Подготовка к обучению грамоте детей. Рекомендации для родителей.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
Рассматривается алгоритм обучения письму и техника работы с предложением, а также предпосылки обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_obucheniyu_gramote_detey_v_vozraste_1.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подготовка к обучению грамоте детей в возрасте 1 – 5 лет»
Для того чтобы ребёнок уже в младшем дошкольном возрасте готовился к обучению грамоте, необходимо следующее.
1.Развивать слуховое внимание: учить вслушиваться в звуки окружающего мира; определять направление звука (игры «Жмурки», «Где звенит колокольчик?»); Определять источник звука (игры «Кто кричит», «Что играло?», «Где звучало?»).
2.Развивать речевой слух: учить узнавать по голосу животных – больших и маленьких; учить различать интонацию, воспроизводить её по заданию: «Скажи ласково, сердито»; учить выполнять инструкции, в том числе многоступенчатые.
3.Развивать чувство ритма: упражнять в сочетании «движение и речь» маршировка и гимнастика под счёт или стихи, прошагивание, прохлопывание, простукивание слов; читать сказки К. Чуковского, побуждая ребёнка договаривать окончания.
4.Развивать артикуляционную моторику: делать упражнения игрового характера для губ, языка, челюсти.
5.Развивать речевое и физиологическое дыхание: поддувание лёгких игрушек (кораблик по воде, ватный шарик, задувание свечек, катание по столу карандашей).
6.Развивать голос: задания «Скажи громко, тихо», «Скажи как большой медведь, как маленький медвежонок», «Скажи ласково, сердито, строго»; работать над выразительностью, эмоциональностью речи.
7.Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью массажа, пальчиковых игр и упражнений, комплекса пальчиковой гимнастики. Сочетать эту работу с работой над выразительностью речи, воспитанием чувства ритма.
8.Учить интонационно выделять звуки в словах: АААА – ня, УУУУ – тка, СССС – лон, ШШШШ – каф.
9.Учить вслушиваться, повторять интонируемые звуки, проводить игры на звукоподражание.
«Алгоритм обучения письму»
1.Научить различать верх, низ листа, его правую, левую стороны, используя игровые приёмы и проговаривание («снежинки падают сверху вниз»).
2.Пальчиковая гимнастика и массаж кистей рук.
3.Обведение контуров домиков улитки, клубка ниток широкими круговыми движениями при помощи фломастера на листах большого формата.
4.Штриховка сверху вниз (вертикальные линии – «дождь идёт», косые линии – «дождь с ветром», круги – «на земле появились лужи»). Графические задания включаются в сюжеты, чтобы не было однообразия, утомления.
5.Обведение трафаретов геометрических фигур и их штриховка. Штриховать нужно, не заходя за контуры рисунка, только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями.
6.Знакомство с разлиновкой тетради, направлением написания букв (слева направо), с соблюдением при письме границы строки.
Подготовительные упражнения:
- очерчивание рабочей строки точками, пунктиром;
- обводка контуров геометрических фигур пунктиром;
- проведение линий по точкам;
- штриховка в разных направлениях с соблюдением предела (горизонтально, вертикально, диагонально);
-рисование бордюров;
- написание элементов букв (палочки короткие и длинные, с закруглением вверху и внизу, прямые с петлёй, овал и полуовал).
- написание самих букв (печатных).
«Методика работы с предложением»
Для анализа предложений по словам даётся лёгкий и доступный по смыслу материал с постепенным нарастанием слов в предложении. Методика работы с предложением:
1.Составить предложение по сюжетной картинке.
2.Сосчитать, сколько слов в предложении.
3.Указать, на каком месте стоит каждое из слов в предложении.
4.Закончить начатое предложение по данному образцу.
5.Придумать самостоятельно предложения в два, три, четыре слова.
6.Распространить предложения путём увеличения количества слов.
7.Составить предложения из слов, данных вразбивку (все слова даны в правильной форме).
8.Составить предложения с определённым словом.
9.Составить графическую схему предложения.
10.Придумать предложения по графической схеме.
11.Выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству слов в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация совместной работы логопеда и родителей по подготовке к обучению грамоте детей логопедической группы
Рекомендации о тесном сотрудничестве логопеда и родителей...
Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Рекомендации для воспитателя.
Рекомендации от логопеда по обучению детей дошкольного возраста грамоте....
Консультация для воспитателей и родителей «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста».
Осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоте. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционально...
Обучение чтению детей с ОНР. Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии.
Обучение чтению детей с ОНР.Особенности подготовки к обучению грамоте детей с ОНР. Профилактика дисграфии....
Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Подготовка и обучение грамоте детей дошкольного возраста»...