РМО учителей-логопедов
методическая разработка по логопедии

Соловьёва Ольга Васильевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 1«Ручеек»

Новосибирская область  г. Барабинск

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ      ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР

                                                                          Составила: учитель - логопед ВВК

                                                                                                   Соловьёва О.В

2017 г

(Слайд №  2)

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273

 2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 № 1014

3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384, вступил в силу 1 января 2014 года)

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(Слайд №  3)

1.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

2. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы 
(Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец 7 июня 2016 года № 4491п-П8)

3.  Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818 «О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»

(Слайд № 4 )

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273

от 29 декабря 2012 (выдержки)

(Слайд № 5 )

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

         Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного  уровня

Статья 10. Структура системы образования

         В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

(Слайд № 6 )

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу

Статья 33. Обучающиеся

К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования;

3) студенты (курсанты) - …;

4) аспиранты - …;

5) адъюнкты - …;

6) ординаторы - …;

7) ассистенты-стажеры -…;

8) слушатели - …;

9) экстерны - ...    

(Слайд № 7 )

       

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и

препятствующие получению образования без создания специальных условий

(Слайд № 8 )

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818

«О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (выдержки)

     ТПМПК определяет необходимость создания специальных условий получения образования (работа специалистов, адаптация программы, сроки обучения и т.д.).

      При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определённого уровня образования (в случае отсутствия заключения ПМПК), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.

(Слайд № 9 )

СанПиН 2.4.1.3049-13 (выдержки)

X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам 

для детей с ограниченными возможностями здоровья

10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы…,   в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:

     компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья

Наполняемость групп - ?    Кадровое обеспечение - ?

(Слайд № 10)

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28 февраля 2014 г. № 08-249
«Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

Комментарии к разделу III пункта 3.2.4

   Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Комментарии к к разделу III пункта 3.4.1

    В соответствии с пунктом 4 части 2 и частью 3 статьи 28  Закона установление штатного расписания является компетенцией Организации. В то же время Организация должна исходить в первую очередь из задачи обеспечения требований Стандарта.

Комментарии к к разделу III пунктов 3.4.3 и 3.4.4

    Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей с ОВЗ (пункт 3.4.3  Стандарта) и в группах комбинированной направленности, в которых обучаются дети с ОВЗ (пункт 3.4.4 Стандарта), являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости, социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов в расчете на одну группу (для обоих случаев) составляет 1 ставку на группу.  

(Слайд № 11 )

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

     Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой,  а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

(Слайд №12 )

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
о 28 февраля 2014 г. № 08-249

КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Комментарии к разделу III пункта 3.2.7 ФГОС ДО

В соответствии с частью 1 статьи 79 ФЗ «Об образовании в РФ»: "... содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида".

     В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

   (Слайд № 13 )

 ОП ДО или  ООП ДО?
АОП ДО или АООП ДО?

Статья 12. Образовательные программы  

2. В Российской Федерации  по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы,

по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

основные общеобразовательные программы –

образовательные программы дошкольного образования,

образовательные программы начального общего образования,

образовательные программы основного общего образования,

образовательные программы среднего общего образования;

ООП (АООП) – общее название образовательных программ, реализуемых в общем образовании

ОП ДО (АОП ДО) – название общеобразовательной программы определённого уровня общего образования

(Слайд № 14 )

Приказ № 1014 об утверждении

Порядка организации и осуществления образовательной деятельности

по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам дошкольного образования (выдержки)

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

      В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья 

(Слайд № 15)

Как соотносятся понятия
«обучающиеся с ОВЗ» и
«обучающиеся с ТНР 
(с тяжелыми нарушениями речи)»?

(Слайд № 16 )

СанПиН 2.4.1.3049-13 (выдержки)

X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам 

для детей с ограниченными возможностями здоровья

10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы…, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:

     компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

   с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями,

   глухих и слабослышащих,

   слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием,

   с нарушениями опорно-двигательного аппарата,

   с задержкой психического развития,

   с умственной отсталостью,

     с аутизмом,

    со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии),

     с иными ограниченными возможностями здоровья

(Слайд № 17)

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818

«О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»  (выдержки)

   Если ПМПК рекомендовала ребенку обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для  обучающихся (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи (или с ФФНР, или с ОНР), с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), то ребёнок имеет право посещать группу компенсирующей направленности, созданную для детей определённой категории.

            Если ПМПК не рекомендовала обучение по АООП, то посещать группу компенсирующей направленности ребёнок не может.

(Слайд № 18 )

Т.е., в группах компенсирующей направленности обучаются и воспитываются только дети с ОВЗ (имеющие в заключениях ТПМПК рекомендации по освоению АОП ДО);

реализуется только АОП ДО обучающихся определённой категории;

в Пояснительной записке АОП ДО обучающихся с нарушениями речи должно быть пояснение со ссылкой на нормативно-правовые документы и рекомендации ТПМПК:

варианты

   -  АОП ДО обучающихся с ТНР,

   -  АОП ДО обучающихся с ОНР,

   -  АОП ДО обучающихся с ФФНР  

(Слайд № 19 )

СанПиН 2.4.1.3049-13 (выдержки)

X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам 

для детей с ограниченными возможностями здоровья

10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы…, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе:

     комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ № 1014 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –

образовательным программам дошкольного образования (выдержки)

II. Организация и осуществление образовательной деятельности

13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья

(Слайд № 20 )

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818

«О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (выдержки)

    ВОПРОС. Я работаю учителем-логопедом в комбинированных группах ДОУ. Дети прошли ПМПК и им рекомендовано обучение по АОП. У всех детей ОНР, 4 уровень речевого развития. Могу ли я вместе с другими специалистами на ВСЕХ детей с этим заключением написать ОДНУ программу, взяв за основу программу Нищевой Н.В.? Или мне надо на КАЖДОГО ребенка с ОНР писать АОП?

    ОТВЕТ: Если в группе, в которой Вы работаете, все дети с ОНР, то можно написать одну адаптированную образовательную программу дошкольного образования для воспитанников с ОНР.

       Если в группе, в которой Вы работаете, есть дети с ОНР и нормально развивающиеся дети, то должна реализовываться образовательная программа ДО, а для воспитанников с ОНР разрабатывается одна АОП (прим.на основе ОП ДО, реализуемой в этой группе ). 

(Слайд № 21 )

Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 12. Образовательные программы образовательные программы дошкольного образования  разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность,  в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и  с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

(Слайд № 22 )

Проекты примерных адаптированных ООП дошкольного образования для детей с нарушениями речи:

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. // Под. ред. проф.  Л. В. Лопатиной

Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева, учитель-логопед  высшей квалификационной  категории, отличник народного  образования .

(Слайд № 23 )

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818

«О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ» (выдержки)

    Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием необходимости образования по определенному варианту АООП,

      в том числе ребёнка с инвалидностью или обучающегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому.

(Слайд № 24 )

В дошкольном образовании детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,  но не имеющих в заключениях ПМПК рекомендаций к получению дошкольного образования по адаптированной образовательной программе,  реализуется образовательная программа дошкольного  образования.

  Может ли в рамках ОП ДО осуществляться  коррекционная работа?

(Слайд № 25 )

Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования

(выдержки)

2.11.2. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.

 В случае организации инклюзивного образования по основаниям,

   не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным;

    в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.

 (Слайд № 26 )

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования(выдержки)
2.9. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает
- образовательные потребности воспитанников,
-
запросы родителей (законных представителей)

       (Слайд № 27 )

    Реализация образовательных программ дошкольного образования в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в физическом и (или) психологическом развитии

Дети, имеющие в заключениях ТПМПК рекомендации по освоению АОП ДО

Дети, не имеющие в заключениях ТПМПК рекомендаций по освоению АОП ДО

В процессе их обучения и воспитания реализуется АОП ДО для детей с ОВЗ (с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья)

В процессе их обучения и воспитания реализуется ОП ДО

Включение в АОП ДО раздела «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования» входит в совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (ФГОС ДО)

Включение в ОП ДО раздела

«Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования» не входит в совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (ФГОС ДО)

Организация самостоятельно может принять решение о проведении коррекционной работы в рамках парциальной ОП (в части, формируемой участниками образовательных отношений) в группах, где есть такие дети


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР

Слайд 2

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 № 273 2. Приказ Минобрнауки России «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30 августа 2013 № 1014 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26) 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ( утвержден Приказом Минобрнауки России, зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384, вступил в силу 1 января 2014 года )

Слайд 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» 2. Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2017 годы (Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец 7 июня 2016 года № 4491п-П8) 3. Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818 « О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ »

Слайд 4

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 (выдержки)

Слайд 5

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня Статья 10. Структура системы образования В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования : 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.

Слайд 6

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу Статья 33. Обучающиеся К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: 1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования ; 2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования; 3) студенты (курсанты) - …; 4) аспиранты - …; 5) адъюнкты - …; 6) ординаторы - …; 7) ассистенты-стажеры -…; 8) слушатели - …; 9) экстерны - ...

Слайд 7

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Слайд 8

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818 « О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ » (выдержки) ТПМПК определяет необходимость создания специальных условий получения образования ( работа специалистов, адаптация программы, сроки обучения и т.д.). При выявлении трудностей в освоении основной образовательной программы определённого уровня образования ( в случае отсутствия заключения ПМПК ), первым шагом администрации и специалистов образовательной организации будет привлечение внимания родителей к данной ситуации и рекомендации посетить ПМПК. При несогласии родителей на прохождение ПМПК, ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях .

Слайд 9

СанПиН 2.4.1.3049-13 (выдержки) X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья 10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы …, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе: компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья Наполняемость групп - ? Кадровое обеспечение - ?

Слайд 10

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Комментарии к разделу III пункта 3.2.4 Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Комментарии к к разделу III пункта 3.4.1 В соответствии с пунктом 4 части 2 и частью 3 статьи 28 Закона установление штатного расписания является компетенцией Организации . В то же время Организация должна исходить в первую очередь из задачи обеспечения требований Стандарта. Комментарии к к разделу III пунктов 3.4.3 и 3.4.4 Педагогическими работниками, дополнительно привлекаемыми для обеспечения реализации Программы в группах для детей с ОВЗ (пункт 3.4.3 Стандарта) и в группах комбинированной направленности , в которых обучаются дети с ОВЗ (пункт 3.4.4 Стандарта), являются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, а также, в случае необходимости, социальные педагоги. Рекомендованное количество соответствующих педагогов в расчете на одну группу ( для обоих случаев ) составляет 1 ставку на группу.

Слайд 11

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Слайд 12

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08-249 КОММЕНТАРИИ К ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Комментарии к разделу III пункта 3.2.7 ФГОС ДО В соответствии с частью 1 статьи 79 ФЗ «Об образовании в РФ»: "... содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида". В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в Организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Слайд 13

ОП ДО или ООП ДО? АОП ДО или АООП ДО? Статья 12. Образовательные программы 2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования , по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. 3. К основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы – образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования; _____________------------------------------------------------- ООП (АООП) – общее название образовательных программ, реализуемых в общем образовании ОП ДО (АОП ДО) – название общеобразовательной программы определённого уровня общего образования

Слайд 14

Приказ № 1014 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (выдержки) II. Организация и осуществление образовательной деятельности 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 15

Как соотносятся понятия «обучающиеся с ОВЗ » и «обучающиеся с ТНР (с тяжелыми нарушениями речи)»?

Слайд 16

СанПиН 2.4.1.3049-13 ( выдержки) X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья 10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы …, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе: компенсирующей направленности - для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), с иными ограниченными возможностями здоровья

Слайд 17

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818 « О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ » (выдержки) Если ПМПК рекомендовала ребенку обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи (или с ФФНР, или с ОНР), с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), то ребёнок имеет право посещать группу компенсирующей направленности , созданную для детей определённой категории. Если ПМПК не рекомендовала обучение по АООП , то посещать группу компенсирующей направленности ребёнок не может .

Слайд 18

Т.е., в группах компенсирующей направленности обучаются и воспитываются только дети с ОВЗ (имеющие в заключениях ТПМПК рекомендации по освоению АОП ДО); реализуется только АОП ДО обучающихся определённой категории; в Пояснительной записке АОП ДО обучающихся с нарушениями речи должно быть пояснение со ссылкой на нормативно-правовые документы и рекомендации ТПМПК: варианты - АОП ДО обучающихся с ТНР, - АОП ДО обучающихся с ОНР, - АОП ДО обучающихся с ФФНР

Слайд 19

СанПиН 2.4.1.3049-13 (выдержки) X. Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья 10.1. Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организуются группы …, в которых обеспечиваются необходимые условия для организации коррекционной работы, в том числе: комбинированной направленности - для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья Приказ № 1014 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (выдержки) II. Организация и осуществление образовательной деятельности 13. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья

Слайд 20

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818 « О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ » (выдержки) ВОПРОС. Я работаю учителем-логопедом в комбинированных группах ДОУ. Дети прошли ПМПК и им рекомендовано обучение по АОП. У всех детей ОНР, 4 уровень речевого развития. Могу ли я вместе с другими специалистами на ВСЕХ детей с этим заключением написать ОДНУ программу, взяв за основу программу Нищевой Н.В.? Или мне надо на КАЖДОГО ребенка с ОНР писать АОП? ОТВЕТ: Если в группе, в которой Вы работаете, все дети с ОНР, то можно написать одну адаптированную образовательную программу дошкольного образования для воспитанников с ОНР. Если в группе, в которой Вы работаете, есть дети с ОНР и нормально развивающиеся дети, то должна реализовываться образовательная программа ДО, а для воспитанников с ОНР разрабатывается одна АОП (прим. на основе ОП ДО, реализуемой в этой группе ).

Слайд 21

Закон РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» Статья 12. Образовательные программы образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность , в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования

Слайд 22

Проекты примерных адаптированных ООП дошкольного образования для детей с нарушениями речи Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. // Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева, учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования

Слайд 23

Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 20 февраля 2017 года № 07-818 « О направлении методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ » (выдержки) Представленная последовательность действий специалистов ОО соблюдается, если у ребенка есть заключение ПМПК с указанием необходимости образования по определенному варианту АООП , в том числе ребёнка с инвалидностью или обучащегося, имеющего рекомендации врачебной комиссии (медицинской организации) по обучению на дому

Слайд 24

В дошкольном образовании детей, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, но не имеющих в заключениях ПМПК рекомендаций к получению дошкольного образования по адаптированной образовательной программе , реализуется образовательная программа дошкольного образования Может ли в рамках ОП ДО осуществляться коррекционная работа?

Слайд 25

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (выдержки) 2.11.2. Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья . В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей , выделение данного раздела не является обязательным ; _________________________________________________________________ в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно .

Слайд 26

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (выдержки) 2.9. В части, формируемой участниками образовательных отношений , должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы ), методики, формы организации образовательной работы. _________________________________________________________________________ Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений , учитывает - образовательные потребности воспитанников , - запросы родителей (законных представителей)

Слайд 27

Реализация образовательных программ дошкольного образования в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в физическом и (или) психологическом развитии Дети, имеющие в заключениях ТПМПК рекомендации по освоению АОП ДО Дети, не имеющие в заключениях ТПМПК рекомендаций по освоению АОП ДО В процессе их обучения и воспитания реализуется АОП ДО для детей с ОВЗ (с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья) В процессе их обучения и воспитания реализуется ОП ДО Включение в АОП ДО раздела «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования» входит в совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (ФГОС ДО) Включение в ОП ДО раздела «Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования» не входит в совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (ФГОС ДО) Организация самостоятельно может принять решение о проведении коррекционной работы в рамках парциальной ОП (в части, формируемой участниками образовательных отношений) в группах, где есть такие дети

Слайд 28

Творческих успехов, дорогие коллеги!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение № 1«Ручеек»

Новосибирская область  г. Барабинск

Развитие сукцессивных способностей ребёнка

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                     учитель - логопед ВКК

                                                                                                          Соловьёва О.В.

2019 г

Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных для школьного обучения, так как письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

В отличии от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Процесс письма обеспечивается согласованной работой анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.

В связи с этим остро возникает проблема коррекционно–логопедической работы по формированию предпосылок к обучению чтению и выявлению предрасположенности к дислексии у детей с общим недоразвитием речи.

По мнению, С.С. Мнухина (1968) из всех предпосылок интеллекта нарушения сукцессивных функций, чаще других встречаются при специфических нарушениях школьных навыков. В частности было обнаружено, что у школьников с нарушением письменной речи наблюдались нарушения сукцессивных операций. Дети затруднялись в воспроизведении графических и звуковых ритмов, допускали ошибки при воспроизведении последовательности изображений, движений, автоматизации речевых рядов.

Сукцессивные процессы это есть анализ и синтез последовательных сигналов и стимулов. Иначе говоря, “сукцессивные операции – это операции различения, запоминания и воспроизведения временных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений”. 

Сформированность сукцессивных функций лежит в основе усвоения звуко-слоговой структуры слова, морфосинтаксических операций, навыков текстообразования, грамоты. И соответственно, при их недоразвитии ребенок задерживается на элементарном способе чтения – послоговом.

   Различение и обобщение пространственных и временных отношений между воспринимаемыми объектами среды является, по существу, двусторонним процессом. Одна из сторон является собственно перцептивной, непосредственно чувственным отражением определённых связей между объектами. Другая сторона связана с мышлением.

     Уже в возрасте нескольких месяцев ребёнок активно стремится ориентироваться во времени и пространстве. Это необходимо ему для освоения и изучения окружающего мира. Но сознательное понятие о времени возникает далеко не сразу. Раньше и легче даются человеку ощущения пространства.

К году или полутора годам ребёнок начинает понимать, что такое «сейчас» — оно похоже на «здесь». Чуть позднее выясняется и, что такое «скоро», оно похоже на «там», «недалеко». В три года становится ясным, что бывает «сегодня», «завтра» и «вчера». Только к семи — восьми годам складывается наше обычное интуитивное представление о времени как о равномерно и повсеместно текущем потоке мгновений, каждое из которых сначала ещё только будет, затем оно ужу есть, а потом превращается в «было».

  Время воспринимается ребёнком опосредовано, через конкретизацию временных единиц в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом.

   Таким образом, лёгкие поражения центральной нервной системы обуславливают инертность нервных процессов и создают базу для затруднения формирования школьных навыков, появляется предрасположенность к возникновению дислексии и дисграфии.

     Дефицит сукцессивных способностей резко затрудняет овладение фонематическим анализом, письмом и чтением (исследования Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, А.Н. Корнева и др.)

У детей с общим недоразвитием речи выделяются определенные особенности:

  • сниженная способность к автоматизации речевых рядов,
  • трудности установления причинно-следственных связей,
  • низкий уровень способности воспроизводить различные варианты последовательностей,
  • снижена вербальная память,
  • страдает продуктивность запоминания,
  • забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий,
  • наблюдаются трудности удержания в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация,
  • у большинства дошкольников с ОНР недостаточно развита двигательная память,
  • при повторении двигательных комбинаций встречаются ошибки: пропуски, замены, перестановки частей двигательной программы,
  • у них обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения рук.

Развитие сукцессивных способностей — одно из звеньев работы по предупреждению нарушения усвоения навыков письма и чтения вкючает развитие функций рядообразования, слухоречевой памяти на временные последовательности, воспроизведения и различения ритмов и т.д.

У детей с речевыми нарушениями,  имеющих нарушения звукопроизношения, встречается часть детей со стёртой дизартрией.

Психолого — педагогический анализ структуры  данного речевого нарушения позволил выявить недостаточность психических процессов: неустойчивость произвольного внимания, снижение произвольной памяти, невысокую работоспособность, быструю утомляемость.

В связи с этим, определяется актуальность диагностики сукцессивных функций этой группы детей.

Описание заданий для обследования детей в возрасте 6 — 7 лет.

1.«Перечисли по порядку времена года, потом дни недели».

Оценивалась правильность ответа на оба вопроса.

2.«Послушай, как я постучу, после этого постучи так же». Сначала предлагаются простые ритмы, если они выполняются правильно, то после этого предлагаются сложные ритмы.

Простые ритмы: ! ! ! , ! ! ! , ! ! ! ! , ! ! ! !

Сложные ритмы: ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! !

Оценивается выполнение заданий, учитывается количество ошибок.

3. «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты повтори их в таком же порядке» /ряды из 3, 4, 5 цифр/.

«Теперь я назову тебе ещё несколько цифр, ты их тоже будешь повторять, но в обратном порядке. Я скажу — 1 — 2, ты должен сказать — 2 — 1» /ряды из 2, 3, 4 цифр/.

Уровни выполнения заданий:

1 — уровень: ребёнок правильно выполнил задание;
2 — уровень: ребёнок выполнил задание с ошибками;
3 — уровень: ребёнок не выполнил задание.

      В ряде случаев результаты диагностики подтверждают необходимость проведения работы по развитию сукцессивных способностей у детей с речевыми нарушениями в целях профилактики нарушений письма и чтения.

Организация работы по развитию сукцессивных способностей детей

     А.М. Горчакова  в работе “Формирование сукцессивных функций у дошкольников с нарушениями речи” (2003), приводит следующие онтогенетические принципы (от простого к сложному);

  • от конкретного к абстрактному (предмет —> изображение —> слово —> символ);
  • от контраста к оттенкам, от элементарных дифференциаций к более усложняющимся;
  • от общего к частному, от крупного к мелкому (например, общие движения —> мелкая моторика —> артикуляторная моторика);
  • поэтапность;
  • сформированные умения переводятся в навык;
  • вовлечение в работу по мере развития как можно больше анализаторов;

      Если сукцессивные функции развиты в соответствии с возрастной нормой, то процесс симультанизации проходит довольно легко. Любой навык на начальных этапах осваивается последовательно (сукцессивно), а затем воспроизводится целостно (симультанно). Это относится и к чтению: процесс увеличения языковых единиц происходит постепенно: от чтения по слогам к чтению целыми словами”.

       Для успешного формирования навыка чтения, необходимо достаточное развитие следующих предпосылок:

  • сформированность пространственных представлений, пространственной ориентировки;
  • сформированность зрительно-моторной координации;
  • сформированность мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • достаточный уровень развития слухового, зрительного восприятия;
  • сформированность произвольного внимания;
  • развитие памяти, особенно слухоречевой и зрительной;
  • сформированность сукцессивных функций, а именно: воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
  • достаточный уровень развития устной речи (то есть ее фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя).

Средства, способствующие  развитию сукцессивных способностей

Игровой и литературный материал, способствует  развитию сукцессивных способностей.

      Игра — основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В игре часто сложное становится доступным. Наиболее целесообразной формой развития сукцессивных способностей, одного из направлений развития неречевых психических функций, являются игровые задания, дидактические игры с использованием наглядного материала, специально подобранных стихов, загадок, считалок, чистоговорок, пословиц.

       Игровые задания по развитию сукцессивных способностей необходимо включать в подгрупповые и индивидуальные занятия уже на подготовительном этапе.  

Такие, как:

 «Найди клад», «Телефон», «Разминка», которая удачно используется, как физминутка и т.д.

По мере постановки и автоматизации звуков активно используется литературный материал: короткие стишки, потешки, считалки, пословицы о временах года, месяцах, днях недели, частях суток, последовательности смены событий; игры:

«Кто кем был?», «Когда это бывает?», «Какое время года?»

Использование игр позволяет создать радостный, положительный психологический настрой, интерес к овладению новыми навыками.

     Так как развитие сукцессивных способностей является одним из направлений работы по совершенствованию неречевых психических функций. Включение подобранного игрового и литературного материала в работу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение звукопроизношения, поможет осуществить профилактику дислексии и дисграфии — наиболее эффективную меру предупреждения развития этих расстройств.

     Таким образом, о том, что на сегодняшний день необходимо в дошкольных образовательных учреждениях проводить комплексные мероприятия по формированию данных функций. В развитии навыков чтения и умении владения грамотой принимают участие все субъекты образовательного процесса (воспитатели, учителя- логопеды, психологи, муз. руководители, родители).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие сукцессивных способностей ребёнка Подготовила: учитель - логопед ВКК Соловьёва О.В.

Слайд 2

О собенности детей с общим недоразвитием речи : сниженная способность к автоматизации речевых рядов, трудности установления причинно-следственных связей, низкий уровень способности воспроизводить различные варианты последовательностей, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, наблюдаются трудности удержания в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация, у большинства дошкольников с ОНР недостаточно развита двигательная память, при повторении двигательных комбинаций встречаются ошибки: пропуски, замены, перестановки частей двигательной программы, у них обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения рук.

Слайд 3

Задания для обследования детей в возрасте 6 — 7 лет 1.«Перечисли по порядку времена года, потом дни недели». Оценивалась правильность ответа на оба вопроса. 2.«Послушай, как я постучу, после этого постучи так же». Сначала предлагаются простые ритмы, если они выполняются правильно, то после этого предлагаются сложные ритмы. Простые ритмы: ! ! ! , ! ! ! , ! ! ! ! , ! ! ! ! Сложные ритмы: ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! , ! ! ! ! ! ! Оценивается выполнение заданий, учитывается количество ошибок. 3. «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты повтори их в таком же порядке» /ряды из 3, 4, 5 цифр/. «Теперь я назову тебе ещё несколько цифр, ты их тоже будешь повторять, но в обратном порядке. Я скажу — 1 — 2, ты должен сказать — 2 — 1» /ряды из 2, 3, 4 цифр/. Уровни выполнения заданий: 1 — уровень: ребёнок правильно выполнил задание; 2 — уровень: ребёнок выполнил задание с ошибками; 3 — уровень: ребёнок не выполнил задание.

Слайд 4

Организация работы по развитию сукцессивных способностей детей

Слайд 5

принципы : от конкретного к абстрактному (предмет —> изображение —> слово —> символ); от контраста к оттенкам, от элементарных дифференциаций к более усложняющимся; от общего к частному, от крупного к мелкому (например, общие движения —> мелкая моторика —> артикуляторная моторика); поэтапность ; сформированные умения переводятся в навык; вовлечение в работу по мере развития как можно больше анализаторов;

Слайд 6

предпосылки: сформированность пространственных представлений, пространственной ориентировки; сформированность зрительно-моторной координации; сформированность мелкой моторики, графомоторных навыков; достаточный уровень развития слухового, зрительного восприятия; сформированность произвольного внимания; развитие памяти, особенно слухоречевой и зрительной; сформированность сукцессивных функций, а именно: воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи; достаточный уровень развития устной речи (то есть ее фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя).

Слайд 7

Средства, способствующие развитию сукцессивных способностей и гра игровые задания дидактические игры с использованием наглядного материала специально подобранные стихи, загадки, считалки, чистоговорки , пословицы

Слайд 8

Таким образом , на сегодняшний день необходимо в дошкольных образовательных учреждениях проводить комплексные мероприятия по формированию данных функций. В развитии навыков чтения и умении владения грамотой принимают участие все субъекты образовательного процесса (воспитатели, учителя- логопеды, психологи, муз. руководители, родители ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ВЫПУСКНОГО УТРЕННИКА ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ЗПР «БУРАТИНО ИДЁТ В ШКОЛУ» АВТОРЫ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ГУСНКОВА Н.И., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖУКОВА М.А., УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ДЬЯЧЕНКО Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренникадля подготовительной группы с ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного УТРЕННИКАдля подготовительной группЫ С ЗПР«Буратино идёт в школу»Авторы: учитель-логопед Гуснкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т....

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренника  для подготовительной группы с ЗПР  «Буратино идёт в школу»  Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...

Сценарий выпускного утренника для подготовительной группы с ЗПР «Буратино идёт в школу» Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьяченко Т.Т.

Сценарий выпускного утренника  для подготовительной группы с ЗПР  «Буратино идёт в школу»  Авторы: учитель-логопед Гусенкова Н.И., учитель-логопед Жукова М.А., учитель-дефектолог Дьячен...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...