Конспект подгрупповой ООД по развитию речи на тему «Овощи»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

 

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

 

Цель: закрепление лексико-грамматических категорий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_zanyatie.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи на тему «Овощи».

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обобщить и систематизировать знания детей об овощах.

- Формировать представления о способах приготовления овощей, методах их выращивания.

- Пополнять активный словарь детей соответствующими глаголами.

- Пополнять активный словарь детей существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Совершенствовать грамматический строй речи (побор определений, согласование существительных с прилагательными, с предлогами, образование прилагательных).

Коррекционно-развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление.

- Развивать пространственные представления.

- Развивать навык образования существительных множественного числа.

- Развивать связную речь.

- Развивать навык составления рассказа-описания с опорой на схему.

- Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

- Развивать речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать уважение друг к другу;

- формировать познавательный интерес;

- воспитывать самостоятельность.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Количество детей: 6 человек.

Форма работы: подгрупповая.

Оборудование: индивидуальные зеркала, мешочек с муляжами овощей,  шарики су-джок, бумажные (ламинированные) овощи на нитке, мяч, картинка с изображением огорода, схема для составления рассказа-описания.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

 - Ребята, сегодня я принесла подарки осени. А что это за подарки - вы должны отгадать (Дети слушают и отгадывают загадки, логопед вынимает из мешочка муляжи отгадываемых овощей):

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Круглый бок, желтый бок.

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка.)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька,

А от ста болезней поможет. (Редька.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий — съешь и целиком,

Горький — тронешь языком,

Обожжет, как огнем,

Не забудешь ты о нем. (Перец.)

- Как все это можно назвать одним словом? Правильно, это овощи! Догадались, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

Дети: Об овощах!

2. Артикуляционная гимнастика «Овощи».

- Для начала расскажу вам историю об одном бегемоте, а пока рассказываю, разомнем наш язычок! Садитесь перед зеркалами, ноги и спину держим ровно: 

Жил на свете бегемот.

Широко открывши рот, (открывать широко рот)

Он ходил в свой огород, («Часики») 

Улыбался во весь рот. («Улыбочка»)

Брал лопатку в руки («Лопаточка»)

И копал без скуки.

Вверх – вниз, вверх- вниз

Наклонялся наш малыш. («Качели»)

Вот зелёный удалец – 

Это вкусный огурец. («Трубочка») 

Здесь не рыжая плутовка, 

Это тонкая морковка. («Иголочка»)

Здесь пузатый кабачок 

Солнцу показал бочок. («Шарики»)

Горькие здесь лук, чеснок, 

Съесть он их уже не смог. («Улыбка»  – «Трубочка») 

Надо овощи сажать, 

Чтоб здоровым, сильным стать. («Чашечка»)

        - Молодцы, ребята!

3. Дыхательная гимнастика «Спасаем овощи».

- Ребята, иногда случается так, что на овощи налетает тля и вредные жучки. Чтобы на овощи не напали вредные жучки, давайте подуем на них (раздаю детям овощи на нитке).

- Берем за нитку так, чтобы овощи были перед вашим лицом и дуем на них: вдыхаем носом, выдыхаем ртом! (Дети выполняют дыхательную гимнастику).

4. Беседа об овощах.

- Ребята, а еще какие овощи вы знаете? 

 - Почему я назвала их «подарками осени»? (Созревают осенью)

- Где растут овощи? (В огороде на грядках)

- А как растут овощи? (Достает картинку с изображением огорода)

- Овощи могут расти в земле и на земле. Давайте назовем те овощи, которые растут в земле? (Свекла, морковь, лук, картошка, чеснок, репа, редька, редис)

- Ребята, что нужно сделать, чтобы получить урожай? (Посадить, поливать, рыхлить, полоть, удобрять)

- Вы знаете, как готовят овощи? Что с ними делают? (Жарят, варят, тушат, солят, консервируют, замораживают, делают заготовки на зиму – сок, икру)

5. Игры с мячом «Назови ласково», «Один-много».

- Ребята, а сейчас мы поиграем. Я называю овощ и бросаю вам мяч, а вы должны назвать этот овощ ласково и вернуть мяч мне. Будьте внимательны. Мяч бросаем осторожно.

- Капуста (капустка).

- Помидор (помидорчик).

- Огурец (огурчик).

- Репа (репка).

- Баклажан (баклажанчик).

- Свекла (свеколка).

- Морковь (морковка).

- Перец (перчик).

- Лук (лучок).

- Укроп (укропчик).

- Ребята, сейчас правила игры изменятся. Я называю один овощ – а вы много.

- Тыква (тыквы).

- Кабачок (кабачки).

- Редька (редьки).

- Огурец (огурцы).

- Перец (перцы).

- Репа (репы).

- Свекла (свеклы).

- Капуста (капусты).

- Помидор (помидоры).

 - Молодцы, ребята. Справились с заданием.

6. Упражнение с предлогами.

- Ребята, посмотрите внимательно на то, как расположены наши овощи (муляжи лежат в ряд).

- Скажите, что лежит перед свеклой? После редьки? Между капустой и огурцом? Перед тыквой? А где лежит помидор? Отвечаем полными предложениями. (После картофеля и перед луком, между картофелем и луком) (Таким же образом спрашивается о местоположении еще 5-6 овощей)

7. Пальчиковая гимнастика.

- Жучки ушли, но овощи могут перетаскать и ежи. Давайте не дадим им похитить овощи и сделаем с ними гимнастику: 

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек,

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно, да-да-да!

Уходи, колючий ёж,

В темный лес, где ты живешь!

8. Игра «Повар».

- Ребята, зачем человеку нужны овощи? О том, как их готовят мы с вами уже говорили. А если приготовим:

Салат из моркови, то какой салат получится? (морковный)          

Салат из капусты - капустный          

Салат из огурцов - огуречный 

Салат из свёклы - свекольный

Суп из гороха – гороховый

Суп из картофеля – картофельный

Суп из овощей – овощной

Каша из тыквы - тыквенная

Икра из кабачков - кабачковая

Икра из баклажанов – баклажанов

9. Физминутка «Собираем урожай»

- Засиделись мы с вами, предлагаю немного размяться, давайте встанем в круг, смотрите и повторяйте за мной:

В огород пойдем, урожай соберем.   Маршируют
Мы морковки натаскаем                    
«Таскают»
И картошки накопаем
.                        «Копают»
Срежем мы кочан капусты,                «Срезают»
Круглый, сочный,

Очень вкусный,                                    Показывают круг руками 3 раза
Щавеля нарвем немножко                  
«Рвут»
И вернёмся по дорожке.                     Маршируют

10. Игра «Магазин».

- Ребята, представьте, что вы пришли в магазин за овощами. Но, чтобы купить овощ, вы должны не называя его рассказать о нем так, чтобы продавец понял, что вам нужно. Поможет вам в этом вот эта схема.

Например: Этот овощ растет на земле. Он круглый, красного цвета. На вкус овощ кисло-сладкий. Снаружи покрыт тонкой кожурой, внутри мякоть с мелкими семенами. Я хочу из него приготовить томатный сок.

(Дети выходят по одному, описывают овощ и учитель-логопед выдает им муляжи)

III. Итог занятия.

(Учитель-логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно, а потом оценивает их работу):

- Молодцы! Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось на занятии больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заняти по развитию речи. Тема: "Овощи".

Цель занятия науить детей различать и называть овощи,  определять на вкус сырые и варённые овощи, отвечать на вопросы, уточнить качественные признаки овощей. Занятие написанно в игровой форме....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"

Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...

Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »

Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: "Овощи" (подготовительная к школе группа)

Развитие лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....