Причины горлового произношения "Р" и что с этим делать?
статья по логопедии (старшая группа)

Карлова Резида Хамитовна

Причины горлового произношения "Р" и что с этим делать?

         Часто дети, начиная говорить, используют горловое "Р". Родители таких детей не обращают на это внимание, ожидая, что с возрастом это пройдет само собой. Все остальные звуки вскоре звучат правильно, а горловое "Р" так и не торопится уходить. И только в школе родители спохватываются и ведут ребенка к логопеду. А тот восклицает: "Где же вы раньше были?"

         Некоторые же родители горловое произношение ребенком звука "Р" считают допустимым, т.к. оно по звучанию приближено к норме. А часть родителей даже принимают это за "изюминку" в своем ребенке и гордо называют свое чадо "француженкой" или "французом".  В какой то степени эти родители правы. Ведь горловое произношение звука "Р" считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках. Однако в нашей стране такое произношение не является нормой.

         Возникает вопрос: "Надо ли исправлять горловое "Р"? Думаю нет, если  родители  планируют уехать из России и жить во Франции или в другой стране, где  такое произношение звука "Р" считается правильным. Если же родители планируют жить в России, то надо исправлять. Ведь у ребенка в дальнейшем могут появиться сложности в школе. Одноклассники начинают дразнить ребенка , называя его картавым. Что может привести к уменьшению общения со сверстниками, излишней стеснительности, снижению самооценки. А учителя недвусмысленно дают понять, что с проблемой нужно что-то делать. Порой картавость мешает человеку в жизни служит причиной неуверенности в себе и насмешек со стороны. Из-за картавости человек не может работать там, где нужна четкая дикция, например на радио или телевидении.

         Что же такое горловое или гортанное "Р"? Горловое произношение отличается от правильного тем, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом. Почему же, будучи окруженным социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребенок берет именно этот способ произнесения? Что же этому может поспособствовать?

         Причин, нарушения произношения очень много:

— На первом месте слишком короткая уздечка языка. Такой дефект существенно затрудняет нормальное движение языка при произношении фонем, что приводит к искажению произносимых звуков. Лучше всего, если это будет замечено как можно раньше, так как это будет проще исправить. Существуют два способа решения этой проблемы, в незапущенном случае возможны логопедические упражнения направленные на растягивание уздечки, либо хирургическое подрезание.

— Генетические нарушения. Возможен вариант, когда происходит нарушение на генетическом уровне или в момент внутриутробного развития. Такой дефект речи практически невозможно исправить.

— Нарушение фонематического слуха. Некоторые люди воспринимают произносимые звуки иначе, чем все остальные. Просто они их по-другому слышат. Конечно, это не может не отразиться на его речи. Эта проблема корректируется с помощью логопедических занятий, которые длятся долгое время.

— Иногда ребенок старается подражать речи взрослого человека, которого считает главным в семье. Очень часто копируя не только поведение, но и манеру говорить.

— Слабость мышц языка. Эта проблема чаще всего возникает из-за длительного сосания соски малышом, или привычки есть из бутылочки. Ребенок после 8 месяцев должен обязательно получать пищу, которая требует совершения дополнительных действий, кроме как глотания. Когда этого не происходит, мышцы языка нормально не развиваются.

— Иногда ребенок в силу своего упрямства специально не хочет произносить звуки, или довольствуется жестами. В этом случае логопедические упражнения должны быть построены в виде игры, чтобы заинтересовать малыша.

— Двуязычие в семье также затрудняет нормальное произношение ребенка. Порой, ребенку бывает трудно быстро переключится с одного языка на другой и возникают нарушения в речи.

         Горловое произношение звука "Р" — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом. Возможно преодоление и полное исправление речи человека. Логопед применяет целый ряд специальных методик и упражнений, направленных на исправление фонематической стороны речи. Чем раньше ребенок попадет на логопедические занятия, тем быстрее логопед разрешит эту проблему. Взрослый человек также может обратиться за помощью к этому специалисту. Конечно, исправить горловое "Р" во взрослом возрасте намного сложнее, чем в детстве, но это вполне реально сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorlovoe_r.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Причины горлового произношения "Р" и что с этим делать?

        Часто дети, начиная говорить, используют горловое "Р". Родители таких детей не обращают на это внимание, ожидая, что с возрастом это пройдет само собой. Все остальные звуки вскоре звучат правильно, а горловое "Р" так и не торопится уходить. И только в школе родители спохватываются и ведут ребенка к логопеду. А тот восклицает: "Где же вы раньше были?"

        Некоторые же родители горловое произношение ребенком звука "Р" считают допустимым, т.к. оно по звучанию приближено к норме. А часть родителей даже принимают это за "изюминку" в своем ребенке и гордо называют свое чадо "француженкой" или "французом".  В какой то степени эти родители правы. Ведь горловое произношение звука "Р" считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках. Однако в нашей стране такое произношение не является нормой.

        Возникает вопрос: "Надо ли исправлять горловое "Р"? Думаю нет, если  родители  планируют уехать из России и жить во Франции или в другой стране, где  такое произношение звука "Р" считается правильным. Если же родители планируют жить в России, то надо исправлять. Ведь у ребенка в дальнейшем могут появиться сложности в школе. Одноклассники начинают дразнить ребенка , называя его картавым. Что может привести к уменьшению общения со сверстниками, излишней стеснительности, снижению самооценки. А учителя недвусмысленно дают понять, что с проблемой нужно что-то делать. Порой картавость мешает человеку в жизни служит причиной неуверенности в себе и насмешек со стороны. Из-за картавости человек не может работать там, где нужна четкая дикция, например на радио или телевидении.

        Что же такое горловое или гортанное "Р"? Горловое произношение отличается от правильного тем, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом. Почему же, будучи окруженным социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребенок берет именно этот способ произнесения? Что же этому может поспособствовать?

        Причин, нарушения произношения очень много:

— На первом месте слишком короткая уздечка языка. Такой дефект существенно затрудняет нормальное движение языка при произношении фонем, что приводит к искажению произносимых звуков. Лучше всего, если это будет замечено как можно раньше, так как это будет проще исправить. Существуют два способа решения этой проблемы, в незапущенном случае возможны логопедические упражнения направленные на растягивание уздечки, либо хирургическое подрезание.

— Генетические нарушения. Возможен вариант, когда происходит нарушение на генетическом уровне или в момент внутриутробного развития. Такой дефект речи практически невозможно исправить.

— Нарушение фонематического слуха. Некоторые люди воспринимают произносимые звуки иначе, чем все остальные. Просто они их по-другому слышат. Конечно, это не может не отразиться на его речи. Эта проблема корректируется с помощью логопедических занятий, которые длятся долгое время.

— Иногда ребенок старается подражать речи взрослого человека, которого считает главным в семье. Очень часто копируя не только поведение, но и манеру говорить.

— Слабость мышц языка. Эта проблема чаще всего возникает из-за длительного сосания соски малышом, или привычки есть из бутылочки. Ребенок после 8 месяцев должен обязательно получать пищу, которая требует совершения дополнительных действий, кроме как глотания. Когда этого не происходит, мышцы языка нормально не развиваются.

— Иногда ребенок в силу своего упрямства специально не хочет произносить звуки, или довольствуется жестами. В этом случае логопедические упражнения должны быть построены в виде игры, чтобы заинтересовать малыша.

— Двуязычие в семье также затрудняет нормальное произношение ребенка. Порой, ребенку бывает трудно быстро переключится с одного языка на другой и возникают нарушения в речи.

        Горловое произношение звука "Р" — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом. Возможно преодоление и полное исправление речи человека. Логопед применяет целый ряд специальных методик и упражнений, направленных на исправление фонематической стороны речи. Чем раньше ребенок попадет на логопедические занятия, тем быстрее логопед разрешит эту проблему. Взрослый человек также может обратиться за помощью к этому специалисту. Конечно, исправить горловое "Р" во взрослом возрасте намного сложнее, чем в детстве, но это вполне реально сделать.

Горловое произношение звука Р, пожалуй, единственный вариант искаженного произношения звука Р, который большинство родителей принимают за норму, поскольку он наиболее приближен по звучанию к классике. Часть родителей даже считают этот способ произношения пикантным. А кто захочет расстаться с изюминкой? Некоторые предприимчивые родители находят данному способу произношения применение, отдавая детей в немецкие и французские школы. Во всех трёх случаях горловое Р не подвергается исправлению и входит в структуру фонетических представлений ребёнка и затем взрослого человека. Остаётся малая часть родителей, примерно 20 процентов, которым горловое Р их ребёнка режет слух, и они все-таки обращаются к логопеду за его устранением.

Горловое произношение Р, причины возникновения

Хочу сосредоточить ваше внимание на причинах возникновения данного речевого дефекта. Почему, будучи окружённым социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребёнок взял именно это способ произнесения? Значит, что-то поспособствовало? Что же это может быть?

  1. Короткая подъязычная уздечка, которая ограничивает подвижность языка и влияет на прикус.
  2. Хронически увеличенные миндалины, которые держат область корня языка в возбужденном состоянии, и ребёнку легче осуществить смычку с задней частью нёба и корнем языка, чем передней частью языка с передней третью нёба.
  3. Гипотонус или гипертонус языка, который, кстати, часто отражает ситуацию по телу (вы знать не знаете, почему ваш ребёнок неловок, падает на ровном месте, у него все валится из рук, и вам кажется, что это рассеянность, а здесь нужна помощь массажиста или остеопата).
  4. Нарушение фонематического слуха, который не надо путать с физическим слухом, и  который серьезно повлияет в дальнейшем на качество обучения. Например, ребёнок пишет вместо У-О, вместо Б-П, не дописывает окончания и/или пропускает буквы в середине слова.
  5. Вариант органического поражения, которое, помимо звука Р, потянет проблемы неврологического характера: страхи, утомляемость, необоснованную смену настроения, чувствительность к духоте и укачиванию в транспорте.

чень часто логопеды сталкиваются с проблемой горлового произношения р. Иногда в редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь. Горловое произношение отличается от правильного произношения тем, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом.

По статистике, к 9 годам картавят примерно 26% детей. Их картавость вызвана более сложными причинами, о которых родителям должны рассказать логопед, стоматолог или ЛОР. Если же родители проигнорируют посещение этих врачей, ребенок, став взрослым, будет говорить так, как горе-логопед из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Как ыаз на ыазных. Одна – на Киевской, а втойая – на Киевской!». (Вместо «Как раз на разных. Одна – на Киевской, а вторая – на Кировской!».) Не излеченную вовремя картавость иногда приходится наблюдать даже у некоторых телеведущих.

Логопед – понятно: его задача – помочь пациенту преодолеть речевые и психофизические нарушения с помощью индивидуальных занятий. Но причем здесь стоматолог и ЛОР? Дело в том, что причины картавости могут крыться более глубоко, и логопед будет не в силах правильно поставить звук. Например, картавость может быть вызвана специфическим строением полости рта: короткой подъязычной связкой, выдвинутой вперед нижней челюстью, слабыми мышцами кончика языка, редкими зубами.

Часто дети, начиная говорить, в какой-то момент используют гортанное «р» вместо нормального. Родители не обращают на это внимание, ожидая, что потом все само собой поправится. Все остальные звуки вскоре звучат правильно. Но горловое «р» так и не торопится уходить. И только в школе родители спохватываются и ведут ребенка к логопеду. А тот восклицает: «Где же вы раньше были?»

Почему, будучи окружённым социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребёнок взял именно это способ произнесения? Значит, что-то поспособствовало? Что же это может быть?

образуется колебаниями не кончика языка, а мягким небом.сильно мешает человеку в жизни и порой служит причиной неуверенности в себе и насмешек со стороны. Также из–за картавости человек не может работать по некоторым профессиям, где подразумевается четкая дикция, например, работа на радио или телевидении.

когда ребенка начинают дразнить одноклассники, называя «кортавым», или когда учительница недвусмысленно дает понять, что с проблемой нужно что-то делать. Думайте сами, решайте сами

Если вы уверены, что хотите сохранить гортанное «р» у ребенка на всю жизнь, тогда беспокоиться не о чем. Но желательно продемонстрировать ему самому, как он говорит на примере других взрослых, у которых присутствует тот же дефект речи, и поинтересоваться, хочет ли он говорить так же, когда вырастет. Если ребенок уверенно соглашается, то забудьте про логопеда, вам обоим так нравится, и вы счастливы, что еще нужно?

Но помните, что с дефектом речи ребенок вряд ли станет хорошим оратором, его никогда не возьмут в дикторы или актеры, или любую другую публичную профессию, где важно красиво говорить.  Мнение ребенка о произношении им буквы «р» может поменяться со временем, но тогда исправлять его будет уже поздно.

Когда и как начать 

Поэтому если вы или сам ребенок решаете, что с этим нужно что-то делать, то делать нужно и сразу! Логопеды утверждают, что горловое «р» – одна из самых сложных проблем, которую устранить проблематично. Чем раньше начать, тем лучше. У взрослых данный дефект «не лечится», а у ребенка выправление может занять много времени и потребовать изрядных стараний.

Конечно, не все так ужасно. Бывает, что логопед исправляет гортанное «р» достаточно быстро, буквально за месяц – два, а в исключительных случаях – вообще за несколько занятий. Но ошибочно считать, что «само пройдет». Само оно проходит крайне редко, утверждают специалисты, и лучше не затягивать с устранением этого дефекта.

Причины гортанного «р» 

Казалось бы, в окружении, где все говорят «р» правильно, ребенок тоже должен произносить его так же. Но этот звук коварен, и сложен для детей, не зря именно его чаще всего заменяют на «л», «ж» и даже «д». Почему же малыш пользуется горловым «р»?

Причины бывают разные. Прежде всего – «наследственность». Если один из родителей говорит гортанное «р», а ребенок его все время слышит, он может начать повторять.

Короткая «уздечка» под языком делает его малоподвижным и мешает правильно произносить звуки. Обычно этот дефект удаляют в самом разном возрасте, но могут и запустить.  

Нередко причиной гортанного «р» становятся увеличенные миндалины. Ребенку проще смыкать корень языка с небом, нежели пользоваться его кончиком.

Бывают и более сложные ситуации: нервные расстройства, нарушение фонематического слуха, гипотонус языка и многое другое. К счастью, все это лечится, а дефект горлового «р»  у ребенка всегда можно исправить, если обратиться к опытному специалисту. Вопрос, сколько времени и усилий на это потребуется.

При желании можно диагностировать причины возникновения гортанного «р», так с ними будет проще бороться. Однако это не самое главное, поскольку если речь не идет о серьезных заболеваниях, логопеды используют одинаковые упражнения в большинстве случаев.

Упражнения для постановки правильного звука «р» 

Каковы же они? Главная задача вызвать вибрацию на кончике языка. Поначалу это делают механически. Ребенка просят поставить язык за верхние нижние зубы и произносить долгий звук, средний между «з» и «ж». Пока он жужжит, своим пальцем или ватной палочкой ему «щекочут» нижнюю часть языка, при этом получается звук, похожий на раскатистое «р». Постепенно ребенка приучают производить вибрацию своим пальцем. Далее следует добиться, чтобы она после механического раскачивания появлялась сама, хотя бы на мгновение, затем стараемся увеличить это мгновение… То же самое упражнение можно делать, попросив ребенка говорить короткое твердое «д».

Мало у кого получается сразу должный эффект. Вызвав устойчивую механическую вибрацию, очень сложно добиться того, чтобы ребенок ее повторил и зафиксировал.

Еще один способ начинается с упражнения «грибок». Ребенок присасывает язык к небу целиком, чтобы «уздечка» была вертикальной и напряженной. Далее ему необходимо с силой дунуть на язык, не отрывая его от неба. В идеале должен получиться звук «тррр», но начинается все с «т», «тл», «тж» и тому подобных неточностей.

Можно попробовать действовать так: попросить ребенка тянуть звук «ж», а затем добиться, чтобы, жужжа, он отодвигал кончик языка все дальше, а затем с силой дул на него. При успешном выполнении этого упражнения появится вибрация.

Берясь за такое сложное дело, как исправление горлового «р», необходимо запастись терпением. Упражнения, которые малоинтересны, нужно будет повторять каждый день, желательно, по несколько раз, что быстро наскучит и вам, и ребенку. Причем, если вы занимаетесь с логопедом, он все равно будет давать вам домашние задания, поэтому не думайте, что все удастся переложить на него.

Чтобы действовать самостоятельно, необходимо хотя бы несколько уроков взять у специалиста, наглядно научиться тонкостям его мастерства. Немалое значение имеет и психологический фактор: ребенок будет больше слушаться педагога, нежели маму. Совместными усилиями рано или поздно вы обязательно добьетесь желаемого результата и четкого раскатистого «ррррр!»

Картавость сильно мешает человеку в жизни и порой служит причиной неуверенности в себе и насмешек со стороны. Также из–за картавости человек не может работать по некоторым профессиям, где подразумевается четкая дикция, например, работа на радио или телевидении. В чем же причина картавости и можно ли решить эту проблему?

Картавость на языке логопеда – это дислалия. Дислалия сопровождается нарушением произношения звуков при совершено нормальном слухе и сохранном артикуляционном аппарате.

Причин, нарушения произношения очень много:

— На первом месте слишком короткая уздечка языка. Такой дефект существенно затрудняет нормальное движение языка при произношении фонем, что приводит к искажению произносимых звуков. Лучше всего, если это будет замечено как можно раньше, так как это будет проще исправить. Существуют два способа решения этой проблемы, в незапущенном случае возможны логопедические упражнения направленные на растягивание уздечки, либо хирургическое подрезание.

— Генетические нарушения. Возможен вариант, когда происходит нарушение на генетическом уровне или в момент внутриутробного развития. Такой дефект речи практически невозможно исправить.

— Нарушение фонематического слуха. Некоторые люди воспринимают произносимые звуки иначе, чем все остальные. Просто они их по-другому слышат. Конечно, это не может не отразиться на его речи. Эта проблема корректируется с помощью логопедических занятий, которые длятся долгое время.

— Иногда ребенок старается подражать речи взрослого человека, которого считает главным в семье. Очень часто копируя не только поведение, но и манеру говорить.

— Слабость мышц языка. Эта проблема чаще всего возникает из-за длительного сосания соски малышом, или привычкой есть из бутылочек. Ребенок после 8 месяцев должен обязательно получать пищу, которая требует совершения дополнительных действий, кроме как глотания. Когда этого не происходит, мышцы языка нормально не развиваются.

— Иногда ребенок в силу своего упрямства специально не хочет произносить звуки, или довольствуется жестами. В этом случае логопедические упражнения должны быть построены в виде игры, чтобы заинтересовать малыша.

— Двуязычие в семье также затрудняет нормальное произношение ребенка, ведь в некоторых языках, например, французском, «р» поизносится в горловом варианте. Порой, ребенку бывает трудно быстро переключится с одного языка на другой и возникают нарушения в речи.

Картавость — преодолимый дефект речи, при регулярных занятиях с логопедом возможно преодоление и полное исправление речи человека. Логопед применяет целый ряд специальных методик и упражнений, направленных на исправление фонематической стороны речи. Чем раньше ребенок попадет на логопедические занятия, ил в логопедическую группу, тем быстрее логопед разрешит эту проблему. Взрослый человек также может обратиться за помощью к этому специалисту. Конечно, исправить картавость во взрослом возрасте намного сложнее, чем в детстве, но это вполне реально сделать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно....

Горловое "Р"

Методические рекомендации по исправлению горлового "Р"...

В чем причина детского сквернословия и как этого избежать?

Изумлению родителей нет предела, когда их малолетнее чадо однажды в разговоре вдруг употребляет не совсем уместные в детской речи слова и выражения: «Откуда это у него?» В чем причина детс...

Консультация "Причины медлительности ребенка и как с этим бороться"

laquo;Давай поскорее, а то мы опять опоздаем в садик!» – упрашивает мама, а малыш продолжает медлить. Это проблема знакома многим взрослым....

ЗРР и ЗПРР – что это и в чем разница? Каковы причины этого и выйдут ли они в норму?

ЗРР и ЗПРР – что это и в чем разница? Каковы причины этого и выйдут ли они в норму?...

«Эмоциональное выгорание педагогов. Причины, симптомы и как с этим бороться»

Деловая игра с элементами тренинга по профилактике эмоционального выгорания специалистов дошкольных образовательных учрежденийЦель: поиск ресурсных состояний и способов, противодействующих эмоциональн...

"Плохое" поведение. причины, последствия... И что с этим делать?

Материал содержит конспект группового занятия педагога-психолога с родителями, в рамках которого рассматриваются причины плохого поведения, ошибочные действия родителей в ответ на на них. А, также пре...