Приемы автоматизации звуков в речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Селиванова Светлана Анатольевна

 

Практическая консультация для родителей детей-логопатов.

Цель: - Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;

          - Оказать практическую помощь родителям детей с дизартрическими 

           расстройствами в организаций игровых занятий по автоматизации звуков

           в речи ребенка;

           -Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимых

           логопедом по коррекции речи.

          -Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную   

           работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_avtomatizacii_zvukov.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей  клуба «Речецветик»

Цель: - Привлечь родителей к совместной работе в коррекции речи детей;

          - Оказать практическую помощь родителям детей с дизартрическими  

           расстройствами в организаций игровых занятий по автоматизации звуков

           в речи ребенка;

           -Формировать положительную мотивацию к мероприятиям, проводимых

           логопедом по коррекции речи.

          -Формирование позитивных взглядов на совместную коррекционную  

           работу.

Подготовила и провела:

учитель-логопед

МДОУ ЦРР- детский-сад

«Белоснежка»

Селиванова С.А.

П. Пурпе, 2009год

План:

Оборудование : видеозапись занятий по автоматизации звуков в речи, мяч, памятки для родителей, выставка печатных игр по закреплению звуков в речи. («Ёжик-грибник», «Мишка-художник», «Звуки разные я знаю- без труда их различаю», «Логопедические бусы» и т.д.)

  1. Вступительное  слово логопеда о   необходимости систематической работы по автоматизации звуков в речи;
  2. Просмотр видеозаписи занятий с ребёнком по автоматизации поставленных звуков в речи.
  3. Давайте поиграем - проведение совместных игр с родителями на закрепление звуков в речи.

- Добрый вечер. Спасибо, что пришли на мою консультацию, это говорит о том, что вы понимаете значимость речевого развития ребенка дошкольного возраста.

-Сегодня, я пригласила  родителей детей, с которыми мы достаточно долго работаем. Конечно, со всеми детьми есть положительная динамика, но всех объединяет одна проблема: поставленные звуки очень долго автоматизируются в речи. Т.е. изолированно звук ребенок  уже может произносить, а в свободной речи  звук не употребляет, или употребляет только по напоминанию родителей или логопеда; не все могут научиться слышать свою речь, правильно ее воспринимать  Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чи сто и красиво. Но у одних ребят это выходит естественно, а у других ... . Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «сапки», хоть плачь!     Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и  случается, так, что этап автоматизации поставленных звуков растягивается на месяцы, а то и годы. Как вы думаете –в чем кроется причина  таких проблем ?

(ответы родителей)

Примерные ответы:

-недостаточно  времени уделяется  решению данного вопроса;

-слабый самоконтроль ребенка за собственной речью;

-нежелание ребёнка исправлять свое звукопроизношение;

-трудность произношения звука и т.д.

 

Вы правильно думаете, но не все причины были озвучены. Давайте уточним. Скорость введения звуков в речи зависит прежде всего:

  1. От вида речевого нарушения – например, сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков.  Дизартрия-это логопедический термин и говорит о нарушении или недостаточной чувствительности мышц, которые отвечают за работы органов артикуляции. Т.Е. нервная клетка, которая обеспечивает движения данной мышцы еще не достаточно созрела, вследствие чего возникают трудности и в произношении звука и в автоматизации. Преодоление дизартрии требует длительного периода, но результат будет.
  2. От состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь.
  3. От состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности -т.е самоконтроля и сознательном управлении своими действиями.

Очень важно, чтобы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их.  «Что значит принять?» - спросите вы.   Принять – это сказать себе и близкому окружению: "Да, у моего ребенка есть особености, и я хочу ему помочь". Принять – значит протянуть своему ребенку руку помощи, вселить в него уверенность в собственные силы, нацелить на успех. Нам, взрослым, необходимо научиться с уважением относится к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка, и тогда помощь, оказываемая взрослым, будет эффективной и своевременной.

Работа над звукопроизношением сложна и требует опреде ленной последовательности.     К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно при продолжительном и многократном повторении. Постепенно повышать темп речевых упражнений. От неторопливого утрированного произнесения слогов ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, а затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок.

Этапу автоматизации в логопедической работе отводится достаточно продолжительное время. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

Я в своей работе использую компьютерные  технологии и разнообразные печатные и словесные дидактические игры. И сегодня небольшие отрывки занятий я предлагаю вашему вниманию. (транслируются приемы занятий) Конечно, у родителей нет специально приобретенных карточек, игр на закрепление звукопроизношения , но самое главное ребенок должен чувствовать, что занятия – не скучная, неизбежная повинность, а интересное увлекательное дело. Учитывая это, необходимо превратить сложнейший процесс автоматизации звука в игру, используя наглядность и специально подобранный речевой материал. Например, можно нарисовать вертолет и сказать ребенку: «Залей полный бак керосина (набери полную грудь воздуха) и посади вертолет точно на аэродром». Да еще предупредить: «Остановишь мотор (звук «Р»), пилот разобьется». Ребенок приложит максимум усилий, для того чтобы его вертолет долетел до аэродрома.

     Автоматизируя звук, необходимо развивать все стороны речи ребенка. Это дает дополнительный материал для игр и их разнообразия.

В случаях неправильного звукопроизношения, допущения лексико-грамматических ошибок высказывание ребенка не рекомендуется прерывать, но продолжать работу по совершен ствованию детского самоконтроля за речевой деятельностью необходимо. В связи с этим педагог (взрослый) должен:

— нацелить ребенка перед ответом на правильное произноше ние с помощью инструкции: например, «Следи за звуками»;

— постараться предупредить ошибку в произнесении взгля дом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой:

• губы «в улыбке» или кисть руки внизу;

• губы «рупором» или кисть руки поднята вверх;

— отметить качество произношения во время общей оценки ответа;

— следить за правильным звукопроизношением в повседнев ной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, при выпол нении трудовых поручений);

— стараться отсрочить контроль за звуками, чтобы не нару шать целостности, непосредственности и эмоциональности общения («Какую интересную историю ты мне рассказал! Петя тоже хочет ее послушать. Повтори для него, но помни, что на этой неделе он твой «логопед» или дежурный по зву кам и ты должен вместе с ним последить за звуком»);

— переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса, а именно: предложить повторно поде литься своими впечатлениями с человечком-звуком [с] или куклой, постоянно играющей роль логопеда; отметить име нины появившегося звука; вручить памятку (медаль, зна чок, колокольчик и т.д.), напоминающую о правильном про изношении; поставить человечка-звук или куклу-логопеда в игровой уголок; помочь организовать дома один из угол ков, в котором все звуки должны произноситься правиль но.

        

Уважаемые  родители! Сегодня мне хотелось бы   предложить для ознакомления  игры, которые  помогут  Вашему  ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух,  научат  рассказывать, отыскивать  интересные слова, а  в  итоге  сделать  речь  Вашего  ребёнка  богаче  и  разнообразнее.

Эти  игры  могут  быть  интересны  и  полезны  всем  членам  семьи. В них  можно  играть  в  выходные  дни, в  праздники, в будние дни  вечерами, когда  взрослые и дети собираются  вместе  после  очередного  рабочего  дня и самое главное- по дороге домой, чтобы не отвлекать вечером от домашних дел!

Во  время  игры  со  словом  учитывайте  настроение  ребёнка, все  возможности и  способности.

Играйте   с ребёнком   на  равных, поощряйте  его   ответы,  радуйтесь  успехам  и  маленьким  победам!

Давайте представим , что вы- это ваш ребенок (предлагаются атрибуты детей- заколка, бант, игрушка, шапочка и т.д.)


Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит  изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?».

Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает , что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

 Игра «Чего не стало?» 
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.

 Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.

 Игра « Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать  предметы с определенным звуком.
Например: давай  мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна  машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

 Игра «Всезнайка».
Дошкольники должны ответить на
вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].

  1. Как тебя зовут?
  2. Где ты живешь?
  3. Что ты любишь кушать?

• Каких ты знаешь животных на звук [л]?
• Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
• Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

 Игра « Кто больше».
Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая , что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например-изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…[


Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.

 Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?» Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь- ...и др.

 Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.

Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки ,но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, ем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.  И сегодня я приготовила специальные памятки для родителей, которые напомнят вам о полученных знаниях. ( логопед раздаёт памятки)

Важно организовывать ситуации, близкие к условиям естественной коммуникации, побуждающие ребенка к речевому высказыванию. Именно в ситуации у ребенка появляется потребность говорить с какой-либо целью, что активизирует его речевую деятельность, способствует закреплению поставленных звуков..
На заключительных занятиях по формированию звукопроизношения полезно включать игры, построенные по типу популярных телевизионных передач «Смак», «Поле чудес» и др. Это вызывает большой интерес у детей, их активное участие. Такие задания способствуют не только закреплению навыков правильного звукопроизношения у детей, но и обогащению словарного запаса, активизации     Вот, например, как можно развивать произвольное внимание в игровой форме при автоматизации звука «Л». Дети часто затрудняются в произнесении этого звука в конце и середине слова. Они его «глотают» в этих позициях. Можно сказать, что сейчас звук «Л» будет лягушкой и будет подстерегать тебя в серединке и на конце слов. Лягушки хотят поплавать в твоем животике, остерегайся! Говори «Л» везде правильно! Как сказал слово не правильно, так лягушку проглотил («бука» вместо «булка»). А глотать лягушек никому не хочется, они такие скользкие, холодные, будут квакать в животе. Ребенку весело, начинает работать азарт, включается внимание.  

Особо любимы детьми игры с мячом, где не только идет проговаривание слов, но и двигательные упражнения, которые развивают  ловкость, внимание, азарт. Давайте и мы в них поиграем (родители организуют круг , логопед объясняет игру и проигрывает её с родителями)

 Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» 

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

 Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря. Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

 Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов со звука Р (л, ,ч и тд), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? —  Рая — А фамилия? — Разбойникова — Откуда ты приехала? — Из Ростова. — Что там растет? —Ранетки. — Какие птицы там водятся? — Рябчики. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ракушки, Расраски.

Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

 Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове. Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

 Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

Подведение итогов

     Основной смысл данных игр и игровых приёмов состоит в том, чтобы выработать у детей умение контролировать собственную речь. И довести новое правильное произношение звука до  автоматических движений.. От того, насколько качественно построена работа по автоматизации звуков в речи будут зависеть навыки грамотного письма в школьном периоде, скорость овладения навыками чтения , а значит успешностью адаптации ребенка в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов «Игровые приемы автоматизации звуков »

Семинар-практикум для педагогов:"Как сделать скучное интересным?Игровые приёмы автоматизации  звуков"...

Консультация для родителей "ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"12915498","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3508","width":"2480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"129...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ для воспитателей «Игровые приемы автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях»

Автоматизация звуков – один из утомительных, сложно прогнозируемых по срокам этапов коррекционного процесса. В этот период работы должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидак...

Консультация для родителей "Нетрадиционные средства и приемы автоматизации звуков в работе с детьми".

В данном материале представлен материал для родителей, в котором описаны различные средства и приемы для автоматизации звуков в домашних условиях....

Игровые приемы автоматизации звуков речи.

В данной методической разработке мною предложены материалы, используемые в работе с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Использование данных приемов на логопедических занятиях по автоматизации...

Игровые приемы автоматизации звуков дома с родителями

Игровые приемы автоматизации звуков (для родителей)...

Презентация для родителей "Играем - звуки закрепляем. нетрадиционные приемы автоматизации звуков"

Нетрадиционные приёмы  позволяют        ускорить процесс автоматизации звуков, вызывают интерес к логопедическим занятиям , повышают уровень речевого развития с...