Конспект подгрупповой ООД по развитию речи на тему «Овощи»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепление лексико-грамматических категорий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovoshchi.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики
Конспект подгрупповой ООД
по развитию речи
на тему «Овощи»
Подготовила: учитель-логопед Зюляева М. С.
Дата проведения: 07.10.2020 г.
Козловка - 2020
Возраст детей: подготовительная к школе группа.
Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.
Цель: закрепление лексико-грамматических категорий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Обобщить и систематизировать знания детей об овощах.
- Формировать представления о способах приготовления овощей, методах их выращивания.
- Пополнять активный словарь детей соответствующими глаголами.
- Пополнять активный словарь детей существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Совершенствовать грамматический строй речи (побор определений, согласование существительных с прилагательными, с предлогами, образование прилагательных).
Коррекционно-развивающие:
- Развивать словесно-логическое мышление.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать навык образования существительных множественного числа.
- Развивать связную речь.
- Развивать навык составления рассказа-описания с опорой на схему.
- Развивать общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование. Мешочек с муляжами овощей, мяч, картинка с изображением огорода, схема для составления рассказа-описания.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Количество детей: 6 человек.
Форма работы: подгрупповая.
Ход занятия
I. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие словесно-логического мышления. (2 мин).
Учитель-логопед: - Ребята, сегодня я принесла подарки осени. А что это за подарки вы должны отгадать (Дети слушают и отгадывают загадки, логопед вынимает из мешочка муляжи отгадываемых овощей):
Он и в дождик, он и в зной
Клубни прячет под землей.
Клубни вытащишь на свет —
Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)
В огороде вырастаю,
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят. (Помидор.)
Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Щеки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска.)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста.)
Черна, горька,
А от ста болезней поможет. (Редька.)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)
Сладкий — съешь и целиком,
Горький — тронешь языком,
Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)
Учитель-логопед: - Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (Овощи)
II. Основная часть.
- Беседа об овощах.
Расширение словарного запаса по теме. Закрепление знаний об овощах. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными) (3 мин).
Учитель-логопед: - Ребята, а еще какие овощи вы знаете?
- Почему я назвала их «подарками осени»? (Созревают осенью)
- Где растут овощи? (В огороде на грядках)
- А как растут овощи? (Достает картинку с изображением огорода)
- Овощи могут расти в земле и на земле. Давайте назовем те овощи, которые растут в земле? (Свекла, морковь, лук, картошка, чеснок, репа, редька, редис)
- Как вы узнали? Чем они отличаются от остальных? (Есть корешок)
- Ребята, что нужно сделать, чтобы получить урожай? (Посадить, поливать, рыхлить, полоть, удобрять)
- Вы знаете, как готовят овощи? Что с ними делают? (Жарят, варят, тушат, солят, консервируют, замораживают, делают заготовки на зиму – сок, икру)
- А какие овощи вы любите? Милена, какой овощ ты любишь? (Горох)
- Почему? Какой он? (Он зеленый, сладкий, вкусный)
- Артем, а ты какой овощ любишь? (Помидор)
- А он какой? (красный, сочный, круглый)
(Учитель-логопед спрашивает остальных детей и просит их описать свои любимые овощи)
2. Игры с мячом «Назови ласково», «Один-много».
Развитие координации. Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Развитие навыка образования существительных множественного числа. (5 мин).
Учитель-логопед: - Ребята, а сейчас мы поиграем. Я называю овощ и бросаю вам мяч, а вы должны назвать этот овощ ласково и вернуть мяч мне. Будьте внимательны. Мяч бросаем осторожно.
- Капуста (капустка).
- Помидор (помидорчик).
- Огурец (огурчик).
- Репа (репка).
- Баклажан (баклажанчик).
- Свекла (свеколка).
- Морковь (морковка).
- Перец (перчик).
- Лук (лучок).
- Укроп (укропчик).
Учитель-логопед: - Ребята, сейчас правила игры изменятся. Я называю один овощ – а вы много.
- Тыква (тыквы).
- Кабачок (кабачки).
- Редька (редьки).
- Огурец (огурцы).
- Перец (перцы).
- Репа (репы).
- Свекла (свеклы).
- Капуста (капусты).
- Помидор (помидоры).
Учитель-логопед: - Молодцы, ребята. Справились с заданием.
3. Упражнение с предлогами.
Развитие пространственных представлений. Развитие навыка правильного употребления предлогов перед, между, за, после. Развитие навыка согласования существительных с предлогами. (3 мин).
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на то, как расположены наши овощи (муляжи лежат в ряд).
- Скажите, что лежит перед свеклой? После редьки? Между капустой и огурцом? Перед тыквой? А где лежит помидор? Отвечаем полными предложениями. (После картофеля и перед луком, между картофелем и луком) (Таким же образом спрашивается о местоположении еще 5-6 овощей)
4. Физкультминутка.
Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи. (5 мин).
В огород пойдем, урожай соберем. (Дети маршируют на месте)
Мы морковки натаскаем (Таскают)
И картошки накопаем. (Копают)
Срежем мы кочан капусты, (Срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный,
Щавеля нарвем немножко. (Рвут)
И вернемся по дорожке. (Маршируют).
5. Игра «Повар».
Закрепление знаний об овощах. (5 мин).
Учитель-логопед: - Ребята, зачем человеку нужны овощи? Что можно из них приготовить? А если приготовим:
Салат из моркови, то какой салат получится? (морковный)
Салат из капусты - капустный
Салат из огурцов - огуречный
Салат из свёклы - свекольный
Суп из гороха – гороховый
Суп из картофеля – картофельный
Суп из овощей – овощной
Каша из тыквы - тыквенная
Икра из кабачков - кабачковая
Икра из баклажанов – баклажанов
6. Игра «Магазин».
Развитие навыка образования прилагательных. Развитие связной речи. Развитие навыка составления рассказа-описания. (5 мин).
Учитель-логопед: - Ребята, представьте, что вы пришли в магазин за овощами. Но, чтобы купить овощ, вы должны не называя его рассказать о нем так, чтобы продавец понял, что вам нужно. Поможет вам в этом вот эта схема.
Например: Этот овощ растет на земле. Он круглый, красного цвета. На вкус овощ кисло-сладкий. Снаружи покрыт тонкой кожурой, внутри мякоть с мелкими семенами. Я хочу из него приготовить томатный сок.
(Дети выходят по одному, описывают овощ и учитель-логопед выдает им муляжи)
III. Итог занятия и оценка работы детей. (2 мин).
(Учитель-логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно, а потом оценивает их работу):
- Молодцы! Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось на занятии больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект заняти по развитию речи. Тема: "Овощи".
Цель занятия науить детей различать и называть овощи, определять на вкус сырые и варённые овощи, отвечать на вопросы, уточнить качественные признаки овощей. Занятие написанно в игровой форме....
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».
Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...
Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"
Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Овощи» для детей младшего дошкольного возраста. «Консервируем овощи»
Конспект НОД по аппликации "Консервируем овощи"...
Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »
Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и социальному развитию детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития на тему : «Овощи»
Конспект подгруппового занятия по аппликации для детей 6-7 лет с ЗПР. Тема: «Сказочные птицы» ...
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»
Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...