Конспект подгрупповой ООД по развитию речи на тему «Овощи»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепление лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgruppovoe_zanyatie.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи на тему «Овощи».
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей об овощах.
- Формировать представления о способах приготовления овощей, методах их выращивания.
- Пополнять активный словарь детей соответствующими глаголами.
- Пополнять активный словарь детей существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Совершенствовать грамматический строй речи (побор определений, согласование существительных с прилагательными, с предлогами, образование прилагательных).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать навык образования существительных множественного числа.
- Развивать связную речь.
- Развивать навык составления рассказа-описания с опорой на схему.
- Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.
- Развивать речевое дыхание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать уважение друг к другу;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать самостоятельность.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Количество детей: 6 человек.
Форма работы: подгрупповая.
Оборудование: индивидуальные зеркала, мешочек с муляжами овощей, шарики су-джок, бумажные (ламинированные) овощи на нитке, мяч, картинка с изображением огорода, схема для составления рассказа-описания.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).
- Ребята, сегодня я принесла подарки осени. А что это за подарки - вы должны отгадать (Дети слушают и отгадывают загадки, логопед вынимает из мешочка муляжи отгадываемых овощей):
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет —
Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет. (Редька.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)
Сладкий — съешь и целиком,
Горький — тронешь языком,
Обожжет, как огнем,
Не забудешь ты о нем. (Перец.)
- Как все это можно назвать одним словом? Правильно, это овощи! Догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
Дети: Об овощах!
2. Артикуляционная гимнастика «Овощи».
- Для начала расскажу вам историю об одном бегемоте, а пока рассказываю, разомнем наш язычок! Садитесь перед зеркалами, ноги и спину держим ровно:
Жил на свете бегемот.
Широко открывши рот, (открывать широко рот)
Он ходил в свой огород, («Часики»)
Улыбался во весь рот. («Улыбочка»)
Брал лопатку в руки («Лопаточка»)
И копал без скуки.
Вверх – вниз, вверх- вниз
Наклонялся наш малыш. («Качели»)
Вот зелёный удалец –
Это вкусный огурец. («Трубочка»)
Здесь не рыжая плутовка,
Это тонкая морковка. («Иголочка»)
Здесь пузатый кабачок
Солнцу показал бочок. («Шарики»)
Горькие здесь лук, чеснок,
Съесть он их уже не смог. («Улыбка» – «Трубочка»)
Надо овощи сажать,
Чтоб здоровым, сильным стать. («Чашечка»)
- Молодцы, ребята!
3. Дыхательная гимнастика «Спасаем овощи».
- Ребята, иногда случается так, что на овощи налетает тля и вредные жучки. Чтобы на овощи не напали вредные жучки, давайте подуем на них (раздаю детям овощи на нитке).
- Берем за нитку так, чтобы овощи были перед вашим лицом и дуем на них: вдыхаем носом, выдыхаем ртом! (Дети выполняют дыхательную гимнастику).
4. Беседа об овощах.
- Ребята, а еще какие овощи вы знаете?
- Почему я назвала их «подарками осени»? (Созревают осенью)
- Где растут овощи? (В огороде на грядках)
- А как растут овощи? (Достает картинку с изображением огорода)
- Овощи могут расти в земле и на земле. Давайте назовем те овощи, которые растут в земле? (Свекла, морковь, лук, картошка, чеснок, репа, редька, редис)
- Ребята, что нужно сделать, чтобы получить урожай? (Посадить, поливать, рыхлить, полоть, удобрять)
- Вы знаете, как готовят овощи? Что с ними делают? (Жарят, варят, тушат, солят, консервируют, замораживают, делают заготовки на зиму – сок, икру)
5. Игры с мячом «Назови ласково», «Один-много».
- Ребята, а сейчас мы поиграем. Я называю овощ и бросаю вам мяч, а вы должны назвать этот овощ ласково и вернуть мяч мне. Будьте внимательны. Мяч бросаем осторожно.
- Капуста (капустка).
- Помидор (помидорчик).
- Огурец (огурчик).
- Репа (репка).
- Баклажан (баклажанчик).
- Свекла (свеколка).
- Морковь (морковка).
- Перец (перчик).
- Лук (лучок).
- Укроп (укропчик).
- Ребята, сейчас правила игры изменятся. Я называю один овощ – а вы много.
- Тыква (тыквы).
- Кабачок (кабачки).
- Редька (редьки).
- Огурец (огурцы).
- Перец (перцы).
- Репа (репы).
- Свекла (свеклы).
- Капуста (капусты).
- Помидор (помидоры).
- Молодцы, ребята. Справились с заданием.
6. Упражнение с предлогами.
- Ребята, посмотрите внимательно на то, как расположены наши овощи (муляжи лежат в ряд).
- Скажите, что лежит перед свеклой? После редьки? Между капустой и огурцом? Перед тыквой? А где лежит помидор? Отвечаем полными предложениями. (После картофеля и перед луком, между картофелем и луком) (Таким же образом спрашивается о местоположении еще 5-6 овощей)
7. Пальчиковая гимнастика.
- Жучки ушли, но овощи могут перетаскать и ежи. Давайте не дадим им похитить овощи и сделаем с ними гимнастику:
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да-да-да!
Уходи, колючий ёж,
В темный лес, где ты живешь!
8. Игра «Повар».
- Ребята, зачем человеку нужны овощи? О том, как их готовят мы с вами уже говорили. А если приготовим:
Салат из моркови, то какой салат получится? (морковный)
Салат из капусты - капустный
Салат из огурцов - огуречный
Салат из свёклы - свекольный
Суп из гороха – гороховый
Суп из картофеля – картофельный
Суп из овощей – овощной
Каша из тыквы - тыквенная
Икра из кабачков - кабачковая
Икра из баклажанов – баклажанов
9. Физминутка «Собираем урожай»
- Засиделись мы с вами, предлагаю немного размяться, давайте встанем в круг, смотрите и повторяйте за мной:
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют
Мы морковки натаскаем «Таскают»
И картошки накопаем. «Копают»
Срежем мы кочан капусты, «Срезают»
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза
Щавеля нарвем немножко «Рвут»
И вернёмся по дорожке. Маршируют
10. Игра «Магазин».
- Ребята, представьте, что вы пришли в магазин за овощами. Но, чтобы купить овощ, вы должны не называя его рассказать о нем так, чтобы продавец понял, что вам нужно. Поможет вам в этом вот эта схема.
Например: Этот овощ растет на земле. Он круглый, красного цвета. На вкус овощ кисло-сладкий. Снаружи покрыт тонкой кожурой, внутри мякоть с мелкими семенами. Я хочу из него приготовить томатный сок.
(Дети выходят по одному, описывают овощ и учитель-логопед выдает им муляжи)
III. Итог занятия.
(Учитель-логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно, а потом оценивает их работу):
- Молодцы! Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось на занятии больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект заняти по развитию речи. Тема: "Овощи".
Цель занятия науить детей различать и называть овощи, определять на вкус сырые и варённые овощи, отвечать на вопросы, уточнить качественные признаки овощей. Занятие написанно в игровой форме....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...
Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"
Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Овощи» для детей младшего дошкольного возраста. «Консервируем овощи»
Конспект НОД по аппликации "Консервируем овощи"...
Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »
Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Овощи" (подготовительная к школе группа)
Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....