Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников
консультация по развитию речи (средняя группа)
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников
Читайте детям стихи. Пусть ухо их
приучается к гармонии русского слова,
а сердце преисполнится чувством изящного.
пусть поэзия действует на них как музыка.
В. Г. Белинский
В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть очень много приемов, методов и форм работы с детьми по этому направлению. Но детская художественная литература, несомненно, играет большую роль. Я с большим удовольствием использую это в своей работе.
Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский).
В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекают мир звуков.
Несомненно, очень важна поэзия в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. За основу педагогической деятельности надо взять положение В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть.
Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых («любимые игрушки») до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.).
Одной из задач воспитания дошкольников является приобщение детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности. Именно поэтому особое место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развития умений воспринимать и воспроизводить стихи.
Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н. А. Стародубова в своей работе «Теория и методика развития речи дошкольников» отмечает, что «поэтическое произведение оказывает на ребят огромное воздействие: обостряет чувства, способствует более
эмоциональному восприятию содержания произведения; открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного окружающего мира, учит любить яркое, меткое слово».
Стараемся создать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово сопровождает ребенка во всех видах деятельности. Читаем детям стихи, заучиваем их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течение года, развиваем потребность слушать и запоминать. Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.
Организовать такую работу мне помогают сборники стихов, в которых можно найти подтверждение и ответы на многие вопросы нравственного содержания.
С помощью стихов я увлекаю детей, довожу до их сознания этические постулаты и прививаю любовь к родному языку. Не реклама, не боевики, не страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.
В процессе педагогической деятельности я добиваюсь положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, используя в воспитательно - образовательном процессе поэзию.
Можно выделить следующие задачи.
• Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.
• Учить пользовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.
• Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.
• Учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам.
Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, определяю, какие стихи помогут решить поставленные задачи, добиваться нужной цели, отразить данную ситуацию. При знакомстве детей с поэтическими произведениями необходимо эмоционально их настроить. Как? Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала, короткий рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого детям даются объяснения непонятных слов и выражений, обращается внимание на то, какие слова и обороты использованы для характеристики героя, описания событий, картин природы. Вопросы формулируются так, чтобы дети могли отвечать на них словами стихотворения.
Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираю такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Это такие игры как «Продолжи строчку», «Подбери пару», «Найди рифму», «Что звучит одинаково?», «Отгадка рядом» и т.д.
Очень важно периодически организовывать выставку «Любимые книги» (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков). Это помогает дошкольникам не только глубже окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомиться с авторами детских стихов.
Широко использую в практике работы проведение во всех возрастных группах литературных праздников, конкурсов и викторин. Они могут быть посвящены творчеству детских поэтов (А.Барто, С.Маршак, В.Берестов, С.Михалков и др.) или объединены определенной тематикой («Все обо всем», «Веселые стихи», «Праздник настоящих друзей», «Небылицы в лицах» и т. д.). Сюжетно-ролевая основа такого мероприятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием в него включаются. В сценарии присутствует множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию и имитации «речи» персонажей.
Главными принципами организации таких праздников являются:
• деятельный подход;
• нравственно-эстетическая направленность;
•сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.
При подготовке к конкурсу чтецов ставлю перед собой несколько задач:
• привлечение внимания родителей к проблеме декламирования стихов, как одному из условий совершенствования речевой деятельности;
•формирование способности детей к выразительному чтению наизусть, развитие поэтического слуха, умения понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы;
•воспитание эстетического вкуса; интереса к поэтическому жанру
художественной литературы.
К отбору репертуара конкурсных стихов подхожу вдумчиво и серьезно: подбираю малоизвестные, интересные, небольшие по объему и понятные детям тексты. Важно, чтобы дети приняли активное участие, не только запомнили и прочитали стихи, но и услышали их. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышанности» - вот главная задача таких праздников.
Взрослые - активные участники в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, участников праздника, исполняют роль сказочных персонажей, готовят атрибуты и подарки. Активное участие взрослых предполагает содержательное общение педагогов, родителей и детей. Опыт проведения таких мероприятий показывает: на них царит атмосфера взаимопонимания, дружбы, совместного творчества, сотрудничества. Стремлюсь, чтобы ни один ребенок не остался без внимания, чтобы каждый участник получил награду. Дипломы и персональные подарки вручаю в разных номинациях: «Создание яркого образа», «Творческое исполнение», «За обаяние», «Самое смешное стихотворение», «Приз зрительских симпатий» и т.д.
Уверена: если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче. Диапазон данной темы представляет целостную систему работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_poezii.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников
Читайте детям стихи. Пусть ухо их
приучается к гармонии русского слова,
а сердце преисполнится чувством изящного.
пусть поэзия действует на них как музыка.
В. Г. Белинский
В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть очень много приемов, методов и форм работы с детьми по этому направлению. Но детская художественная литература, несомненно, играет большую роль. Я с большим удовольствием использую это в своей работе.
Несомненно, именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский).
В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекают мир звуков.
Несомненно, очень важна поэзия в процессе воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. За основу педагогической деятельности надо взять положение В. А. Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость и грусть.
Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых («любимые игрушки») до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.).
Одной из задач воспитания дошкольников является приобщение детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности. Именно поэтому особое место в методике развития речи занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развития умений воспринимать и воспроизводить стихи.
Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка. Н. А. Стародубова в своей работе «Теория и методика развития речи дошкольников» отмечает, что «поэтическое произведение оказывает на ребят огромное воздействие: обостряет чувства, способствует более
эмоциональному восприятию содержания произведения; открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного окружающего мира, учит любить яркое, меткое слово».
Стараемся создать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово сопровождает ребенка во всех видах деятельности. Читаем детям стихи, заучиваем их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течение года, развиваем потребность слушать и запоминать. Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.
Организовать такую работу мне помогают сборники стихов, в которых можно найти подтверждение и ответы на многие вопросы нравственного содержания.
С помощью стихов я увлекаю детей, довожу до их сознания этические постулаты и прививаю любовь к родному языку. Не реклама, не боевики, не страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.
В процессе педагогической деятельности я добиваюсь положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, используя в воспитательно - образовательном процессе поэзию.
Можно выделить следующие задачи.
• Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.
• Учить пользовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.
• Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.
• Учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам.
Работа по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивается следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, определяю, какие стихи помогут решить поставленные задачи, добиваться нужной цели, отразить данную ситуацию. При знакомстве детей с поэтическими произведениями необходимо эмоционально их настроить. Как? Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала, короткий рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого детям даются объяснения непонятных слов и выражений, обращается внимание на то, какие слова и обороты использованы для характеристики героя, описания событий, картин природы. Вопросы формулируются так, чтобы дети могли отвечать на них словами стихотворения.
Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираю такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Это такие игры как «Продолжи строчку», «Подбери пару», «Найди рифму», «Что звучит одинаково?», «Отгадка рядом» и т.д.
Очень важно периодически организовывать выставку «Любимые книги» (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков). Это помогает дошкольникам не только глубже окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомиться с авторами детских стихов.
Широко использую в практике работы проведение во всех возрастных группах литературных праздников, конкурсов и викторин. Они могут быть посвящены творчеству детских поэтов (А.Барто, С.Маршак, В.Берестов, С.Михалков и др.) или объединены определенной тематикой («Все обо всем», «Веселые стихи», «Праздник настоящих друзей», «Небылицы в лицах» и т. д.). Сюжетно-ролевая основа такого мероприятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием в него включаются. В сценарии присутствует множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию и имитации «речи» персонажей.
Главными принципами организации таких праздников являются:
• деятельный подход;
• нравственно-эстетическая направленность;
•сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.
При подготовке к конкурсу чтецов ставлю перед собой несколько задач:
• привлечение внимания родителей к проблеме декламирования стихов, как одному из условий совершенствования речевой деятельности;
•формирование способности детей к выразительному чтению наизусть, развитие поэтического слуха, умения понимать музыкальность поэтической речи; чувствовать и отображать поэтические образы;
•воспитание эстетического вкуса; интереса к поэтическому жанру
художественной литературы.
К отбору репертуара конкурсных стихов подхожу вдумчиво и серьезно: подбираю малоизвестные, интересные, небольшие по объему и понятные детям тексты. Важно, чтобы дети приняли активное участие, не только запомнили и прочитали стихи, но и услышали их. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышанности» - вот главная задача таких праздников.
Взрослые - активные участники в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, участников праздника, исполняют роль сказочных персонажей, готовят атрибуты и подарки. Активное участие взрослых предполагает содержательное общение педагогов, родителей и детей. Опыт проведения таких мероприятий показывает: на них царит атмосфера взаимопонимания, дружбы, совместного творчества, сотрудничества. Стремлюсь, чтобы ни один ребенок не остался без внимания, чтобы каждый участник получил награду. Дипломы и персональные подарки вручаю в разных номинациях: «Создание яркого образа», «Творческое исполнение», «За обаяние», «Самое смешное стихотворение», «Приз зрительских симпатий» и т.д.
Уверена: если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче. Диапазон данной темы представляет целостную систему работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников»
Консультация для родителей....
Статья: Влияние детской поэзии на речевое развитие дошкольников.
Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма....
Консультация для родителей «Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников»
Консультация для родителей...
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольниковЧитайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как му...
Влияние поэзии на речевое развитие ребёнка
В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть много приемов, методов и форм работы с детьми по данному направлению. Но детская художественная литература, несомн...
Консультация "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"
Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы....
Рекомендация для родителей "Влияние поэзии на речевое развитие дошкольников"
Читайте детям стихи. Пусть ухо ихприучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного.пусть поэзия действует на них как музыка.В. Г. Белинский...