Месяц, неделя | Лексическая тема | Звуки |
Сентябрь, 1—3 недели | Обследование детей учителем-логопедом. Заполнение речевых карт. Диагностика индивидуального развития детей воспитателями и педагогом-психологом. Заполнение диагностических альбомов. «Игрушки» «1 сентября» «Осень» «дары осени» Цели: - формировать и расширять у детей семантическое поле слом «Осень»;
- познакомить детей с механизмом образования звука У;А
- развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
— расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе. Ход занятия 1. Артикуляционная гимнастика (окошечко, слоник, блинчик, иголоска)
| 2. Развитие общей моторики. |
| Дует, дует ветер, Дует, задувает. | Энергичные взмахи руками. |
| Желтые листочки С дерева срывает. | Имитация срывания лис- тьев. |
| Падают листочки Прямо нам под ножки. (И. Планида) | Наклон вперед, руки касаются ног. | 3. Развитие мелкой моторики. | Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: | Плавные, волнообразные движения ладонями. | Вот дубовый. Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой, | Загибают по одному пальчику на обеих руках. | Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку. (Н. Нищева) | Спокойно укладывают ладони на стол. |
4. Работа по развитию речевого дыхания и голоса: -постановка нижнедиафрагмального дыхания. Упражнение выполняется стоя, рука на диафрагме: шумный выдох стоя голосовые упражнения: изобразить завывание осеннего ветра: у-у-у-у- а-а-а-а-а громко (сильный ветер), тихо (слабый ветер), 5. Развитие фонематического слуха. На доске картинки, детям предлагается отобрать те, названия которых начинаются со звука У, А |
У А У-А |
Сентябрь, 4-я неделя
| «Деревья осенью» Цели: познакомить детей с механизмом образования звука И - развивать у детей: фонематический слух, восприятие; общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица; силу голоса;
- формировать навыки звукового анализа и синтеза;
Ход занятия 1. Артикуляционная гимнастика Упражнения: для челюсти: открыть широко рот, затем закрыть(под счет от 1 до 5); для губ: «замочек» (зубы сомкнуты, губы раскрыты), улыбка - «трубочка»; для языка: «вкусное варенье» - облизать губы языком по часовой стрелке (круговые движения); «часики» — движения языка вправо—влево. 2. Работа по развитию речевого дыхания и голоса. — Развитие диафрагмального дыхания. Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем (надуваем живот). Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем. — Голосовые упражнения: усиление голоса: беззвучная артикуляция звука — произнесение шепотом — тихо — громко: И-И-И; ослабление голоса: громко — тихо — произнесение шепотом — беззвучная артикуляция: И-И-И. 3. Акустико-артикуляционный образ звука. Изолированное произношение звука И с подключением артикуляционного, тактильно-вибрационного и акустического контроля. Рот широко открыт. Язык спокойно лежит внизу. Кончик языка за нижними зубами. Характеристика звукаИ. ЗвукИ — гласный, воздух выходит свободно, через рот, не встречая преграды, обозначается фишкой красного цвета. 4. Автоматизация звука в слогах, словах и предложениях. - Звуковой анализ и синтез слогов типа: ИП, ИС.
| И |
Октябрь, 1-я неделя | «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» Цели: - Дать акустико-артикуляционную характеристику звукам П, Пь;
- формировать и расширять словарь детей по теме «Овощи»;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- работать над развитием фонематического слуха;
- работать над развитием дыхания и голоса;
- Общее расслабление
Приходите в огород | Шаги на месте. | Посмотреть, как все растет, | Руки поднимать вверх. | Все растет, все цветет | Потряхивание руками. | Никому не тесно. | Руки разведены в стороны. | Приходите в огород! | Толчкообразные движения. | Очень интересно. | Наклон вперед, перекрест- ные движения перед собой. |
2. развитие общей моторики В огород пойдем, Урожай соберем. | Шаги на месте. | Мы моркови натаскаем | «Таскают». | И картошки накопаем. | «Копают». | Срежем мы кочан капусты, | «Срезают» | Круглый, сочный, очень вкусный! (Н. Нищева) | Показывают круг руками три раза. | 3. Развитие мелкой моторики. | У Лариски — Две редиски. У Алешки — Две картошки. У Сережки сорванца — Два зеленых огурца. А у Вовки — Две морковки. Да еще у Петьки — Две хвостатых редьки. (В. Волина) | По очереди разгибают пальчики из кулачков, начи- ная с большого на обеих руках. |
4. Акустико-артикуляционный образ звуков. Дети хором, а затем индивидуально (вслед за логопедом) проговаривают звуки П, Пь. Характеристика звуков. Звук П - согласный (воздух не выходит свободно, встречает преграду - губы), твердый, глухой (рука на горлышке - горлыш- ко не дрожит), губной (активно участвуют губы), обозначается синим цветом. Звук Пь — мягкий. Это младший «братец» звука П. Он обозначается зеленым цветом. 5. Развитие фонематического слуха. Выделение звуков в звуковом ряду. На звук П поднимаем синийфлажок. На звук Пь — зеленый. | П-ПЬ К-КЬ |
Октябрь, 2-я неделя | «Фрукты. Труд взрослых в садах» Цели: - формировать умение употреблять имена существительные множественного числа в родительном падеже;
- научить давать акустико-артикуляционную характеристику звуков Т, Ть и различать их;
развивать навыки звукового анализа на материале слогов и слов; развивать фонематический слух; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; формировать умение делить предложения на слова; — воспитывать уважение к труду взрослых и прививать трудовые навыки. 1. Развитие общей моторики. Как румян осенний сад! | Легкие хлопки по щекам. | Всюду яблоки висят. | Руки поднять вверх. | Краснобоки, краснощеки, | Руки на поясе. | На ветвях своих высоких | Руки поднять вверх. | Точно солнышки горят! | Соединить в круг («солныш-
| 2. Развитие мелкой моторики. «Компот» | Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: | Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой «мешают». | Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Завивают по одному пальцу, начиная с большого. | Варим, варим мы компот, Угостим честной народ. | Опять «варят» и «меша- ют». ( Н.Нищева) |
3. Развитие мимических мышц Мы пришли в сад. Какие большие яблоки! | Удивление. | А какие сочные груши! | Восхищение. | А как их много! | Радость. | Откусили кусочек яблока, а там червячок. | Разочарование. |
4. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: покашливание, имитация голубиного воркования; для губ: «вкусное варенье»; «почистим зубки» (верхние зубы изнутри). 5. Акустико-артикуляционный образ звуков. Проговаривание звуков Т, Ть хором и индивидуально. Звук Т - согласный (не поется), твердый, Его младший братец звук Ть — согласный, мягкий, глухой, Звук Т — обозначаем синим цветом, а звук Ть — зеленым. Звук К — согласный, твердый, глухой, переднеязычный. | Т-ТЬ К-Т |
Октябрь, 3-я неделя | «Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» Цели: - учить детей сравнивать звуки П — Т — К по акустическим и артикуляционным признакам;
- расширять словарь по теме «Насекомые» и закреплять умение употреблять имена существительные в родительном падеже;
- развивать у детей дыхание и голос;
— воспитывать у детей бережное и заботливое отношение к маленьким обитателям природы. Ход занятия /. Организационный момент. Сядет тот, кто превратит твердые слоги в мягкие. Па-па-па — пя-пя-пя Ка-ка-ка — кя-кя-кя Та-та-та — тя-тя-тя и т. д. 2. Развитие мелкой моторики. | Божья коровушка, Полети на облачко. | Рукой изображают «брюш- ко» божьей коровки. | Принеси нам к осени Мы тебя попросим: | Сверху «брюшка» погла- живающие движения дру- гой рукой. | В огород — бобы, В лес — ягоды, грибы, В родник — водицу, В поле — пшеницу. | Поочередно загибают паль- цы на руке. |
3. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: для челюсти: имитация жевания; для губ: удержать губами витаминку; для языка: «иголочка»; «киска лакает молоко». 4. Развитие фонематического слуха. Воспроизведение слоговых рядов, ту-ку-пу то-ко-по пу-ту-ку по-то-ко ку-ту-пу ко-то-по и т.д. | П-Т-К О |
Октябрь, 4-я неделя | «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету» Цели; - дать сравнительную характеристику звуков X, Хь;
- формировать навыки словоизменения — закреплять употребление родительного падежа единственного и множественного числа;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать мыслительную деятельность;
— развивать дыхание и голос; 1. Развитие общей моторики. «Кукушка». У леса на опушке, Высоко на суку, С утра поет кукушка: — Ку-ку! Ку-ку! | Дети стоят на носочках и тянутся за руками вверх. | Внизу бежит речонка По желтому песку. Поет кукушка звонко: — Ку-ку! Ку-ку! | Присели. Руками производят волнообразные движения. | Зеленые лягушки Попрыгали в реку. Поет им вслед кукушка: — Ку-ку! Ку-ку! (М. Клокова) | Сидя на корточках, подрыгивают как лягушки. | 2. Развитие мелкой моторики. | Эта птичка — соловей, Эта птичка — воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка. Эта птичка — свиристель, Эта птичка — коростель. | Дети загибают по одному пальчику на обеих руках. | Эта птичка — злой орлан. | Машут сложенными накрест ладонями. | Птички, птички, по домам! (И. Нищева | Машут обеими руками, как крыльями.
|
|
|
3. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: открывать и закрывать рот под счет до 5; резко опускать челюсть вниз;
- для губ: «трубочка»; «рупор» (5раз);
- для языка: «лопатка»; «иголочка».
| Х-ХЬ К-Х |
Ноябрь, 1-я неделя | «Поздняя осень. Грибы, ягоды» Цели:формировать у детей умение различать гласные звуки; - формировать навыки словообразования;
- развивать у детей звуко-слоговой анализ слов;
- развивать дыхание и голос;
- развивать фонематические процессы;
- закреплять понятие «гласный звук»;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную
моторику;
Ход занятия 1. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: спокойное открывание и закрыва-ние рта;
- для губ: изобразить губами произношение гласных звуков: А, У, Ы, И, О;
- для языка: язык попеременно поднимать вверх
(между зубами и губой), опускать вниз (между зубами и губой).
2. Работа по развитию дыхания и голоса: — вдох ртом, выдох носом (3—4 раза); 3. Акустико-артикуляционный образ звуков. Почему эти звуки называются гласными? Каким цветом мы их обозначаем? Гласные звуки тянутся песенкой звонкой: И-и-и. Могут заплакать и застонать: О-о-о-у-у. Могут качать в колыбели Аленку: А-а-а. Могут, как эхо в лесу закричать. Про какой звук мы забыли? (Про звук Ы.) Угадывание звуков по беззвучной артикуляции. 4. Развитие фонематического слуха. Определение последнего звука в словах: калина, коты, весло и первого звука в словах утка, ива (с опорой на предметные картинки). | Ы А-У-И Ы-О |
Ноябрь, 2-я неделя | «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных» Цели: — дать сравнительную характеристику звуков Н, Нь; - формировать номинативный словарь;
расширять и уточнять словарь;
— развивать фонематический слух и восприятие; — прививать детям чувство любви к животным, желание им помочь. Ход занятия Организационный момент. Сядет тот, кто назовет детенышей домашних животных. - Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
- для губ: «улыбочка», «трубочка», «оскал»;
- для языка: «почистим зубы» (рот широко открыт, кончиком языка облизать верхние и нижние зубы), «чашки» (поднимаем кончик языка на верхнюю и опускаем на нижнюю губу).
- , Работа по развитию дыхания и голоса.
Вдох через нос — выдох через рот (3 раза). Голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса. вдох а выдох Н-Н-Н-Н-Н-Н 3. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. — Скажи наоборот. На-на-на — ня-ня-ня Но-но-но — нё-нё-нё Ну-ну-ну — ню-ню-ню Ны-ны-ны — ни-ни-ни - Составление из букв разрезной азбуки слогов:
НА, НО, НУ, НЫ, НИ. Чтение этих слогов.
| М-МЬ Н-НЬ |
Ноябрь, 3-я неделя | «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» Цели: - дать сравнительную акустико-артикуляционную характеристику звуков Н, М;
- формировать номинативную лексику по теме «Дикие животные»;
- учить детей дифференцировать звуки Н — М в слогах, словах и предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
— развивать навыки словоизменения; Ход занятия 1. Развитие мимических мышц. В лесу бегает злой волк. | Нахмурить брови. | Вдруг не стало волка! | Поднять брови (удивление). | Это мишка косолапый про- гнал злого волка. | Подмигнуть правым глазом (радость). |
2. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для губ: оскал, «трубочка» (чередование);
- для языка: язык «маляр», «почисти верхние зубки»;
- для щек: помидоры-толстячки, огурцы-худышки.
3. Работа по развитию дыхания и голоса. - вдох через нос, выдох через рот (4 раза);
- голосовые упражнения: работа над звонкостью голоса
вдох а АММММММ выдох УННННННН | Н-М Б |
Ноябрь, 4-я неделя | «Осенние одежда, обувь, головные уборы» Цели: — дать акустико-артикуляционную характеристику звука Б; — формировать адъективную и номинативную лексику; — развивать у детей навыки словообразования; — развивать фонематический слух и восприятие; — развивать дыхание и голос; Ход занятия 1. Найдите общий звук в словах: баран, бабочка, Буратино. (Б.) С этим звуком мы сегодня и познакомимся. 2. Акустико-артикуляционный образ звука. Произнесение звука Б вслед за воспитптелем. Характеристика звука. Звук Б — согласный, твердый, звонкий, губной. 3. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: движение челюстью вправо—влево;
- для губ: покусать нижнюю губу; покусать верхнюю губу, почмокать губами;
- для языка: покусать язык зубами, расслабит язычок (пя-пя-пя).
4. Работа по развитию дыхания и голоса: - — вдох через нос — выдох через рот (5 раз);
- — голосовые упражнения: произносить на одно:
- выдохе.
- вдох а иыа
- иыа
- выдох иыа.
| Б-БЬ П-Б |
Декабрь, 1-я неделя | «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой» Цели: - дать понятие о механизме образования звука Сь;
- автоматизировать звук Сь в слогах, словах, предложениях;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- уточнять и расширять словарь;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Ход занятия 1. Работа по развитию дыхания и голоса. «Насос». Исходная позиция: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Выполнить вдох и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произнесением звука с-с-с, руки скользят вдоль туловища (5 раз), голосовые упражнения: произносить на одном выдохе вдох | оуи выдох оуи 2. Акустико-артикуляционный образ звука. Характеристика звука Сь. Звук Сь — согласный, мягкий, глухой, свистящий, обозначается зеленым цветом. 3. Развитие мимических мышц. Злится старуха зима — | Сердито лицо. | Хочет заморозить маленького снегиря! | Злость. | Но снегирю все нипочем! | Удивление. | Повесим для него и других птичек кормушки! | Улыбка. | А птички с радостью будут к ним прилететь. | Радость. |
| С-СЬ |
Декабрь, 2-я неделя | «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» Цели: - формировать и расширять «семантическое поле» слов-глаголов;
- автоматизировать мук 3 в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Ход занятия 1. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: открывание и закрывание рта;
- для губ: покусать верхнюю губу нижними зуба-ми; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживание улыбки под счет до пяти;
- для языка: «почистим» зубки (нижние).
2. Работа по развитию дыхания и голоса. - Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
- Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»).
- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
вдох J иуаэ выдох иуаэ 3. Характеристика звука З. Звук З — согласный, твердый, глухой, свистящий (обозначаем фишкой синего цвета). | С-СЬ З |
Декабрь, 3-я неделя | «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда» Цели: - формировать и расширять «семантическое поле» слов-глаголов;
- автоматизировать мук 3 в слогах, словах, предложениях через формирование семантического поля;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
Ход занятия 1. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: открывание и закрывание рта;
- для губ: покусать верхнюю губу нижними зуба-ми; покусать нижнюю губу верхними зубами; удерживание улыбки под счет до пяти;
- для языка: «почистим» зубки (нижние).
2. Работа по развитию дыхания и голоса. - Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
- Сдувание ватного шарика со стола (упражнение «Подуй на язычок»).
- Голосовые упражнения: произносить на одном выдохе.
вдох J иуаэ выдох иуаэ 3. Характеристика звука Зь. Звук Зь — согласный, мягкий, глухой, свистящий (обозначаем фишкой зеленого цвета). | ЗЬ З-ЗЬ |
Декабрь, 4-я неделя | «Новый год» Цели: - учить давать характеристику 3, Зь в сравнительном аспекте;
- формировать навыки ориентировки в пространстве;
— учить детей дифференцировать звуки в слогах, словах и предложениях; - уточнять и расширять словарь; учить составлению предложений по демонстрируемым действиям;
- развивать навыки словоизменения;
Ход занятия 1. Акустико-артикуляционный образ звуков. - Произнесение звуков 3, Зь хором и индивидуально.
Сравнительная характеристика артикуляции звуков. - Звук 3 - губы в улыбке; кончик языка упирается в нижние зубы; боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам; воздушная струя
— холодная, идет по середине языка. Звук 3 – соглас ный, твердый, звонкий, свистящий. Звук Зь - губы улыбке; спинка языка выгнута. Звук Зь — мягкий. Звук В, Вь -характеристика
Сядет тот, кто скажет, что из чего сделано (предметы мебели). 2. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах. — Игра «Скажи наоборот». Зи — зы зе — зэ зя — за зю — зу 3. Развитие мимических мышц. - легко сомкнуть веки;
- плотно сомкнуть веки;
- закрыть правый глаз, затем левый;
- подмигнуть.
4. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: — для челюсти: вы выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет; - для губ: поднять верхнюю губу вверх – видны верхние зубы (удержать под счет); опустить нижнюю губу - видны нижние зубы (удержать под счет);
- для языка: «лопаточка» - «иголочка»; упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку.
| СЬ-ЗЬ С-З В-ВЬ |
Январь, 1-я неделя | У детей зимние каникулы |
|
Январь, 2-я неделя | «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия» Цели: — дать сравнительную характеристику звуков Д, Дь; —формировать навыки словоизменения; - развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать внимание и память;
- развивать дыхание и голос;
Ход занятия 1. Развитие мимических мышц: - надуть левую щеку;
- надуть правую щеку;
- надуть обе щеки одновременно;
- втянуть щеки в рот.
2. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения: - для челюсти: удержание рта открытым под счетдо десяти;
- для губ: произнести беззвучно: а-э-о-у-ы-и;
- для языка: «барабанщики» (язычком за верхни- ми зубами: д-д-д-д-д); «лошадки»; «грибок».
3 . Работа по развитию дыхания и голоса. - Вдох через нос, выдох через рот (5 раз).
4. Дать характеристику звукам Д, ДЬ
| Д-ДЬ |
Январь, 3-я неделя | «Профессии взрослых. Трудовые действия» Цели:- дать характеристику звуков Т, Д; — формировать навыки словообразования; _ развивать фонематический слух и восприятие; - развивать дыхание и голос;
- развивать память;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Ход занятия 1.Акустико-артикуляционный образ звуков. Звук Т — согласный, твердый, глухой, переднеязычный. Звук Д — согласный, твердый, звонкий, переднеязычный. Почему звук Т — глухой, а звук Д — звонкий? (с опорой на тактильно-вибрационный контроль). 2. Развитие мимических мышц: - надуть левую щеку;
- надуть правую щеку;
- надуть обе щеки одновременно;
- втянуть щеки в рот.
3. Развитие артикуляционной моторики.(грибочек, чашечка) | Т-Д |
Январь, 4-я неделя | «Труд на селе зимой» | ТЬ-ДЬ Г |
Февраль, 1-я неделя | «Орудия труда. Инструменты» | Г-ГЬ Г-К |
Февраль, 2-я неделя | «Животные жарких стран, повадки, детеныши» | Э Й |
Февраль, 3-я неделя | Комнатные растения, размножение, уход | Е Я |
Февраль, 4-я неделя | «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» | Ш Ш-С |
Март, 1-я неделя | «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник» | Ж Ж-З |
Март, 2-я неделя | «Наша Родина — Россия» | Ж-Ш Ш-Ж С-З |
Март, 3-я неделя | «Москва — столица России» | Л ЛЬ |
Март, 4-я неделя | «Наш родной город» | Л-ЛЬ Ц |
Апрель, 1-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака» | Ц-С Ю |
Апрель, 2-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского» | Р РЬ |
Апрель, 3-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова» | Р-РЬ Р-Л |
Апрель, 4-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто» | Ч Ч-ТЬ |
Май, 1-я неделя | У детей весенние каникулы | Ф-ФЬ Ф-В |
Май, 2-я неделя | «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» | Щ Щ-Ч |
Май, 3-я неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина» | Щ-ТЬ Щ-Ч-СЬ-ТЬ |
Май, 4-я неделя | «Скоро в школу. Школьные принадлежности» | Мягкие твердые согласные Глухие и звонкие согласные |