОЭЗИИ НА МИР ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ
статья по логопедии (подготовительная группа)
Статья помогает раскрытию творческого начала в каждом ребенке. Раскрывает заложенную природой человека красоту душевного мира, значение слова, его силу и влияние на человека, его многозначность и понимание окружающего мира. Помогает понять влияние поэтического слова на чтение и привитие любви и уважения к слову.Ключевые слова: слово, фонематический слух, поэзия, коммуникация, компетенция, воображение, стихи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chtenie.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ПОЭЗИИ НА МИР ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ
Т.И.Власова, учитель-логопед(г.Гурьевска/Кемеровская обл.)
Статья помогает раскрытию творческого начала в каждом ребенке. Раскрывает заложенную природой человека красоту душевного мира, значение слова, его силу и влияние на человека, его многозначность и понимание окружающего мира. Помогает понять влияние поэтического слова на чтение и привитие любви и уважения к слову.
Ключевые слова: слово, фонематический слух, поэзия, коммуникация, компетенция, воображение, стихи.
Слово влияет, помогает, развивает
(Народная мудрость)
Раннее детство – особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие - основа и потенциал дальнейшего формирования и становления дошкольника как личности. Раннее детство имеет огромное значение для развития речи. Неправильное воспитание на данном возрастном этапе может привести к задержке речевого развития, что осложняет дальнейшее развитие ребенка в целом. Маленькому ребенку нужно читать стихи несущие огромный эмоциональный, нравственный, эстетический заряд. Об этом говорят тысячелетний опыт народной педагогики и современные исследования педагогов и психологов изучающих раннее детство.
Заучивание стихов развивает память ребенка, приобщает его к чтению.
Наше первое знакомство со словом в мире детства начиналось с мелодичных, простых стишков.
Ду-ду-ду, потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла, и Ванюше отдала.
Или Строим, строим
Новый дом,
Тук, тук молотком.
Говорит собака ам,
Кошке мясо не отдам,
Ам, ам, ам
В работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи важно сочитать словестные методы с практическими и наглядными. Освоение правильных речевых навыков представляет собой длительный процесс, требующий разнообразных, систематически используемых видов деятельности. Дети с тяжелыми нарушениями речи требуют новых подходов по преодолению речевых недостатков.
Поэзия – уникальное средство развития фонематического слуха для детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности как один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общения со взрослыми и сверстниками при помощи языковых (фонематических, лексико-грамматических и речевых средств (мимике, жестов, поз, взглядов)).
Коммуникативная компетенция рассматривается, как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.
Эта форма работы с детьми в нашем детском саду ведется много лет.
Зачем стихи? Стихи открывают нам самое прекрасное чувство. Они звучат в играх, песнях, на занятии.
Если ставить буквы в ряд
Правильно, толково,
То они заговорят,
Превратятся в слово.
Стихи развивают воображение. Помогают увидеть окружающий мир и нарисовать его.
Принц – нарцисс, как вазочка.
С каемочкой вокруг,
Он солнышку весеннему,
Надежный, верный друг.
Только в стихах может превратиться «трава пахучая в ковер», «на небесах летают тучи», « лентою широкою дорога лежит», здесь «котёнок в половицу, будто в зеркало глядится», а «солнце вешнее с дождем строит радугу вдвоем».
Фантазия разыгрывается и создается удивительная словесная картина.
Туча – кошка, хвост трубой,
Туча с длинной бородой.
Туча – лошадь, туча – жук,
А всего их двести штук.
Бедным тучам очень тесно,
Нету тучам в небе места.
Перессорятся все двести,
А потом заплачут вместе.
И кричит внизу народ:
«Разбегайся – дождь идет!».
Используем в работе прием написания стишка по первой фразе.
Заворчал воришка кот …… (у меня болит живот).
Осень вышла погулять, ….. (всех листочками обнять).
Используем загадки – добавлялки:
Под землею он живет,
Червяков, жуков жует.
Перерыл весь огород,
Тот зверек зовется…… (крот).
Найди ошибки:
Гуляли в мороз две Танюшки,
Накинули «тапки» на ушки.
Протопать чистоговорку:
Ка-ка-ка речка глубока.
Ко-ко-ко едем далеко.
Придумай слово по образцу:
Кошка - ……. (мошка)
Подушка - …… (кукушка)
Вышка - ……… (мышка, пышка)
Учим детей видеть стихи, чувствовать и у детей появляется желание самим сочинить стишок. Для желающих работает кружок по речетворчетву – «Колобок». Где есть возможность ближе познакомиться с поэзией и сделать свои словесные зарисовки. Например: Саша Федоров (6 лет) сочинил стишок про любимую собаку «Муху».
У меня собака муха,
У нее два белых уха,
Глазки, словно огонек
И пушистенький хвосток.
Мы гоняем с ней футбол
И вчера забил он – гол!
Со своими стихами дети часто выступают на ежегодном, районном конкурсе чтецов «Среди друзей».
Стихи не просто рассказывают, но и обыгрывают их используя костюмы, атрибуты. Так ребенку легче запомнить, прочувствовать, получить удовольствие от участия в конкурсе.
Нашей задачей является приучение детского слуха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышенности». Родители не остаются в стороне, они помогают писать стишки, чистоговорки детям для автоматизации поставленных звуков. Часто мы публикуем в родительской газете детского сада «Улыбка и Ко» и на сайте «Социальных сетей работников образования» и получаем положительные отклики.
Детям – логопатам особенно значимы эти выступления. Они преодолевают свои трудности и радуются своим успехам.
Книжки – малышки которые мы выпускаем каждый год: «Верный друг», «Нежность», «Зимушка – зима» и другие. Вселяют надежду, что будущее поколение все-таки будет любить поэзию. Книги доброта, мечты, фантазия – спутники нашей жизни.
Литература
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.. Н. Гвоздев – М. :, 1961. – 200 с.
- Митрошина Н.П., и др. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольно - образовательного учреждения [Текст] Н.П. Митрошина // С- Петербург СПб., – 2001.– С. 56-63.
3. Васильева, Е.В. Развиваем речь ребенка с помощью стихов [Текст] / Е.В.Васильева. ТЦ «Сфера» М. – 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников»
Консультация для родителей...
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольниковЧитайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как му...
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольниковЧитайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как му...
Влияние поэзии на речевое развитие ребёнка
В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть много приемов, методов и форм работы с детьми по данному направлению. Но детская художественная литература, несомн...
Консультация "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы....
Рекомендация для родителей "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"
Читайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как музыка.В. Г. Белинский...