Коммуникативные игры на логопедических занятиях
консультация по логопедии

Варягина Светлана Ивановна

Консультация для родителей и педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry_na_logopedicheskih_zan-h.docx547.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Д/с 16»

Консультация для родителей и педагогов

«Коммуникативные игры на логопедических занятиях».

Презентация по логопедии на тему:"Развитие речи через коммуникативные игры"

Подготовила

Учитель-логопед

1кв.категория

 Варягина Светлана Ивановна

Коммуникативные игры на логопедических занятиях

«Есть три ошибки в общении людей:

первая – это желание говорить прежде, чем нужно;

вторая - застенчивость, не говорить, когда это нужно;

третья – говорить, не наблюдая за вашим слушателем».

Конфуций.

На современном этапе развития логопедии и специальной психологии приоритетным остается вопрос о социализации детей с общим недоразвитием речи, об их интеграции в общество взрослых и сверстников. Процесс социализации также напрямую взаимосвязан с формированием у ребёнка навыков межличностного общения со взрослыми и сверстниками.

Общение является естественным и необходимым условием развития дошкольников, в процессе которого происходит накопление знаний, усвоение моральных норм и правил поведения, становление ценностей.

В дошкольном возрасте у детей происходит становление коммуникативных навыков и умений, изменяются мотивы и содержание общения.

Нарушения в развитии речи искажают ход естественного коммуникативно-речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте, приводят к появлению своеобразных коммуникативных нарушений. Это выражается в недостаточно адекватном использовании вербальных и невербальных средств общения, неумении начать и завершить разговор, слушать и понимать собеседника, эмоционально ему сопереживать. Для детей с речевыми нарушениями характерны не только трудности в актуализации и использовании речевых средств, но и нарушение коммуникативной функции в целом.

Для того, чтобы расположить детей на комфортное, продуктивное общение применяют демократический стиль общения с детьми и во всех играх, упражнениях становясь равным участником.

На начальном этапе основной целью являлось накопление и активизация средств коммуникации (обогащение словарного запаса и развитие словообразования)

Упражнение «Ласковое имя» (образование существительных в уменьшительно-ласкательном значении).

Каждому ребенку предлагается передавать из рук в руки мячик и при этом назвать ласковым именем соседа, сидящего справа, который должен поблагодарить говорящего. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (т. е. ласковым именем назвать теперь нужно соседа слева).

Упражнение «Поменяйтесь местами» (образование сложных прилагательных).

Цель: развитие уважения к другим людям, развитие наблюдательности, умение видеть себя частью коллектива).

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы (светловолосые, те у кого карие глаза (кареглазые, у кого курносый нос) кто любит сладкое (сладкоежка)», «У кого длинные красивые волосы (длинноволосые)», «У кого короткая стрижка (короткостриженные)» и так далее).

Упражнение «Вежливые слова» вводит правила поведения в коллективе.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Содержание. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойно).

Целью следующего, тренировочного, этапа являлось формирование умений и навыков использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения.

Элементы психогимнастики используются в оргмоментах, как упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Детям предлагают модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

Упражнение «Пантомимические этюды».

Цель: учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений.

Содержание. Педагог предлагает детям пройтись так, как в их представлении ходят:

- маленькая девочка в хорошем настроении;

- старик;

- уставший человек;

- смелый человек и т. д.

Вначале дети выполняют каждое задание одновременно, затем поочередно.

Упражнение «Почему? А потому!»

Цель: развивать умение оценивать других с позиции доброжелательности, развивать навык употребления сложноподчиненных предложений.

Оснащение: фишки.

Ход игры:

Педагог приводит примеры «каверзных» вопросов. Затем сами дети задают такие вопросы друг другу. Например:

- Почему кошка часто умывается?

- Может слон жить без хобота?

- А почему поезд не летает?

- Почему заяц грызет морковку? И др.

Ребенок, который дал доказательный и правдоподобный ответ, получает фишку.

Выигрывает тот, кто к концу игры собрал больше фишек.

Упражнение «Опиши друга».

Цель: развивать наблюдательность, внимание к окружающим людям, развивать умение составлять описательный рассказ по плану.

Содержание. С помощью считалки выбирается пара детей. Они встают спиной друг другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера. После этого описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько был точен каждый игрок. Затем выбирается другая пара, игра возобновляется.

Развиваем у ребенка монологическую речь. Но наша задача - научить ребенка учиться - самому получать информацию. Каким образом сделать это? Учить задавать вопросы.

Как известно, в педагогической среде (детский сад, школа) вопросы задаёт педагог. Сам знак вопроса можно сравнить с «рыболовным крючком», таким образом, задавание вопросов сравнивается с выуживанием информации у собеседника.

Практическое обучение умению задавать вопросы мы начинаем с использования, так называемого, приёма «коммуникатора». Где взрослый просит «ребёнка-коммуникатора» задать вопрос другому ребёнку по образцу: «Костя, спроси у Толи с кем он пришел в детский сад». Костя подходит к Толе и, глядя в глаза, вежливо спрашивает: «Толя, с кем ты пришел в детский сад?» (педагог – ребёнок - ребёнок).

Следующий шаг – взрослый выступает в роли отвечающего, (ребёнок – педагог) и наоборот (педагог – ребёнок).

Цель следующего шага – самостоятельное общение детей (ребёнок - ребёнок). Педагог оказывает помощь на всех этапах общения.

Мы учим детей составлять рассказы разного типа, развиваем монологическую речь, обучая их умению задавать правильно вопросы расширяем их коммуникативные возможности, развивать диалогическую сторону речи.

Собеседники могут задавать друг другу вопросы разного характера. Можно, играя, разделить все вопросы на две категории: «маленькие» вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ и «большие» вопросы, на которые предполагается развёрнутый, «долгий», обстоятельный ответ.

Для развития диалогического общения, просодической стороны речи и эмоциональных проявлений у детей, педагогам – практикам будет интересна нетрадиционная форма проведения занятия – интервьюирование. Знание технологии общения обогащает детей жизненным опытом, помогает развитию личностных качеств и готовит их к жизни в социуме. Анализируя конкретные ситуации, активными участниками которых они были, дети могут воспроизвести события, характеризующие ту или иную ситуацию. Поскольку детям с речевыми нарушениями подчас сложно выстроить свою речь правильно, не только грамматически, но и логически была разработана схема проведения интервью.

Предварительно по ней проводится беседа с разъяснением того, что обозначает знак и какие вопросы задает «корреспондент». Условные знаки в схеме в зависимости от лексической темы меняются, но не все.

После усвоения последовательности ведения интервью по условным знакам работа усложняется: после предварительной беседы демонстрационный материал убирается, и дети самостоятельно ведут интервью.

Упражнение «Интервью»

Цель: развитие умения принимать на себя роль, выполнять её в соответствии с характеристикой героя.

Оснащение: микрофоны (по количеству пар участников)

Содержание. Педагог разделяет детей на две команды. Одна команда – «эксперты», другая – «журналисты».

Педагог говорит:

- Каждому «журналисту» нужно выбрать себе «эксперта» и взять у него интервью по знакомой нам теме, например: «Масленица».

Пожалуйста, играйте свои роли так, чтобы ваше поведение и речь были бы как у настоящих журналистов и экспертов. Кто начнет первым?

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Выигрывает пара, которая, по мнению большинства детей, наиболее удачно сыграла свои роли.

Оценивается степень внимания к партнеру, культура общения, артистизм.

Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции; уточняется собственный сенсорный и практический опыт ребенка, что благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Литература:

1. Дмитриевских Л. С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР. - Журнал «Логопед». - N2. - 2010- с. 14

2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2005, № 10, с. 26-36.

3. Душка Н. Д., Соколова Н. И. «Обучение диалогу детей старшего дошкольного возраста». - Журнал «Логопед». - N7. - 2011- с. 35.

4. Зеленцова-Пешкова Н. В. Игротерапия для дошкольников. – Ростов на Дону: Феникс, 2014. – 156 с.

5. Кротова И. В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР. – Журнал «Логопед» - № 7. – 2010 – с. 6- 23.

6. Нетужилова О. С. Комплекс занятий по преодолению коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – Череповец. - Изд-во ЧГУ. – 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на логопедических занятиях

подвижные игры в работе логопеда...

Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".

   Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...

"Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"

Методическая разработка на тему: "Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"...

"Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков"

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное...

Игры на логопедических занятиях по автоматизации звука - Р -

Изготовление и использование игр на логопедических занятиях....

Дидактические игры на логопедических занятиях.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра.Это необходимо учитывать при проведении логопедических занятий. Представленные здесь игры помогут разнообразить учебный материал, сделать коррекционную...

Методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции на логопедических занятиях.

В буклете представлены методы и приемы, используемые на занятиях в рамках логопункта....