Коррекция звуков Т, Д (из опыта работы).
методическая разработка по логопедии
Предварительный просмотр:
Коррекция звуков Т, Д.
Лочкарева Татьяна Александровна
учитель-логопед МДОУ
«Кизильский детский сад №3»
При нормальном развитии речи звуки «раннего онтогенеза» К, Г, Т, Д усваиваются дошкольниками к 2-3 годам.
Одним из распространенных дефектов в произношении является замена звуков К, Г на звуки Т, Д.
В литературе достаточно внимания уделено постановке и автоматизации заднеязычных звуков К, Г (В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, И.С.Лопухина).
Однако в практике работы за последние годы все чаще приходится встречаться со случаями замены звуков Т, Д на звуки К, Г детьми дошкольного возраста .
При работе с такими детьми возникли трудности в поиске лексического материала на автоматизацию звуков Т, Д и их дифференциацию со звуками К, Г.
Для решения этой проблемы нами был подобран необходимый лексический материал по коррекции звуков Т, Д.
1.Формирование восприятия звуков Т, Д.
-"Хлопни (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь звук Т, Д)".
Звуки называются вперемежку с любыми звуками, кроме Г, К.
- "Хлопни, (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слог (та, ту, от, ды, до)".
Один из данных слогов называется вперемежку с любыми другими слогами, не содержащими звуков Г, Д.
- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Т (работа, лото, туча, туман, рот, стол)»
- "Хлопни в ладоши (подними руку, флажок, фишку), когда услышишь слово со звуком Д»
(сады, дыня, дым, дочь, наряды)
Одно из данных слов называется вперемежку с любыми другими словами.
2. Изолированное произношение звука Т, Д).
Многократное изолированное произношение звука с опорой на символы или картинки (дятел и колеса)
"Как стучат колеса поезда? - т-т-т,
Как стучит по дереву дятел? - д-д-д.
Педагог поочередно показывает картинки -ребенок произносит звуки Т или Д
3.Автоматизация звука Т в сло гах
та-та-та, то-то-то, ту-ту-ту, ты-ты-ты, та-ту-то, ту-та-ты, то-ты-ту,
ат-ят-ут, ют-ет-ит, ат-ат-ат, ут-ут-ут, ит-ит-ит, ят-ят-ят, ют-ют-ют,ет-ет-ет и т.д.
4. Автоматизация звука Д в слогах
да-да-да, ды-ды-ды, до-до-до, ду-ду-ду, дэ-дэ-дэ
да-ды-до, дэ-до-ду, ада-ода-уду, уда-ода-ида и т.д.
5. Автоматизация звука Т в словах.
там, том, Таня. Толя, Тоня, Тома, Тамара, туфли, тумба, топор, труба, тут, туча;
салат, халат, салют, свет, привет, рот, крот, билет, брат, лист, пишет, пищит, летит,
полет, пилот, самолет, воет, поет, рисует, лепит, бьет, спит, шьет, несет, везет, сидит, делает, лежит, стирает, читает, лижет, обижает;
старый, штора, трудно, ноты, стол, стул, автобус, волчата, ребята, девчата, телята, ягнята, цыплята, утята, поросята, лисята, гусята, щенята
6. Автоматизация звука Д в словах.
дом, дым, дам, Данил, дуют, дают, дыня, дыра, думают, дрова, дубы, двор, дочь, дача, даль, дарит, дверь, двор, Даша, дарю,
сады, кидает, наряды, дыня, борода, холодно, выдать, посуда, вода, сюда, беда, медаль, педаль, льды, надо, ряды, рядом, ладони, обеды, победа, команда, пирамида, душ, дупло, духи,
7.Автоматизация звуков Т, Д в словосочетаниях и предложениях
(допускается одновременное произношение звуков Т и Д)
Таня делает салат. У Тамары новые туфли. Тоня и Толя рисуют. Там летают самолеты. Тоня шьет халат и шторы. Топор и труба лежат около тумбы. Ребята и девчата сидят в автобусе. Самолет летит за тучей. Брат сидит на стуле у стола. Даша подарила Данилу новые карандаши. Из трубы идет дым. Там фонтан.
В лесу спрятались волчата и лисята. Дым идет из трубы. Дом у Данилы стоит далеко от садов. Толя и Даша идут обедать. Открыли дверь, стало холодно. Данил и Толя моют ладони, они будут обедать. В ведре налита холодная вода. У Тамары самолет, улетает он в полет. Тут сады, а там дома.
Там Таня. Тут Тома. Вот твои туфли. Я думаю, Даня спит. Зайчата оставили следы. Тома берет помаду. В саду спят поросята. Папа завинчивает винт. Ребята играют в лото. Таня достает домино. Жеребята стоят у дома. Дед рубит дрова. У деда борода. Бельчата сидят в дупле. В душе идет вода. Друзья едят дыню. Толя идет по мосту.
8.Дифференциация звуков К-Т.
Дифференциация звуков К-Т на слух.
1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Дождик -поезд". Инструкция: "Когда я говорю «дождик», ты произносишь звук К, когда я говорю «поезд», ты произносишь звук Т".
2.Игра "Ладонь-кулак".
Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Т, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком К.
Дифференциация звуков К-Т в слогах
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками К-Т.
ка - та - ка, та-та- ка, та-ка, ка-та, ко-то, то-ко, ту-ку, ку-ту, ат-ак, ат-ак, ут-ук, ук- ут
то-то-ко, ту-ту-ку, ко-то-ко, то-то-ко, ак-ат-ак, ят-як-ят, от-ок-ок,
ты-кы-кы, ит-ик-ик, ик-ит-ик, ка-та-ка, ку-ку-ту, ака-ата, ото-око,
ита-ика, тла-кла, анк-ант, инк-инт, фта-фка и тд.
. Дифференциация звуков К-Т в словах
танк, кот, травка, кроватка, калитка, куст, капитан, ток, канат , кисточка, ласточка, платок, петрушка, ватрушка, шутка, кушетка, молоток, косточка, тарелка, ток, скачет, скулит, тыква, кабинет
красит, капот, катает, копает, таскает, ветка, утка, комната, копыта, каток, моток, так, клетка, картошка, конфеты, кофта, стук, молоток,лодка.
9.Дифференциация звуков Г-Д
Дифференциация звуков Г-Д на слух.
1. Попеременное называние изолированных звуков. Игра "Гуси-дятел". Инструкция: "Когда я говорю «Гуси», ты произносишь звук Г, когда я говорю «Дятел», ты произносишь звук «Д".
2.Игра "Ладонь-кулак".
Ребенок показывает ладонь, если услышит слог со звуком Г, сжимает ладонь в кулак, если слышит слог со звуком Д.
Дифференциация звуков Г-Д в слогах
Повторение по одному, по два и по три слога со звуками Г-Д.
Га-да, ды-гы, го-до, до-го-до, ду-ду-гу, гы-ды-гы, ога-ода, ода-ога-ога, гна-дна, гра-дра-дра, длы-глы-глы и т.д.
Дифференциация звуков Г-Д в словах
догоняет, города, ягода, подруга, радуга, огороды, дорога, гадает, погода, угадает
10.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д в предложениях
У Кати красная кофта. Зайка ест морковку. Данил играет танком. Это подарок его друга Сергея. На тарелках лежат косточки. Щенок скулит около огорода. Корова ест травку. Даша гуляет с Таней. Толя читает газету и книгу. На тарелках лежит петрушка. Галя с подругой работает в огороде. Молоток лежит на столе. Под кустом прыгает зайчик. Дорога идет вдоль огорода. Галя красит домик. После дождя видна радуга. Гром гремит над домом. В сказке говорится о добром гноме. Ребята идут на каток. Толя и Галя катаются на коньках на катке. Катя читает сказку «Кот в сапогах». Наташу укусил комарик. Кот Васька любит молоко и сметану. Коля тащит удочкой огромную щуку из реки. Радуга видна над городом. Попугай сидит в клетке. На карточке нарисованы кот и кит. В огороде растет картошка. Далеко пасутся гуси.
Катя собирает букет. В комнате летает муха. В доме два этажа. Коля ест торт. На столе стоит кактус. Моряк смотрит в бинокль. Я иду в аптеку за ватой. Таня надевает кофту. В комнате стоит комод. Мама надевает платок. На тарелке лежат конфеты. Дед тянет репку. Высоко гнездо аиста. На остановке стоит автобус. На окне сидит кот. Паук плетет паутину. У Кати красивый бант. Дедушка видит бегемота.
11.Дифференциация звуков К-Т, Г-Д чистоговорках
Та-ка, та-ка - мы увидели жука
Ик-ит, ик-ит - самолет летит
То-ко, то-ко - улетит он далеко
Ка-та, ка-та- мы впустили к нам кота
Ут-ук, ут-ук- садим в огороде лук
Ак-ат, ак-ат- Катя рвет салат
Кы-ты, кы-ты- на реке стоят мосты
Ат-ак,ат-ак- в огороде стоит бак
Ага-ада, ага-ада, - стоит высокая ограда
Дон-гон, дон-гон - стоит пустой вагон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агрессия- ее причины и способы коррекции. Обобщение накопленного материала и опыта работы.
В статье собраны и обобщены материалы разных авторов по вопросу агрессивности подрастающего поколения. Не секрет, что в последние годы агрессивность населения возрастает. Что это- естественная защитна...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВУКОВ И СЛОВ" ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ №22 Г. БУГУЛЬМЫ СЕВРЮКОВОЙ Н.В.
В презентации представлен опыт работы воспитателя на тему "Использование интерактивных технологий в формировании грамотной речи дошкольников"...
Приоритетность каузального типа коррекции в работе учителя — логопеда с неговорящими детьми (из опыта работы)
За последние десятилетия специалисты, работающие в области коррекционной педагогики, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития детей. В коррекционной педагогике, в зависимости от цели и н...
Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете "Взаимосвязь работы воспитателя и логопеда по коррекции речи ребёнка"...
Автоматизация звука (РЬ) материал из опыта работы
Игры и упражнения, имеющие целью совершенствование работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движений кисти и пальцев рук, формирование правильной речи ребенка, развитие ...
Роль игры в коррекции внимания и памяти (из опыта работы педагога-психолога)
В данной статье приводятся доводы о необходимости коррекции, целенаправленного развития у детей старшего дошкольного возраста памяти и внимания. Основная часть материала посвящена описанию дидактиче...
Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...