Развиваем речь в движении.
консультация на тему
Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую с первых лет жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не только психические, но и физические отклонения. Статические данные показывают, что наиболее распространённой проблемой является недоразвитие речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_rech_v_dvizhenii.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Одно из важных направлений работы современных дошкольных учреждений – преодоление недостатков психофизического развития детей. Зачастую с первых лет жизни у детей с нарушениями здоровья наблюдаются не только психические, но и физические отклонения. Статические данные показывают, что наиболее распространённой проблемой является недоразвитие речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы детей. У них отмечается неустойчивость внимания, снижение психической работоспособности, низкий уровень мнемических функций, в особенности вербальной памяти.
Нарушение в интеллектуальной и эмоционально – волевой сфере ребёнка индивидуальны, их нельзя типологизировать по логопедическому диагнозу.
В большей степени они зависят от причины дефекта, сопутствующих нарушений органических травм, функциональных расстройств и социального опыта.
Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в выполнении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять некоторые движения: перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары о пол с чередованием рук, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения. Недостаточная координация отмечается во всех видах моторики – общей, мимической и артикуляторной. У детей, имеющих речевые расстройства, обычно наблюдаются тяжёлая походка на всю стопу, боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов.
Дети с нарушением речи, как правило, относятся ко второй – третьей группам здоровья. У многих из них противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями. У таких детей изменён мышечный тонус, поэтому особое внимание необходимо уделить упражнениям на осанку и активное расслабление и напряжение мышц. Разная амплитуда и скорость движений помогают регулировать мышечный тонус и частоту дыхания, а исполнение ребёнком упражнений со стихами стимулирует развитие речи, артикуляции и силы голоса.
При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, однако дети с общим недоразвитием речи при выполнении даже сравнительно лёгких движений нередко задерживают дыхание. Для таких детей дыхательные упражнения особенно важны, так как наряду с работой над физиологическим дыханием происходит коррекция речевого дыхания (диафрагмального): короткий вдох – длительный выдох.
Слабое развитие мелкой моторики, пространственно – временной ориентировки и зрительно – моторной координации могут стать причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы овладения речью и письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.
В нашем дошкольном образовательном учреждении была разработана система занятий, в которую вошли не только логопедические задания, но и специальные упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую, игры – эстафеты, игры с мячом и др.), направленные на формирование самоконтроля, зрительно – пространственных представлений. Комплексные занятия способствуют быстрому развитию звукопроизношения и связной речи, помогают выучить грамоту.
Упражнение «Тень».
Цели:
- научить детей понимать схематическое изображение позы человека;
-развивать точность движений.
Изобразить такое же движение, что и человек на рисунке – схеме.
Упражнение «Перейди по мостику»
Вариант 1.
Цель: развивать фонематический слух, координацию движений, чувство ритма.
Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, и произносят слоги: са-за-са, ка-га-ка, да-та-да и др.
Вариант 2.
Цели:
- развивать чувство ритма, координацию движений;
- выработать правильную осанку.
Дети по очереди проходят по спортивному снаряду, сопровождая каждый шаг хлопком в ладоши поочерёдно перед собой и позади.
Игры с мячом широко используются для развития координации движений, тренировки и чёткости, усвоения принципа слогового анализа.
Упражнение «Доскажи словечко»
Цели:
-развивать чёткость и точность движений;
-усвоить принцип слогового анализа.
Инструктор бросает ребёнку мяч и называет первый слог, ребёнок возвращает мяч и заканчивает слово нужным слогом.
Упражнение «Радисты»
Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, речедвигательную координацию.
Дети, ударяя мячом о пол, повторяют заданный ритмический рисунок.
Упражнение «Лодочка»
Цель: развивать чувство ритма, зрительно – пространственные представления.
Дети сидят друг за другом, вместе проговаривая текст и имитируя указанные движения:
Динь – дон, динь – дон,
Мы на лодочке плывёт.
Ветер по морю гуляет,
Ветер лодочку качает,
Дружно к берегу гребём,
Вправо к берегу гребём,
Влево к берегу гребём.
К берегу пристала лодка,
Мы на берег прыгнем ловко.
Включение в занятие ритмических движений улучшает эмоциональный настрой, даёт возможность самовыражения.
Формирование зрительно – пространственных способствуют игры с флажками:
Упражнение «Регулировщик»
Цель: развивать зрительно – пространственные представления, координацию.
Дети повторяют за инструктором ряд движений с флажками в руках.
Упражнение: «Собери по схеме»
Цель: развивать зрительно – пространственные представления.
Дети должны повторить при помощи колец и конусов рисунок – схему.
Развитию навыка звукового анализа, ловкости и координации способствуют игры – эстафеты.
Игра – эстафета «Составь слово»
Дети делятся на команды. Инструктор называет слово. Задача детей – с помощью цветных мячей выложить звуковую схему слова. По сигналу инструктора дети по очереди берут мячи, цвет которых обозначает заданный звук, подбегают к ориентиру, оставляют мяч, соблюдая последовательность в звуковой схеме слова, и возвращаются назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для родителей «Как простые движения рук развивают речь»
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательская и двигательная активность. Это сдерживает развити...
"Через движение развиваем речь"
В предложенной статье описаны взаимосвязь между развитием у детей мелкой моторики и речи, влиянии двигательной активности на развитие речи детей и особенности детей, имеющих разные формы нар...
Консультации педагога-психолога Развиваем речь через движение
laquo;Как стимулировать речевое развитие ребенка с помощью движений»Дети познают мир через движение.Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, обр...
Развиваем речь движением
Как помочь детям в общении, как научить правильно выразить свои чувства, мысли,как устранить скованность движений. Как научиться легче общаться со сверстниками и взрослыми,как найти связь ...
Консультация "Развиваем речь через движения…"
Всё чаще специалисты сталкиваются с задержками в развитии ребёнка. И самая частая задержка-это задержка речевого развития. Многие ошибочно полагают, что если нет речи, то нужно прицельно развива...
Логоритмика по методике Е.Железновой "Развиваем речь через движения"
Развиваем речь через движение. Разучивание песенок с движениями....
Логоритмика по методике Е. Железновой «Развиваем речь через движения»
Программа рассчитана для разных возрастов. Она может применяться и для совсем маленьких карапузов от полугодика, когда можно танцевать у мамы на руках. Конечно, здесь они являются только слушателями.А...