Статья
статья по логопедии (старшая группа)

          Данный материал могут использовать учителя-логопеды и воспитатели групп компенсирующей направленности по формированию системы словоизменения. При этом необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учёта патогенеза и индивидуальных возможностей ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_slovoizmeneniya_imyon_sushchestvitelnyh.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование словоизменения имён существительных

у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Сапрыкина Ольга Валериевна, учитель-логопед МБДОУ ДС №66 «Журавушка»

В настоящее время наблюдается повышенное требование к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом определяют его готовность к школьному обучению. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так связано с проблемой ранней социальной адаптацией этих детей.

               На современном этапе достаточно распространённым речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР), что является серьёзным препятствием для овладения детьми программой общеобразовательной школы. Формирование грамматического строя речи и словоизменения при общем недоразвитии речи происходит гораздо труднее, чем овладение словарным запасом. Формирование словоизменения осуществляется лишь на основе определенного уровня когнитивного развития.

              По мнению Р.И. Лалаевой и Н.В. Серебряковой, формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза, взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

            Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников при общем недоразвитии речи.

          Первый этап - формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.  Существительные:

1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа;

2) отработка беспредложных конструкций единственного числа.

          Второй этап включает работу над следующими формами словоизменения.  Существительные:

1) понимание и употребление предложно - падежных конструкций единственного числа;

2) закрепление беспредложных форм множественного числа;

3) согласование прилагательного и существительного во множественном числе.    

         Третий этап – закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения. Существительные:

употребление предложно - падежных конструкций в косвенных падежах;

согласование существительных с числительными.

Основными направлениями работы по развитию семантической стороны речи, по мнению Ю.В. Микляевой, в комплексной коррекционно-логопедической работе являются:

1) формирование взаимосвязи между мыслительным и языковым содержанием семантики предложно-падежных конструкций;

2) пропедевтика и коррекция аграмматизма, мешающего усвоению смысла предложно-падежных конструкций;

3) формирование предложно-падежной системы русского языка в процессе налаживания взаимосвязанной работы по развитию связной речи, формированию лексико - грамматической стороны речи, развитию фонематического восприятия и звуковой культуры речи с опорой на семантику языка.

          При логопедической работе по формированию системы словоизменения необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учёта патогенеза и индивидуальных возможностей ребёнка.

Логопедическую работу по формированию системы словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи рекомендуется проводить в следующей последовательности:

  1. формирование системы словоизменения на уровне словосочетания;
  2. закрепление системы словоизменения на уровне предложения;
  3. закрепление системы словоизменения в связной речи.

Игры и упражнения с использованием грамматических тетрадей Е.М. Косиновой разработаны, чтобы научить детей: слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространённые предложения с использованием предлогов, формировать предложно падежные конструкции в речевой практике.

Например, Игра «Весёлое путешествие».

Детям предлагается вставить «маленькое слово» (предлог). Читается предложение без предлога, дети подбирают нужный предлог и проговаривают всё предложение.

Мама садится …(в) машину.

Коля бежит …(по) дороге.

Автобус едет…(по) улице.

Поезда едут…(по) рельсам.

Петя любит ездить …(на) велосипеде.

Игра «Расположим красиво мебель в нашей комнате».

Предлагается картинка, изображающая комнату. Логопед задаёт вопросы о расположении различных предметов (мебели) и просит детей использовать слова справа, слева, спереди, позади.

Затем на макете дети расставляют игрушечную мебель так же, как на картинке, комментируя свои действия: «Поставим стул слева от стола» и т.д.

Игра «Солнечный зайчик»

Логопед с помощью зеркала показывает солнечного зайчика и говорит детям: «Ищите зайчика, а найдёте – ответьте, куда он спрятался».

Зайчик на скамейке.

Зайчик под скамейкой» и т.п.

       Таким образом, нами были выделены основные направления практического усвоения детьми с общим недоразвитием речи словоизменения имён существительных.

На базе этих направлений были подобраны нужные игры и упражнения для отработки успешного применения навыков словоизменения имён существительных детьми с общим недоразвитием речи.

Библиографический список

  1. Агранович 3.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопеду и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  2. Бессонова Т. П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.II: Словарный запас и грамматический строй. – М.: АРКТИ, 1998.
  3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007.
  4. Ковайкина Е.В. Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи // Логопед. – №3. –2007. – С. 34-36.
  5. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб. КАРО, 2006. – 80 с.
  6. Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. – СПб. Наука-Питер, 2006.
  8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб. Изд. «Союз», 2001.
  9. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1968. – С. 67-185.
  10. Микляева Ю.В. Развитие семантической стороны речи в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (на примере предложно-падежных конструкций): автореферат кандидат педагогических наук. М.., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...