Конспект подгрупповой ООД по развитию речи на тему «Овощи»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

 

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

 

Цель: закрепление лексико-грамматических категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovoshchi.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики

Конспект подгрупповой ООД

по развитию речи

на тему «Овощи»

                                               Подготовила: учитель-логопед Зюляева М. С.

                     Дата проведения: 07.10.2020 г.

Козловка - 2020

Возраст детей: подготовительная к школе группа.

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний.

Цель: закрепление лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Обобщить и систематизировать знания детей об овощах.

- Формировать представления о способах приготовления овощей, методах их выращивания.

- Пополнять активный словарь детей соответствующими глаголами.

- Пополнять активный словарь детей существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Совершенствовать грамматический строй речи (побор определений, согласование существительных с прилагательными, с предлогами, образование прилагательных).

Коррекционно-развивающие:

- Развивать словесно-логическое мышление.

- Развивать пространственные представления.

- Развивать навык образования существительных множественного числа.

- Развивать связную речь.

- Развивать навык составления рассказа-описания с опорой на схему.

- Развивать общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности, ответственности.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование. Мешочек с муляжами овощей, мяч, картинка с изображением огорода, схема для составления рассказа-описания.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Количество детей: 6 человек.

Форма работы: подгрупповая.

Ход занятия

I. Организационный момент. Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Развитие словесно-логического мышления. (2 мин).

Учитель-логопед: - Ребята, сегодня я принесла подарки осени. А что это за подарки вы должны отгадать (Дети слушают и отгадывают загадки, логопед вынимает из мешочка муляжи отгадываемых овощей):

Он и в дождик, он и в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет —

Вот и завтрак, и обед. (Картофель.)

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Круглый бок, желтый бок.

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко.

Что же это? (Репка.)

Щеки розовы, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редиска.)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста.)

Черна, горька,

А от ста болезней поможет. (Редька.)

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.)

Сладкий — съешь и целиком,

Горький — тронешь языком,

Обожжет, как огнем, Не забудешь ты о нем. (Перец.)

Учитель-логопед: - Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом? (Овощи)

 

II. Основная часть.

  1. Беседа об овощах.

Расширение словарного запаса по теме. Закрепление знаний об овощах. Совершенствование грамматического строя речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными) (3 мин).

Учитель-логопед: - Ребята, а еще какие овощи вы знаете? 

 - Почему я назвала их «подарками осени»? (Созревают осенью)

- Где растут овощи? (В огороде на грядках)

- А как растут овощи? (Достает картинку с изображением огорода)

- Овощи могут расти в земле и на земле. Давайте назовем те овощи, которые растут в земле? (Свекла, морковь, лук, картошка, чеснок, репа, редька, редис)

- Как вы узнали? Чем они отличаются от остальных? (Есть корешок)

- Ребята, что нужно сделать, чтобы получить урожай? (Посадить, поливать, рыхлить, полоть, удобрять)

- Вы знаете, как готовят овощи? Что с ними делают? (Жарят, варят, тушат, солят, консервируют, замораживают, делают заготовки на зиму – сок, икру)

- А какие овощи вы любите? Милена, какой овощ ты любишь? (Горох)

- Почему? Какой он? (Он зеленый, сладкий, вкусный)

- Артем, а ты какой овощ любишь? (Помидор)

- А он какой? (красный, сочный, круглый)

(Учитель-логопед спрашивает остальных детей и просит их описать свои любимые овощи)

2. Игры с мячом «Назови ласково», «Один-много».

Развитие координации. Развитие навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Развитие навыка образования существительных множественного числа. (5 мин).

Учитель-логопед: - Ребята, а сейчас мы поиграем. Я называю овощ и бросаю вам мяч, а вы должны назвать этот овощ ласково и вернуть мяч мне. Будьте внимательны. Мяч бросаем осторожно.

- Капуста (капустка).

- Помидор (помидорчик).

- Огурец (огурчик).

- Репа (репка).

- Баклажан (баклажанчик).

- Свекла (свеколка).

- Морковь (морковка).

- Перец (перчик).

- Лук (лучок).

- Укроп (укропчик).

Учитель-логопед: - Ребята, сейчас правила игры изменятся. Я называю один овощ – а вы много.

- Тыква (тыквы).

- Кабачок (кабачки).

- Редька (редьки).

- Огурец (огурцы).

- Перец (перцы).

- Репа (репы).

- Свекла (свеклы).

- Капуста (капусты).

- Помидор (помидоры).

Учитель-логопед: - Молодцы, ребята. Справились с заданием.

3. Упражнение с предлогами.

Развитие пространственных представлений. Развитие навыка правильного употребления предлогов перед, между, за, после. Развитие навыка согласования существительных с предлогами. (3 мин).

Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите внимательно на то, как расположены наши овощи (муляжи лежат в ряд).

- Скажите, что лежит перед свеклой? После редьки? Между капустой и огурцом? Перед тыквой? А где лежит помидор? Отвечаем полными предложениями. (После картофеля и перед луком, между картофелем и луком) (Таким же образом спрашивается о местоположении еще 5-6 овощей)

4. Физкультминутка.

Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, просодической стороны речи. (5 мин).

В огород пойдем, урожай соберем.    (Дети маршируют на месте)

Мы морковки натаскаем (Таскают)

И картошки накопаем. (Копают)

Срежем мы кочан капусты, (Срезают)

Круглый, сочный, очень вкусный,

Щавеля нарвем немножко. (Рвут)

И вернемся по дорожке. (Маршируют).

5. Игра «Повар».

Закрепление знаний об овощах. (5 мин).

Учитель-логопед: - Ребята, зачем человеку нужны овощи? Что можно из них приготовить? А если приготовим:

Салат из моркови, то какой салат получится? (морковный)          

Салат из капусты - капустный          

Салат из огурцов - огуречный 

Салат из свёклы - свекольный

Суп из гороха – гороховый

Суп из картофеля – картофельный

Суп из овощей – овощной

Каша из тыквы - тыквенная

Икра из кабачков - кабачковая

Икра из баклажанов – баклажанов

6. Игра «Магазин».

Развитие навыка образования прилагательных. Развитие связной речи. Развитие навыка составления рассказа-описания. (5 мин).

Учитель-логопед: - Ребята, представьте, что вы пришли в магазин за овощами. Но, чтобы купить овощ, вы должны не называя его рассказать о нем так, чтобы продавец понял, что вам нужно. Поможет вам в этом вот эта схема.

Например: Этот овощ растет на земле. Он круглый, красного цвета. На вкус овощ кисло-сладкий. Снаружи покрыт тонкой кожурой, внутри мякоть с мелкими семенами. Я хочу из него приготовить томатный сок.

(Дети выходят по одному, описывают овощ и учитель-логопед выдает им муляжи)

III. Итог занятия и оценка работы детей. (2 мин).

(Учитель-логопед предлагает детям вспомнить основные этапы занятия, рассказать о том, что нового они узнали, что им было интересно, а потом оценивает их работу):

- Молодцы! Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы с вами говорили? Что вам понравилось на занятии больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект заняти по развитию речи. Тема: "Овощи".

Цель занятия науить детей различать и называть овощи,  определять на вкус сырые и варённые овощи, отвечать на вопросы, уточнить качественные признаки овощей. Занятие написанно в игровой форме....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Итоговое занятие по развитию речина тему "Найди и назови"

Итоговое занятие по развитию речи в первой младшей группе...

Развитие речина тему: «Где прячется здоровье? »

Развитие речи на тему: «Где прячется здоровье? »...

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»

Конспект занятия по развитию речина тему: «Фрукты»...