Сенсорная коробка и ее использование в образовательном процессе ДОУ
учебно-методический материал по логопедии
Сенсорная коробка и ее использование в образовательном процессе ДОУ
Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в образовательном процессе ДОУ.
Задача: Содействовать созданию в группах оптимальных условий для сенсорного воспитания детей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу вам представить сегодня сенсорные коробки. Вы конечно знаете, что хорошо развитая речь в дошкольном возрасте – это важнейший показатель правильного и полноценного развития ребёнка. В речи проявляется весь интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, этический опыт ребенка.
Когда я просматривала новую методическую литературу, то встретила интересную статью о сенсорных коробках и захотела применить в логопедии. А как?
Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).
Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать алалию, УО, аутизм, ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная коробка и ее использование в образовательном процессе ДОУ
Цель: познакомить педагогов с видами сенсорной коробки и ее использованием в образовательном процессе ДОУ.
Задача: Содействовать созданию в группах оптимальных условий для сенсорного воспитания детей.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу вам представить сегодня сенсорные коробки. Вы конечно знаете, что хорошо развитая речь в дошкольном возрасте – это важнейший показатель правильного и полноценного развития ребёнка. В речи проявляется весь интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, этический опыт ребенка.
Когда я просматривала новую методическую литературу, то встретила интересную статью о сенсорных коробках и захотела применить в логопедии. А как?
Сенсорная интеграция – упорядочивание, организация ощущений, получаемых от органов чувств, позволяя организму создавать адаптивный ответ (обоснованное и целенаправленное действие в ответ на ощущение).
Нарушение сенсорной интеграции – это искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для детей с дисфункцией сенсорной интеграции характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Они имеют моноканальный характер восприятия и вычленяют из широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Дисфункция сенсорной интеграции разной степени у детей, может быть отдельным нарушением у здорового ребёнка или может сопровождать алалию, УО, аутизм, ЗПР.
Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с такими проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.
Логопед в своей работе использует элементы сенсорной интеграции.
Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией через сенсорную интеграцию, и решает в первую очередь, свои, речевые задачи.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.
Наиболее благоприятным для сенсорного развития многие исследователи считают ранний и дошкольный возраст, поэтому педагогам и родителям необходимо создать условия и подобрать средства сенсорного воспитания, которые бы этому способствовали.
Одним из эффективных средств сенсорного развития ребенка являются сенсорные коробки.
СЕНСОРНАЯ КОРОБКА - это емкость с наполнителем, главное назначение которой - дать ребенку возможность потрогать, пересыпать, переливать, исследовать и изучать то, что находится внутри. Сенсорная коробка развивает в детях воображение, любопытство, способствует нормализации психического и эмоционального состояния, снижению агрессивности и беспокойства, снятию нервного возбуждения и тревожности, а также активизирует мозговую деятельность. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Например: нужно доставать из сенсорной коробки предметы с признаками качества (деревянные, стеклянные, цвета, формы, сопровождать пересыпания или переливания приставочными глаголами, падежно-предложными конструкциями)
Слайд5 .Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия ( овощи, фрукты, сад-огород, времена года, пляж, подводный мир, ферма, космос, и.т.д.)
Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды.
Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов по размерам, цветам, свойствам.
Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.
Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр. Развития речи.
Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки. При игре с сенсорной коробкой обязательно нужно соблюдать некоторую безопастность.
Правила работы с сенсорными коробками:
- Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка
- Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
- Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
- При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
И сегодня я хотела бы вам предложить собрать сенсорные тематические коробки, которые можно было бы применить в речевом развитии. Если вас это заинтересовало и вы бы хотели получить новый опыт или показать свой, тогда приглашаю вас принять участие в мастер-классе.
Но перед тем как приступить к работе я хотела бы рассказать как можно использовать коробки, из какого материала изготавливаются и чем можно наполнить коробки
Сенсорные коробки можно использовать при изучении различных тем на занятиях в разных образовательных областях, или пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе для самостоятельной и/или индивидуальной работы с детьми. использование сенсорной коробки в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую функцию.
Для сенсорной коробки подходит любая емкость
Материалы для изготовления сенсорной коробки:
- пластиковый контейнер
- коробка (деревянная или картонная)
- глубокая миска
- надувной бассейн
- поднос с высокими бортиками
- корзина и прочие емкости
Наполнить сенсорную коробку можно различными материалами: все что вам понравится и будет у вас под рукой это может быть и крупы и бросовый материал и многое другое
- Природный материал: песок натуральный/искусственный, земля, глина, трава/сено, листья, опилки, камни, перья
- Крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка
- Бобовые: фасоль, горох, чечевица, нут
- Макароны, мука, сахар, соль, крахмал, кофе
- Жидкости: вода, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло
- Водяной грунт, гидрогель
- Кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин
- Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
- Поролон, губка, вата, ватные диски
А предметами –наполнителями могут служить:
- фигурки животных, насекомых, рыб и людей,
- растения (искусственные и настоящие),
- игрушки от киндер-сюрпризов,
- камни, ракушки, шишки, орехи
- кубики, кольца, шарики, крышечки
- лоскуты ткани, вата, бусины,
- маленькие коробочки, детали конструктора (Lego)
- игрушечные фрукты, грибы
- буквы и цифры,
- лопатки, ложки, грабли,
- мисочки, чашки, стаканчики, маленькие ведерки,
- груша для воды, сито, воронка, мельница и др.
Сенсорные коробки можно сделать на любую лексическую тему. Это может быть и огород и космос и животные и зоопарк и море, лето Так же можно сделать из фасоли игру «Азбука» где ребенок будет закреплять буквы.
Перед Вами контейнеры , тактильный наполнитель и предметы. Нужно разместить предметы так, чтобы можно было решить какие то речевые задачи или сделать коробку на лексическую тему. Например, задание может быть таким: вы можете записать чтобы вам было легче ориентироваться.
- употребление простых и сложных предлогов (в песке, на песке, под ёлкой);
- образование приставочных глаголов (бежал, прибежал, перебежал, убежал);
- образование относительных прилагательных (деревянный, пластмассовый);
- согласование существительных среднего, женского, мужского рода с прилагательными (яблоко красное, клубника красная, кубик красный);
- деление слов на слоги и выкладывание бусинок;
- образование сложных слов (длиннохвостый, коротконогая). Или любое другое задание которое вам понравится и которое вы придумаете.
А пока коллеги выполняют задание я хотела бы всем остальным задать вопросы
Вопросы:
· какие игры и игрушки для сенсорного развития есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?
· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия?
· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие восприятия запаха (обоняния)?
· в какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице?
· в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе?
· как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?
Ваши сенсорные коробки готовы! Получилось здорово!
Назовите по одному заданию, которое можно предложить детям.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги, если вам понравился мастер класс и он оказался для вас полезен то возьмите и поднимите пожалуйста зеленую ладошку, если вы считаете этот мастер класс вам не пригодится и не интересен то поднимите красную ладошку. Большое спасибо
Я очень надеюсь, что данный мастер-класс будет вам полезен для работы
Спасибо всем за участие и работу.
Желаю всем творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.
Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...
Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Результативность использования в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик воспитателем...
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."
консультация для педагогов"Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий."...
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик
Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик в дошкольном учреждении для аттестации воспитателя...
Использование в образовательном процессе современных педагогических техологий, как важнейшая составляющая успешной реализации задач образовательной области "Речевое развитие"
Современные педагогические технологии являются важнейшей составляющей успешной реализации образовательного процесса в ДОО.Представленныий материал нацелен на повышение компетентности педагогов в вопро...
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов
Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...
Использование игр и упражнений на снятие эмоционального напряжения: рекомендации по использованию в образовательном процессе
Рекомендации педагогам и родителям для использовния в обучении дошкольников правилам безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях террористиического характера....