Доклад в прениях "Логоритмика: развиваем речь движением".
статья по логопедии

Петрова Татьяна Николаевна

Доклады и выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_konferentsiya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика: развиваем речь движением.

Возможно, самое лучшее, самое радостное,

что есть в жизни - это красивая речь

и свободное движение под музыку.

И ребенка можно этому научить.

А. И. Буренкова

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, учителями-логопедами в своей работе применяются различные методы и приёмы. Помимо НОД (традиционных логопедических занятий) по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания, используем  такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

 Логоритмика - это комплексная методика, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью), музыкой и движением. Как показала наша практика, она  является необходимой для  всестороннего развития ребенка, поскольку оказывает огромное влияние на его умственное, физическое и психическое развитие. Кроме того, логоритмика сегодня представляет собой одно из средств преодоления  речевых нарушений у детей.  Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.

Логоритмика включает в себя:

 - речевые игры;

 - пальчиковую гимнастику;

- музыкально – двигательные игры;

 - коммуникативные игры;

- чистоговорки для автоматизации звуков;

- артикуляционную гимнастику и т. д.

Логоритмика подразделяется на несколько видов:

  • упражнения на выработку длительного направленного выдоха;
  • упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;
  • упражнения на координацию движений с речью;
  • упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха.

Считаем, что самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес детей к занятиям, пробуждает их мысли и фантазию.

В настоящее время все большее распространение и популярность в системе коррекционной работы   приобретают интегрированные НОД, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности , обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе.

В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно творческой группой педагогов (в которую входят - учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, инструктор по физическому воспитанию). Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, вырабатывают единую стратегию и тактику. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словарного запаса и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка.

Нами было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя, поэтому на мастер-классах для воспитателей и других специалистов детского сада участники знакомятся с принципами отбора коммуникативных игр, картотеками логоритмических упражнений на развитие чувства ритма.

Нам, как учителям-логопедам, в своей работе часто приходиться слышать от

обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!” Для эффективной работы по взаимодействию с родителями разработаны стендовые консультации, выпущены буклеты «Логоритмика, как одна из методик для работы с детьми, имеющими речевые нарушения», «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием игровых приемов», регулярно проводятся мастер-классы. Открытость педагогического процесса  является одной из форм взаимодействия детского сада и родителей.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается  положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для родителей «Как простые движения рук развивают речь»

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире.  У них снижена познавательская и двигательная активность. Это сдерживает развити...

Развиваем речь в движении.

Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую с первых лет жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не...

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

"Через движение развиваем речь"

В предложенной статье описаны взаимосвязь между развитием у детей мелкой моторики и речи, влиянии двигательной активности на развитие речи детей и особенности детей, имеющих разные формы нар...

Консультации педагога-психолога Развиваем речь через движение

laquo;Как стимулировать речевое развитие ребенка с помощью движений»Дети познают мир через движение.Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, обр...

Развиваем речь движением

Как помочь детям в общении, как научить правильно выразить свои чувства, мысли,как устранить  скованность движений. Как научиться легче общаться со сверстниками и взрослыми,как  найти связь ...

Логоритмика: развиваем речь движениями

Движения и речь под музыку помогают детям научить красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях избавиться от заикания....