Автоматизация звуков в речи.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Советы по автоматизации звуков. Этапы автоматизации. Пример материала на автоматизацию звука "р".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov_v_rechi.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука - это закрепление правильного произношения звука в речи. Поставленный звук очень хрупкий, так как у ребенка сложилась стойкая привычка дефектного произношения. При автоматизации звука в речи - закрепляется новый правильный звук.
Советы по автоматизации звуков
- Автоматизировать звук, когда ребенок может произносить его правильно, чётко при многократном повторении.
- Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы.
- Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребенок путает в речи.
- При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному.
- Cлоги - слова - словосочетания - предложения - тексты - стихотворения - скороговорки - самостоятельная речь.
- Ребенку должно быть интересно, больше наглядного материала: показывайте картинки, рисуйте и раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.
- Чтобы добиться положительного результата, надо заниматься каждый день по 15-20 минут. Следить за произношением ребенка в повседневной жизни.
Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи, тоесть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Здесь перед Вами – родителями – стоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.
1) Сначала закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:
— сначала в прямые слоги: са, со, су, сы,
— затем в обратные: ас, ыс, ос, ус,
— далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса, и, наконец,
— в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т.п.
Автоматизация звука в слогах проводится в форме игровых упражнений. Например:
«Здравствуй, пальчик!». Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.
«Поиграй на пианино». Ребёнок сначала молча ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетая каждый удар с произнесением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.
«Прошагай по дорожке». Прошагать по дорожке нужно двумя пальцами: сначала большим и указательным, затем указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Шагать по дорожке можно и нужно и левой, и правой рукой, снизу вверх и сверху вниз.
«Закончи слово». Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает взрослый. Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча – сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает. (но с картинками интересней).
2) Автоматизация звуков в словах – принцип тот же, что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть предложено не менее 60 – 90 картинок, т.е. за занятие он должен произнести столько слов с автоматизируемым звуком.
Здесь можно применять следующие игры:
«Посчитай предметы». Нужно сосчитать до 10 предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет), например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки….. и так далее.
«Собираем бусы».Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.
3) Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.
Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Лучшие предложения можно записывать в тетрадь. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.
4) Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком. Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са), а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).
Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.
5) Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.
Советы логопеда. Автоматизация звука «Р»
Р в слогах
РА- РО- РУ- РЫ- АР- ОР- УР- ИР- ЕР- ТРА- ТРУ- ТРЫ- ДРА- ПРА- ПРО- ФРУ- ВРЫ- КРО-ГРЫ
Р в словах
РАК, РАНА, РАДОСТЬ, БАРАНКА, БАРАБАН, КОРА, ЮРА, РОТ, РОВ, РОДИНА, РОЗА, ДОРОГА, ВОРОНА, УРОК, СЫРОК, РУКА, РУЧКА, ПАРУС, ГОРЫ, РЫБА, РЫНОК, КУРЫ, ПАР, КОМАР, МАРКА, ПОРТ, ДВОР, МУРКА, МИР, КЕФИР, ДЫРКА, АКТЁР, ТРАВА, ТЕТРАДЬ, МЕТРО, ТРУД, ПЕТРУШКА, ПУДРА, ДРОЗД, ВЕДРО, ДРУГ, КЕДРЫ, РПАЗДНИК, ПРОСТО, ПРУЖИНА, ПРЫЖОК, БРАТ, ЗЕБРА, БРУСНИКА, ОБРЫВ, ФРУКТЫ, ВРАЧ, КРАСКИ, КРАБ, КРУГ, КРЫША, ГРАД, ГРУША,
В чистоговорках
РА- РА- РА- высокая гора.
РЫ- РЫ- РЫ- летят комары.
РО- РО- РО- новое ведро.
РУ- РУ- РУ- ягод наберу.
АР- АР- АР- не беги, как на пожар!
ОР- ОР- ОР- дровосек несёт топор.
ИР- ИР- ИР- мы за мир.
В предложениях
Юра несёт рисунки. Мама готовит рагу. Сорока сидит на суку. У Киры будет день рождения. Мама испекла торт. Трубач хорошо играет на трубе. В огромной коробке лежат арбузы. Детям полезно есть морковь, помидоры, огурцы. У Тамары красный карандаш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы автоматизации звуков в речи
Практическая консультация для родителей детей-логопатов.Цель: - Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей; - Оказать пра...
Картотека для автоматизации звуков в речи
№ 1 Звук ССлоги: са-са, са-са-са (медленно и длительно).Слова: сам, сало, сапоги, салат, сажа, сахар, садик, салют, сарай, сова, совок, сайка, собака, сахарный, соловей, сорока, садовник, самолё...
Автоматизация звука в речи.
Автоматизация звуков, ее последовательность и рекомендации по ее проведению....
картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"
картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....
Значение дидактической игры в процессе автоматизации звуков в речи у детей дошкольного возраста
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в...
Игры дома на автоматизацию звуков в речи.
Составленные домашние задания помогут родителям в автоматизации звуков и ввести их в речь. Отрабатываемый звук сочетается с развтитем внимания, памяти, лексической и грамматической системы речи. С пом...
Автоматизация звуков в речи с использованием подвижных игр
Этап автоматизации при коррекции неправильного звукопроизношения, направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введен...